Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО, в чём их отличие.
статья по английскому языку

В новой версии ФГОС все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается , что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_obnovlyonnyh_fgos_noo_i_ooo_v_chyom_ih_otlichie.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО, в чём их отличие.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основная задача ФГОС- создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.

На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

• ФГОС начального общего образования (1-4 классы),

• ФГОС основного общего образования (5-9 классы),

• ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),

• ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первое поколение ФГОС

•Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

•ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

•Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их внедрение.

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.

•Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Новые ФГОС начнут действовать с 1 сентября 2022 года в каждой школе, а ребята, которые будут приняты в 1 и 5 классы в 2022 году, будут учиться по обновленным ФГОС. Другим учащимся продолжить обучение по ним возможно будет только при согласии родителей.

В новой версии все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается , что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями .

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ

Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.

ПОЗИТИВНЫЕ МОМЕНТЫ: -повышается прозрачность системы образования; -любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей; - качество образования повысится за счет единства содержания; - достижение личностных результатов , которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе , будет направлено на реализацию программы воспитания; - определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, что позволит создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.

      Стандарт сохраняет возможность дифференциации. Если в прежнем Стандарте основного общего образования содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, по биологии, химии, информатике, физике и, соответственно, вот эти предметы лежат в основе естественно-научной грамотности. И школа вправе выбирать уровень изучения таких предметов. И в этом смысле Стандарт задает, еще раз повторюсь, фундамент для того, чтобы школа могла выбрать тот или иной уровень изучения этого предмета, соответственно составив образовательную программу.

      Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленном Стандарте результаты, связанные с личностными результатами и с метапредметными, усилены и систематизированы. Усилены они в каком смысле: в смысле конкретизации формулировок и их четкой классификации, этих образовательных результатов. Если сегодня в Стандарте в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном Стандарте 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности. Да, воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт, эти вещи взаимосвязаны. Программа воспитания и способы организации, способы реализации этой деятельности, воспитательной деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет в том числе обладает воспитательным потенциалом. Не буду сейчас эту мысль развивать, просто хочу, чтобы мы зафиксировались на том, что наличие в основной образовательной программе программы воспитания не должно ограничивать педагогов в части понимания воспитательной миссии, воспитательных задач образовательной организации. Мы говорим о двух составляющих воспитательной деятельности: это то, что мы называем программой воспитания, это так, действительно, но мы не должны забывать, что воспитательным потенциалом, очень серьезным воспитательным потенциалом обладает каждый предмет общеобразовательной программы.

Результаты достижения личностных результатов, извините за тавтологию, не являются предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. Другое дело, что эта оценка, система оценивания достижения образовательного результата, мы полагаем, и правильная эта позиция, как мы считаем, – это должна быть функция педагога и школы. То есть система оценивания внутри школы должна быть.

Несколько слов про метапредметные результаты. Аналогичная ситуация с ними. И сегодня в действующем Стандарте основного общего образования и начального общего образования порядка 16 метапредметных результатов, которые даны единым списком, без систематизации, без структурирования. В этом проекте ФГОС три больших блока метапредметных результатов: это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией. Это вот ключевой раздел, который называется «Овладение универсальными учебными познавательными действиями». Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия, это действия, связанные с общением: действия, связанные с совместной деятельностью, командной деятельностью и так далее. И еще один блок – это универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль. Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных результатов, поэтому говорить о том, что в обновленном стандарте недостаточно большое внимание или не уделяется внимание вопросам личностных результатов или метапредметных результатов – по меньшей мере спорное утверждение. Вот такой детализации подверглись, подчеркиваю, все три группы образовательных результатов.

В завершение хотелось бы сказать про принцип, по которому конкретизированы предметные результаты. Обращаю внимание на формулировки. Вот эти отглагольные формы означают акцент на деятельность, с одной стороны, и второй момент, уважаемые коллеги, все эти образовательные результаты были просеяны сквозь сито возможности их оценивания. Фактически, помимо того, что необходимо было конкретизировать предметные результаты, нужно было их задать таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.

В завершение хочу сказать несколько слов про те задачи, которые стоят перед образовательными организациями, перед региональными органами управления образованием. В предстоящий год нам всем предстоит затратить большие усилия на то, чтобы подготовить школу, подготовить учителя, подготовить систему образования к введению ФГОС.

Например, появляется в Стандарте разделение математики на три курса. Нельзя сказать, что вероятность и статистика не была знакома учителю математики, она в последнее время включалась в рабочие программы по алгебре, но в качестве самостоятельного курса такого еще не было. Это один только сюжет, который заставляет нас повнимательнее присмотреться к тем изменениям, которые есть сегодня в Стандарте.

В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса. Раньше прямой такой нормы, прямого такого требования в кадровом обеспечении Стандарта не было. Поэтому нужно очень внимательно посмотреть, насколько в данном случае те программы, которые реализуются в образовательных организациях, действительно нуждаются в таком вот кадровом аудите и в подкреплении реализации программы специалистами, которые участвуют в истории, связанной с психолого-педагогической поддержкой, подчеркиваю, не только детей, не только родителей, но и педагогов. Для особых категорий детей это очень важный момент и очень важный залог качества реализации образовательной программы. И здесь особое внимание я хотел бы обратить… органы исполнительной власти субъектов РФ на такой вот аудит финансового обеспечения, потому что все это, конечно же, упирается в правильность расчета нормативов.

В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося. Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть технически было возможно, имея возможность обеспечения доступом к электронному учебнику, эту тему закрыть, вот этот Стандарт этого не позволяет. Плохо это или хорошо, можно спорить. Нельзя спорить против факта о том, что сегодня в начальной школе до трети детей у нас с проблемами со зрением. По большому счету, вот эта норма связана с тем, чтобы ограничить взаимодействие на уровне начальной школы между ребенком и гаджетом. Поэтому вопрос укомплектованности школьных библиотек учебниками, он также должен быть рассмотрен и в случае необходимости должны быть приняты соответствующие решения. То есть дальше, следующим этапом мы должны понять, каковы дефициты, связанные с реализацией стандарта, ну и дальше – планирование перехода на Стандарт на региональном, на муниципальном, на федеральном уровне, такой план уже формируется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о подготовке к введению обновлённых ФГОС

Приказ о подготовке к введению обновлённых ФГОС...

Итоги введения обновлённого ФГОС 2021-2022 учебный год ( ШМО учителей русского языка и литературы)

Данный доклад представляет анализ итогов введения обновлённого ФГОС в МБОУ " Бурлинская СОШ", проделанный учителями русского языка и литературы....

Обновлённые ФГОС – особенности введения. ( из опыта работы)

Обновлённые ФГОС – особенности введения. ( из опыта работы). Выступление на конференции....

Обновлённые ФГОС – особенности введения. ( из опыта работы)

Обновлённые ФГОС – особенности введения. ( из опыта работы). Выступление на конференции....

Программно-методическое обеспечение предмета "Музыка" в условиях введения и реализации обновлённых ФГОС

Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоциональног...