Игровые методы как средство обучения лексике английского языка в средней школе.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Статья об игровых приёмах в обучении английскому языку школьников средней школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методы как средство обучения иноязычной лексике.
(5-9 класс)
Коммуникационные и технологические преобразования в современном обществе обусловили возросшие потребности в использовании иностранного языка.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте основной школы говорится о том, что одним из результатов освоения образовательной программы общего образования по иностранному языку является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой».
Важнейшим компонентом коммуникативной компетенции в науке принято считать языковую компетенцию – овладение новыми языковыми средствами. Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление. В играх учащиеся достигают целей различных уровней:
- на первом этапе происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость;
- на втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей
- на третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. Именно на этом этапе происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.
Игровые приёмы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом лексический и грамматический материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Методика подготовки и проведения занятий с использованием игровых моделей недостаточно разработана, в рекомендациях часто не учитывается возраст обучающихся и уровень владения языковым материалом. Однако, чем раньше начинается общение в группах, тем выше готовность учащихся к речевому общению.
Проблема использования игровых моделей в рамках коммуникативного подхода к изучению иностранных языков давно привлекает к себе внимание исследователей и учителей-практиков ( Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Пассов Б.И., Carol Livingstone, Lee R, Chilver P.)
Выбор каждой игры определяется её возможностями, соотнесёнными с особенностями дидактической задачи. Как указывает В.П. Беспалько, «в структуре дидактической задачи отображает цель, достижение которой обусловлено ситуацией (условиями)и и располагаемой информацией (содержанием) для деятельности». Технология же включает разработку и использование трёх компонентов организационной формы, дидактического процесса и квалификации педагога. [ В.П. Беспалько 1993:124]
Проанализировав современную зарубежную и отечественную литературу, мы отметили, что без игровых действий закрепление в памяти ребёнка иностранной лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введённая в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приёмов обучения, должна быть интересной, несложной и оживлённой, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.
Мы считаем, что возможно использовать игровые модели на всех этапах изучения (введение, тренировка, закрепление) лексики иностранного языка, так как в игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребёнка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание.
Особенностью игровых моделей, опирающихся на лексику иностранного языка, является то, что их формирование происходит с привлечением всех видов речевой деятельности. Это определяет существование огромного количества игровых моделей, способствующих формированию лексических навыков. С точки зрения этапов формирования лексических навыков их можно разделить на две основные группы:
первая - подготовительные игры, основной целью которых является формирование речевых навыков. Данная группа игр включает грамматические навыки, развивающие речевую деятельность обучающихся, и лексических, тренирующие речемыслительную активность и употребление лексики;
вторая- творческие игры, которые способствуют развитию речевых умений обучающихся.
Одно из первых мест на занятиях по иностранному языку занимают дидактические игры как общепринятая форма развития умений и навыков устной речи школьников, например, различные виды лото. Эта игра даёт широкие возможности варьирования игровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала. Ребёнок постепенно переходит от наглядно-действенного способа усвоения лексики к словарно-образному.
Широкое применение на уроках находит словарная викторина, которая активно способствует формированию речевых умений и навыков, т.е. компетенций, которые необходимы для общения на английском языке в рамках различных тем. Данную игру можно организовать как в парах, так и в мини группах. Цель: дать правильный ответ на поставленный вопрос языкового партнера. Вопросы в викторине можно скомпоновать в соответствии с изучаемой темой или разделом.
Игра-кроссворд подходит к любой теме. Цель: введение новой лексики, проговаривание новых слов в типичных ситуациях, эмоциональная и физическая разрядка.
Игра-соревнование состоит из двух этапов. Учащиеся играют в парах. На первом этапе учащиеся пишут максимальное количество слов по теме. На втором этапе составляют диалоги с данными словами. Цель: использование новой лексики в диалоговой речи.
Игра «Крестики-нолики» -учащиеся играют в командах или парах. Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя. Дидактической целью данной игры является повторение, закрепление, проверка ранее изученных знаний.
Игра «Группы» - проводится стоя, в движении. Под руководством учителя класс делится на две группы по разным признакам. Задача учащихся - сказать о преимуществах нахождения в данной группе Цель: мини - монологическое высказывание с активной лексикой под контролем учителя.
Игра по теме «Здоровое питание».
Представлен рисунок в виде игрового поля с заданиями. Задача учащихся пройти игровое поле, выполняя задания. Бросив кубик, участники говорят без остановки в течение 30 секунд. Цель: совершенствование лексических речевых навыков в ситуациях устного общения.
Ролевая игра «В супермаркете».
В этой игре учитель заготавливает «товар для продажи» в виде карточек с надписями. Задача учащихся - разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику на карточках). Цель: развитие лексических речевых навыков в диалоговом общении.
При применении игровых технологий необходимо учитывать на каждом этапе обучения психологические и методические особенности различных видов игр. Для того, чтобы процесс формирования лексических навыков при обучении английскому языку на среднем этапе был достаточно эффективным, учителю необходимо использовать различные игры с учётом их целенаправленности, возможности постепенного усложнения и лексического наполнения. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, учитель руководит ходом игры и контролирует её.
Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке.
Использование игровых методов на уроке иностранного языка оправдано огромным значением игры для психического развития детей в любом возрасте.
Литература.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования - М: Просвещение, 2009.
- Беспалько В.П. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения » - М.: ,2003
- Ильченко Е.В. «Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка» - М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003
- Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия», 2000
- Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению» - М.: «Просвещение», 1985
- Рогова Г.В., Верещагина И.Н. «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе» - М.:2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена применению интерактивных методов обучения английскому языку в школе. Большое внимание уделяется технологиям сотрудничества, которые успешно используются во внеклассной работе по...
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.
Основы психолого- педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка....
Аудиолингвальный метод обучения английскому языку в средней школе.
Создатели аудиолингвального метода - это лингвист-структуралист Ч. Фриз и методист Р. Ладо. Значительное влияние на формирование данного метода оказали труды Л. Блумфилда. Изначально, метод был расчит...
Статья :Интерактивный подход как средство обучения английскому языку в средней школе.
В данной статье рассматривается использование интерактивного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе наряду с традиционными формами работы, что служит дополнительной мо...
Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе"
Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе. Коммуникативный подход"...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а именно при обучении лексике английского языка в средней школе. В с...