Статья :Интерактивный подход как средство обучения английскому языку в средней школе.
статья по английскому языку на тему
В данной статье рассматривается использование интерактивного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе наряду с традиционными формами работы, что служит дополнительной мотивацией к использованию английского языка как средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный подход как средство обучения английскому языку в средней школе.
О.С.Мартовицкая, Мурманск
Аннотация: В данной статье рассматривается использование интерактивного подхода на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе наряду с традиционными формами работы, что служит дополнительной мотивацией к использованию английского языка как средства общения.
Ключевые слова: интерактивный подход, коммуникативная задача, групповая работа, мотивация.
Interactive method in teaching English at secondary school.
Key words: interactive method, communicative task, group work, motivation.
Одним из вариантов эффективной организации учебного процесса на уроке английского языка является использование педагогом в своей деятельности технологий интерактивного обучения.
Многими методистами были проведены исследования, которые подтверждают, что применение интерактивной организации урока вызывает больший отклик и желание использовать английский язык как средство общения нежели традиционные формы работы. В частности, методист Кашлев С.С. [ 4,с 127] отмечает, что стратегия интерактивного обучения основана на:
• субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);
• многосторонней коммуникации;
• конструировании знаний учащимися;
• использовании самооценки и обратной связи;
• активности учащегося.
С целью решения коммуникативных задач педагог использует различные методические стратегии и приемы моделирования ситуаций реального общения и организует взаимодействие учащихся в группе, что и является основами интерактивного подхода.
Идея обучения в сотрудничестве- базисная для интерактивного подхода. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к процессу обучения. [2, c 104]
Учебное сотрудничество развивает у учащихся умения критически мыслить, конструктивно взаимодействовать с коллективом учебной группы, получать удовлетворение от совместной работы.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.[ 1, с 11]
Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.
Применение технологии интерактивного обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа)
Колесникова И. и Долгина О. [1,с.179] рассматривают парную работу как организационную форму коллективной работы, предполагающую осуществление совместной деятельности, направленной на решение поставленных задач учащимися в парах. Парная работа рекомендуется для выполнения упражнений различного типа: языковых, условно-речевых и подлинно коммуникативных. В практике преподавания парная работа широко используется для тренировки языкового материала, когда учащимся предлагаются карточки с упражнениями на подстановку, заполнение пропусков, трансформацию.
Групповая работа- организационная форма коллективной работы, при которой три и более учащихся одновременно осуществляют совместную деятельность. Колесникова И. и Долгина О. выделяют следующие черты групповой работы:
-отношение каждого ученика к своему делу как к общему
-умение совместно действовать для достижения цели
-взаимная поддержка и требовательность
-умение критически и строго относиться к себе
-оценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы
-проявлять заинтересованность в результатах
Если поиск информации осуществляется совместно и проблема решается коллективно, то групповая работа- идеальный вариант для этого.
Зачастую на своих уроках мною используются ротационные малые группы. Например, в рамках темы 7 класса «Страноведение. Образование в англоговорящих странах», уже не первый год нами практикуется работа по следующей схеме:
1 этап — опережающее задание, сбор информации по определенному плану о системе образования в Великобритании, США, Австралии (идеально работать с кратным четырем количеством обучающихся). Выбор страны происходит путем жеребьевки.
2 этап — работа в малых группах. Учащиеся собирают информацию о системах образования в англоговорящих странах , а затем делятся делятся найденной информацией, систематизируют ее.
3 этап — работа в малых группах . Каждый обучающийся доносит до всего коллектива группы информацию о своей стране.
4 этап — представитель от каждой группы выступает с информацией о системе образования в каждой стране, остальные заполняют заранее подгото вленные таблицы, систематизируя получаемую информацию.
Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Эмоции, черты характера», можно предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор у стойки регистратора в отеле, диалог в магазине. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: “ You are an optimist and always enjoy your life” ( « Вы- оптимист и всегда получаете удовольствие от жизни»)или “ You are a very arrogant person and think you are smarter than anybody” ( « Вы очень высокомерный человек и считаете себя умнее других»).
Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто используемые темы :«Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатываются всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: “ How many people in the class like chocolate ice cream ?” («Узнай, сколько человек в твоем классе любят шоколадное мороженое») или “Who has pink/green/red on his clothes?”(«У кого сегодня есть розовый/ зеленый/ красный цвет в одежде?»). Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
Многие интерактивные технологии заимствованы из психологических тренингов, например «Карусель». Образуется два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг остается неподвижным, а учащиеся из внешнего круга перемещаются через каждые 30 секунд. За это время они успевают проговорить несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «национальности», «разговор в общественном месте» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит результативно.
Таким образом, мы видим из практики, что использование интерактивного подхода позволяет сделать уроки более динамичными и побуждает к говорению.
Список литературы:
1. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - Спб.: Изд-во “Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ””, “Cambridge University Press”, 2001.
2. Лич Дж. Коммуникативная грамматика английского языка/ Дж. Лич, Я. Свартвик. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
- Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка/ О.Н. Опойкова// Иностранные языки в школе. – 2005.- №8. – С. 39-42.
- Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций/ К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева. - М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009. – 158 с.
- Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика/Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2007. – 333 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников
В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся. Одной из актуальных проблем препод...
Лингвокультурологический подход в обучении английскому языку в школе
На современном этапе развития общества резко возрастает культурообразующая функция образования, которое из способа просвящения должно превратиься в механизм развития культуры, формирования образа мира...
статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....
Дифференцированный подход обучения английскому языку в школе
Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности....
Статья "Методические приемы и средства обучения иностранному языку в школе"
В этой статье рассматриваются такие понятия как "метод" и "прием",их использования в процессе обучения....
Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников
В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых приводит к повышению мотивации учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....
Статья "Мультисенсорный подход в обучении английскому языку в школе".
Статья раскрывает понятие мультисенсорности в обучении, показывает актуальность данного подхода. А также рассматриваются вопросы применения на практике мультисенсорного подхода в обучении английскому ...