Обучение читательской грамотности на уроках английского языка.
статья по английскому языку (6 класс)
Обучение читательской грамотности на уроках английского языка. Разные виды текстов: сплошной и несплошной текст, комиксы, плакаты, буклеты, таблицы, рисунки, схемы и др. помогают ученикам совершенствоваться в области читательской грамотности, которая предполагает: способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение читательской грамотности на уроках английского языка.
Россия всегда была и остаётся на передовых позициях в области образования. Тем не менее, результаты таких международных исследований как PISA демонстрируют некоторый дисбаланс между умением российских школьников решать сложные задачи и неумением находить и интерпретировать имплицитную информацию в несплошных текстах. В связи с этим поставлена цель улучшить уровень читательской грамотности как основы функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это готовность и способность к решению проблем. Функциональная грамотность – это не новые знания. В первую очередь, это – компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт. Это способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений, навыков.
Сегодня государство делает запрос на формирование функциональной грамотности у учащихся. Россия нацелена занять лидирующие позиции в международных рейтингах школьного образования таких, как PISA, PIRLS или TIMSS.
На наш взгляд урок английского языка всегда отличался тем, что на этом уроке можно и нужно давать метапредметные знания, способствовать развитию функциональной грамотности учащихся, особенно в области читательской грамотности.
Разные виды текстов на различные (сплошной и несплошной текст, комиксы, плакаты, буклеты, таблицы, рисунки, схемы) помогут нашим ученикам совершенствоваться в области читательской грамотности, которая предполагает:
- способность человека понимать и использовать письменные тексты,
- размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей,
- расширять свои знания и возможности,
- участвовать в социальной жизни.
Для научения учеников читательской грамотности возможно использовать элементы и методы популярной технологии ТРКМ (Технология развития критического мышления). Данная технология получила развитие в системе российского образования с 1997 года, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно обосновать дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) [Муштавинская И., с. 56].
Критическое мышление подразумевает:
- Определение границ своего знания и незнания;
- Понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить;
- Умение формулировать эти вопросы.
Поэтому очень важно, какие тексты, учебные задания и как предлагает
педагог их учащимся, какую практическую ценность имеют эти учебные задания.
Список литературы:
- Белякова И. Г. Социально-психологические особенности речевой коммуникативной деятельности подростков при изучении иностранного языка // Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике. — 2017. — №4 (8) октябрь-декабрь — с. 96.
- Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — «КАРО», 2014. — с. 56.
- Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. — «КАРО», 2019. — с. 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
Данная работа покажет как можно построить задания на уроках английского языка для формирования читательской грамотности...

Проектирование заданий, ориентированных на формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся. Про...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)
В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности
Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...