Проблемный метод обучения иностранному языку.
статья по английскому языку
Особенности и специфика проблемного метода обучения иностранному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_metod_obucheniya_inostrannomu_yazyku.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемный метод обучения иностранному языку.
Современная педагогика рассматривает учащегося активным субъектом обучения, воспринимающим учебную информацию, способным самостоятельно овладевать знаниями и решающим познавательные проблемы. Одним из важнейших средств развития навыков самостоятельности мышления является проблемное обучение.
Проблемный метод обучения подразумевает организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций под руководством преподавателя. В проблемном обучении преподаватель не передает готовые знания, он формулирует перед обучающимися познавательную проблему, пробуждает интерес к ней и вызывает у учеников желание разрешить ее. При проблемном обучении учащиеся самостоятельно добывают знания, что очень важно для современного информационного общества, где умение найти информацию является ценным и необходимым навыком. Учащиеся высказывают предположения, подбирают аргументы для доказательств, развивают догадку, концентрируют внимание, самостоятельно формулируют некоторые выводы к обобщению, являющиеся уже новыми элементами знаний по соответствующей теме. Поэтому проблемное обучение не только развивает самостоятельность, но и формирует некоторые навыки учебно-исследовательской деятельности, также развивает воображение, мышление, повышает познавательный интерес.
Проблемное обучение – это обеспечение творческого усвоения знаний. Это значит, что на уроке изучения нового материала учитель проводит обучаемых через все звенья научного творчества: постановку проблем, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.
Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как:
- учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
- делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;
- вызывает глубокие интеллектуальные чувства;
- помогает быстрее восстановить самостоятельно добытые знания.
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация – основной метод проблемного обучения, с помощью которого, пробуждается мысль, познавательная потребность обучаемых, активизируется мышление.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую.
Психологическая проблемная ситуация затрагивает деятельность учеников.
Педагогическая проблемная ситуация непосредственно связана с организацией учебного процесса. Формируется при помощи действий и вопросов учителя, подчеркивающих новизну, актуальность и другие отличительные черты объекта познания.
Проблемные ситуации могут формироваться на каждом этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Преподаватель специально воссоздает проблемную ситуацию, сосредотачивая внимание учащихся на ее решении, организовывает поиск решения.
Выделяют следующие способы создания проблемных ситуаций:
1. Побуждение обучаемых к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
4. Побуждение обучаемых к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
5. Побуждение обучаемых к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
6. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Рассмотрение явления с различных позиций.
7. Постановка проблемных задач.
Для создания проблемных ситуаций используют следующие методические приемы:
- учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности;
- учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- учитель предлагает учащимся рассмотреть проблему с различных позиций;
- учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять различные факты;
- учитель ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);
- учитель определяет проблемные теоретические задания, ставит проблемные задачи.
Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».
Использование проблемного метода обучения способствует не только развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, но также открывают возможности творческого сотрудничества педагога и ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативный метод обучения иностранным языкам
В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и в...
Игра как метод обучения иностранному языку
Применение игровых технологий на уроке иностранного языка...
Групповые методы обучения иностранным языкам (метод «брейнсторминга»)
Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Cитуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгене...
Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...
Методы обучения иностранному языку, опираясь на родной язык
Публикация конспекта урока во 2 классе в местной образовательной брошюре, в рубрике "Из опыта работы"...
Дистанционное обучение, как один из методов обучения иностранному языку.
В данной статье раскрывается понятие " Дистанционное обучение", "плюсы" и "минусы" данного вида обучения....