Доклад на тему: «Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»
методическая разработка по английскому языку

Доклад на тему:  «Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_motivatsii_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ивантеевка Городского округа Пушкинский Московской области

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Доклад на тему: 

«Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»

Подготовила:

Учитель английского языка

Мелконян Алвард Ашотовна

2022г.

Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т. е. мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе.  Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучение иностранному языку – это мотивация учащихся. Она является источником активности учащихся и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего возникает активность. В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придает деятельности учащегося особый личностный смысл. Опыт показывает, что происходит её снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация.

Однако, когда начинается процесс овладения иностранным языком, отношение некоторых учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Актуальность вышеизложенной проблемы определила следующую тему исследования: «Мотивация учащихся при обучении иностранному языку».

Объектом исследования является проблема мотивации учебной деятельности.

Предмет исследования – мотивация как фактор оптимизации учебного процесса.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные пути, методы, средства повышения познавательной мотивации к обучению иностранному языку.

        Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: 

  • дать определение понятию «мотивация»;
  • выявить основные виды учебной мотивации;
  • рассмотреть мотивацию как фактор оптимизации учебного процесса;
  • изучить факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку;
  • исследовать пути повышения мотивации при обучении иностранному языку.                                                                

В процессе теоретического изучения проблемы применялись следующие методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания иностранного языка).

2. Педагогический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ программ, учебников и учебных пособий).

Новизна работы состоит в том, что выявлены особенности формирования мотивации изучения иностранного языка, выявлены педагогические условия, способствующие формированию положительной мотивации изучения иностранного языка.

 Теоретическая значимость работы заключается в том, что определены и охарактеризованы уровни сформированности мотивации изучения иностранного языка, дополнены критерии и показатели мотивов при изучении иностранного языка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в средней школе.

Каждый учитель должен проявить свои умения и правильно выбрать индивидуальные подходы к каждому ученику, формы и методы обучения, разнообразные виды контроля, которые в итоге приведут к формированию положительной мотивации к изучению предмета. Очень важно, чтобы у школьников не возникали отрицательные эмоции с самого начала изучения чтобы трудности, связанные с формированием навыков и умений в различных видах коммуникативной деятельности, не вызывали у них негативных ощущений. Наивысшим выражением мотивации является интерес. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес — ознакомиться с ним. Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Постепенно повышать интерес учащихся к уроку — задача каждого педагога. Повышение мотивации идёт через: доброжелательное отношение учителя; использование наглядности и другого дидактического материала; использование страноведческого материала; вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке; использование песен, рифмовок, стихов; использование познавательных игр; творческую работу самих учащихся; контроль знаний, умений и навыков. Учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, самому следует быть: уверенным в возможностях своих учеников и постоянно им об этом говорить; хвалить их как можно чаще; всячески показывать личную заинтересованность в их успехах; избегать таких соревновательных заданий, где слабый ученик заведомо проиграет; поддерживать их ответы одобряющей улыбкой; оценивать не ученика, а допущенные им ошибки Лишь увлечённый своим делом человек, может увлечь других. Планируя урок, нужно чётко продумывать каждый его этап. Чтобы он был интересным, учитель должен быть сам творческой личностью. Очень важно принять каждого ребёнка, каждому создать ситуацию успеха, обучать, воспитывать каждым своим уроком. Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности и разных уроков. Как правило, учителя используют уроки-общение, уроки-тесты, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки-игры, уроки-викторины, уроки-конференции. Очень хорошо зарекомендовали себя ИКТ презентации и т. д. У каждого из этих видов уроков своя мотивация. Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: декада иностранного языка, вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие. В таких мероприятиях обычно раскрываются все таланты школьников. Таким образом, планируя свой урок, учитель должен создавать такие условия, при которых у учащихся возникает потребность в изучении иностранного языка и личная заинтересованность.

Мотивация - это когда вы занимаетесь какой-либо деятельностью для достижения определенной цели.

Мотивация исходит изнутри самого человека.

Как мы можем повлиять на мотивацию учащихся?

Что мы должны сделать, чтобы мотивировать молодых учеников?

• Привлеките их внимание
• Заинтересуйте их
• Поддерживайте их вовлеченность
• Хвалите их
• Используйте различные виды деятельности

Как привлечь внимание детей?

• наглядное пособие
• музыкальное произведение, песня или песнопение
• вопросы
• история
• слова или фразы

Характеристики молодых учащихся
• все еще развивается когнитивное, лингвистически, социально, эмоционально и физически
• часто не имеют очевидных причин для изучения английского языка
• возможно, не всегда у них хорошо развиты
навыки грамотности, необходимые для изучения английского языка.
• часто может медленно учиться и быстро забывать.

Как дети изучают свой родной язык?

а) подражая взрослым
б) путем экспериментов и проверки гипотез о том, как работает язык
в) оба вышеперечисленных

Насколько важна мотивация для успешного изучения языка?
а) не очень важно
б) наиболее важный фактор
в) важный фактор, но не единственный

Предположения о возрасте и языке
1. Младшие дети изучают языки лучше, чем старшие; дети учатся лучше, чем взрослые.
2. Изучение иностранного языка в школе следует начинать в как можно более раннем возрасте.
3. Дети и взрослые изучают языки в основном одинаково.
4. У взрослых концентрация внимания больше, чем у детей.
5. Заинтересовать и мотивировать детей легче, чем взрослых.

Анализ
Почему мы учим эмоциям?
Какие еще процедуры мы могли бы использовать на занятиях?

Роль учителя

Находить способы мотивации учащихся, учитывать различные стили обучения, обеспечивать разнообразные интересные занятия
создавать и использовать возможности для персонализации и продвижения иметь четкие правила поощряющие учащихся к лучшей успеваемости в классе поощрять автономию учащихся.

Заключение

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается прежде всего в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер и уровень развития мотивации учения являются по сути, показателями.

Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне её. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Обычно продуктивную творческую активность личности в учебном процессе исследователи связывают именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха (А. М. Матюшкин).   

https://infourok.ru/doklad-na-temu-motivaciya-uchashihsya-pri-izuchenii-inostrannyh-yazykov-6289594.html

https://nsportal.ru/node/5728431

https://multiurok.ru/id46986295/files/?act=addfile


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Театральная деятельность на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Статья учителя английского языка об актуальности применения методики театральных постановок, театральной деятельности при обучении иностранному языку...

"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"

quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...

Доклад на тему: «Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»

Доклад на тему:«Мотивация учащихся при изучении иностранных языков»...