Обучение речевой компетенции
методическая разработка по английскому языку
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
(Из опыта работы учителя английского языка МБОУ « СОШ № 27 города Йошкар-Олы» Новосёловой Галины Евгеньевны)
Основным направлением в обучении иностранным языкам в наше время является коммуникация. Обучающиеся средней школы должны продемонстрировать умение эффективно использовать иностранный язык как во время общения в реальных жизненных ситуациях, так и с целью получения и усовершенствования своих знаний. Коммуникативно ориентированный подход в обучении требует атмосферы открытости, сотрудничества и активного участия обучающихся в процессе обучения на уроке. Ключевыми данной методики являются такие принципы:
- обучающийся активно участвует в процессе обучения;
-обучающихся активно провоцируют высказывать личное мнение, выражать свои чувства и использовать собственный опыт;
- обучающиеся активно участвуют в процессе обучения, который иметирует или создает реалистичные ситуации;
- стимулируется желание обучающихся работать вместе;
- стимулируется желание брать ответственность за свое обучениеи развивать умение обучать других;
- учитель выполняет разные функции: информатора, консультанта, наблюдателя, - на разных этапах урока.
Что такое совместное обучение? Это обучение, связанное с широким кругом разных методов, объединенных одной идеей: дети одного возраста работают вместе, чтобы помогать друг другу.
В процессе совместного обучения дети чувствуют поддержку одноклассников. И еще – в процессе обсуждения материала, данного учителем, обучающиеся высказывают собственное мнение. Это помогает им , поскольку, обучая других ,они учатся сами. Объяснение материал друг другу дает детям возможность понять то, что они, возможно, не совсем хорошо поняли во время обучения учителем.
Речевое взаимодействие – это ключ для организации общения на иностранном языке. Речевому взаимодействию обучающиеся учатся в парной и групповой работах на уроках. Работа в парах и группах обеспечивает максимальную возможность для взаимного устного общения на английском языке.
В парах дети повторяют материал прошлого урока выполняют упражнения вопрос- ответ, составляют диалоги, выступают с сообщениями, которые касаются проблемных вопросов, зачитываю собственные устные сочинения.
Преимущество парной работы в том, что каждый ученик имеет возможность высказываться и у каждого высказывающегося есть слушатель и помощник.
Так, в 6 классе ученикам было дано задание за 5 минут описать одного из своих родственников по плану, написанному на доске учителем. Через пять минут они прочитали своё описание соседу по парте. Затем некоторые дети рассказали классу о том, что они услышали от своего одноклассника. Как метод интенсивной речевой тренировки я иногда использую « интервью или поиск пары» . Моя цель- опросить как можно больше учеников для того, чтобы понять их мысли, рассуждения, ответы на поставленные вопросы.
Так, в 8 классе при изучении темы «Книги в моей жизни» ученики , перемещаясь по классу, задавали друг другу вопросы с целью найти того, чьи вкусы и увлечения совпали бы их собственными. Результат- сообщение о тех, кто нашел свою пару, про увлечения друга. Роль учителя в этом виде работы- контролировать, чтобы дети не задавали вопросы на русском языке.
В 9 классе , работая над темой « Семья. Семейные ценности» я использую вид групповой работы , который называется « Мозаика». Класс делится на три группы. Каждая группа получает один фрагмент целого текста, разделенного на три части и изучает этот фрагмент. Потом члены группы расходятся по другим группам и делятся полученной информацией. Задают вопросы друг другу с целью получения детальной информации. Потом ученикам предлагается ответить на вопросы учителя по всему тексту. Очевидно, что ответит на все вопросы тот, кто внимательно вел расспрос , понял содержание текста и запомнил полученные сведения. Важным является словесная мотивация каждого.
Одним из видов групповой работы является « Круглый стол». Например, при изучении темы Past Perfect в 8 классе ученикам в группах дается задание написать как можно больше предложений на английском языке , почему у девочки на картинке плохое настроение было вчера. В 6 классе ученикам в группах дается задание за три минуты написать как можно больше предложений, как они помогают по дому. Группа- победитель записывает свои предложения на доске, а остальные добавляют свои предложения, если таких нет на доске.
Обучающиеся 5-6 классов любят такой вид работы, как « People Hunt» .Проходя по классу и задавая вопросы ученики должны найти одноклассников , которые имеют одинаковые с ними увлечения, одинаковую профессию родителей или одинаковый цвет волос /глаз.
В 3 классе с успехом проходит игра « Crocodile»( по мотивам известной европейской игры). На лоб одному из учеников прикрепляется листочек с названием фрукта, овоща или ягоды. Другой ученик дает определение , и тот у кого листочек на лбу должен угадать, о чем речь.
Речевая компетенция в обучении иностранному языку – это создание условий для речевого взаимодействия . Речевое взаимодействие, в свою очередь, возможно лишь на материале, который содержит интересную для детей информацию, затрагивает проблемы их возраста и касается их лично.
Безусловно, что перечисленные выше приемы активизируют умственную деятельность всех участников процесса обучения, повышают мотивацию говорения и общий « тонус» урока, обеспечивают достижение целей практического, образовательного, воспитательного и развивающего процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»
Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала
Тему авторской разработки "Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала" считаю актуальной в современной общеобразователь...
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении устно-речевой компетенции через проблематизацию учебного материала
Активизация учащихся,интенсификация всего учебного процесса,путем использования разнообразных приемов и способов оптимальных для данного класса....
Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...
Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...
Развитие речевой компетенции при обучении английскому языку посредством драматизации.
В методической разработке содержится анализ научно-методической литературы по данной проблеме, рекомендации по развитию речевой компетенции обучающихся посредством драматизации в урочной и внеурочной ...
Обучение детей-билингвов: адаптация и совершенствование речевых компетенций.
Образовательный проект...