"Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по географии в основных видах деятельности в формате ФГОС-2016".
методическая разработка по географии по теме
Приемы и технологии критического мышления и формирование коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_konkursu_2016.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Номинация «Учитель года»
" В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах"; "Слух необходимо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки"; необходимо учить " на основании доказательств посредством внешних чувств и разума".
Я.А. Коменский
Представление опыта работы
Тихоновой Натальи Анатольевны
учитель географии
СОШ № 69
2015-2016 г.
Методическая тема: «Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по географии в основных видах деятельности в формате ФГОС»
Цель: развить у учащихся коммуникативные навыки и творческие способности.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- создать у учащихся положительный настрой на учение, помочь в решении их внутренних проблем;
- содействовать формированию потребности у учащихся в самосовершенствовании;
- диагностировать различные внутренние состояния ребёнка через сказочное мироощущение;
- учить детей выражать свои мысли и чувства.
«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников,
открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
В условиях Новой Школы, в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, в условиях
сильной утомляемости и загруженности школьника необходимо, я думаю,
больше внимания уделять развитию творческих способностей, «креативности» ребенка
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития учащихся.
Коммуникативная деятельность – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной деятельности являются умения, в частности коммуникативные умения.
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Выступать с неподготовленной речью | Учебная беседа в парах |
Рассказывать | Учебная беседа в группах |
Пересказывать | Дискуссия |
Спрашивать и задавать вопросы | Дебаты |
Сообщать | Переговоры |
Докладывать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументировать | Театрализация |
Ассоциировать | Блиц-турнир |
Критиковать | Учебный ринг |
Доказывать и опровергать | Открытый микрофон |
Защищать и доказывать своё мнение | Защита проекта |
Коммуникативная компетентность:
- качество, необходимое человеку в любых ситуациях;
- характеристика личности, его способность, которая проявляется в поведении человека, его деятельности, позволяя разрешать жизненные, практические ситуации;
- в современном обществе особое значение приобретает субъект-субъектная модель коммуникации – умение слышать друг друга и договариваться (разные группы со своими интересами, языками, культурой и традициями, моделью поведения);
- коммуникация всегда «встроена» в какую-либо деятельность и обусловлена ею;
- логика деятельностного подхода требует создания в образовательном процессе условий для успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретает опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего коммуникативного поведения.
Коммуникативная компетентность современной личности:
1. Устная коммуникация (обсуждение, дискуссия, выступление, презентация).
2. Письменная коммуникация (чтение, понимание, написание различного рода текстов).
3. Продуктивная коммуникация (умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции).
Компетенции: | Методы, ориентированные на устную коммуникацию: |
Коммуникативная компетенция |
|
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: | |
|
Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:
- через обучение содержанию предмета;
- через развитие прикладных исследовательских умений;
- через развитие социально-коммуникативных умений;
- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации
Концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:
Этапы | Умения, отрабатываемые под руководством учителя |
1 этап | готовность учащихся участвовать в урочном общении |
отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ | |
задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой | |
комментировать вопросы и ответы | |
делать сообщения | |
рассказывать логично и последовательно | |
2 этап | простота и чёткость речевого высказывания |
отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку | |
умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко | |
умение использовать примеры, подтверждающие высказывание | |
умение использовать риторические вопросы | |
умение вступать в контакт с партнёром и собеседником | |
умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания | |
3 этап | умение вести беседу в паре, в группе |
умение поддерживать беседу | |
умение вести конструктивный диалог | |
умение построить дискуссию и вести её | |
умение участвовать в конференциях, играх и турнирах |
Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.
Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
- игровые приёмы;
- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.
Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных
способностей считаются следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы | учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач |
Конструктивные вопросы | требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа |
Альтернативные вопросы. | используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
|
Вопросы-ловушки. | учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа |
Наводящий вопрос. | вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ. |
Вопрос-внушение | направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа. |
Контрвопрос. | он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос. |
Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.
2 Приёмы работы по формированию коммуникативных умений
В связи с тем, что в основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности, то для организации учебного процесса при формировании коммуникативных учебных действий целесообразно использовать приёмы технологии РКМ, технологию проблемно-диалогического обучения.
3 Приемы технологии развития критического мышления
Рассмотрим возможные приёмы ТРКМ, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений на разных этапах урока.
4 Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии(.см.приложение1)
Методический прием «Верите ли вы, что …»
Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
Верите ли, вы …
- что Антарктида – самый холодный материк?
- что в Антарктиде есть львы и леопарды?
- что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?
- что в Антарктиде нет постоянного населения?
- что Антарктида принадлежит России?
- что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Утверждения
До чтения (слушания)
После изучения материала
1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.
2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.
4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.
5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.
Приём «Перекрёстная дискуссия»
Тема «Антропогенное воздействие на природу», 8 класс
Аргументы «за» да | Вопрос «Нужно ли прекращать антропоген-ные воздействия на природу?» | Аргументы «против» нет |
1. Внесение минеральных удобрений в почву без учёта осадков и др.факторов приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озёра. 2. При строительстве водохранилищ изменяется уровень грунтовых вод, происходит заболачивание территорий. 3. Образуется много карьеров, оврагов, терриконов. 4. Вырубка леса – изменение природного комплекса. 5. Нарушается естественный покров Земли, при бурении скважин и добыче пол. ископаемых – сдёргивается плодородный слой Земли. 6. Уничтожение ценных животных и растений. 7. «Озоновая дыра» 8. «Парниковый эффект» 9. «Химический дождь» | 1. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей (потребности 1,2,3 группы) 2. Нужно строить системы небольших взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное. 3. Посадка деревьев. Есть специальные машины для посадки и ухода за молодыми насаждениями. 4.Рекультивация – восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности. 5. Охраняемые территории, заповедники, заказники. 6. Занесение редких животных и растений в Красную книгу. 7.Организации «Гринпис» и др. |
Использование на уроках технологии проблемно-диалогического обучения, умение педагога организовать подводящий и побуждающий диалог, также позволяет формировать у учащихся умение рассуждать, формулировать вопросы, чётко выражать свои мысли, вступать и вести диалог( см .приложение 2)
ВЫВОДЫ
Результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Каково же значение коммуникативной деятельности для школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативной деятельности во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная деятельность может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей жизни.
Учебно-воспитательный процесс является эффективным и полезным, только в том случае, если в этом процессе педагог развивает желание высказываться, читать, писать. Именно коммуникативная деятельность способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
- Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
- Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
- Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
- Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
- Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
ЗАКЛЮЧЕНИИЕ
В формировании коммуникативной деятельности учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной деятельности - одна из важных задач изучения всего школьного курса географии.
Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приём«Ассоциации». Учащимся 6 класса предлагалось прочитать тему урока «Вселенная» и ответить на вопрос:
- о чём может пойти речь на уроке?
- какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите это слово? Учащиеся начинают перечислять все возникшие ассоциации, которые я записываю. В конце изучения темы или раздела их можно вновь озвучить. Ассоциации, которые дети предлагали на тему «Вселенная»: это космос, космическое пространство; всё, что находится в небесном пространстве; звёзды, Солнце, 9 планет; спутники.
Прием «Вопросительные слова». Тема «Рельеф» - 8 класс. Предложены вопросительные слова. Слова (ключевые к теме), которые дети предложили, записываю во вторую колонку. Каждый ученик самостоятельно формулирует вопросы, которые у них возникли. Затем вопросы обсуждаются в группе и выбираются наиболее интересные.
Вопросительные слова | Ключевые слова темы |
Что? Для чего? Какие? Из чего? Как? Где? | горы, равнины, местность, горные породы, приборы, коричневый цвет на карте, неровности земной поверхности, литосфера, земная кора |
Дети составили вопросы:
- Что такое рельеф?
- Какие горы есть в нашей стране?
- Из чего состоит земная кора?
- Для чего на карте коричневый цвет?
- Как в горах образуются горные породы?
- Где находятся равнины? и другие.
Приложение 2
Помощником в организации данной работы учителю и учащимся могут стать дидактические средства: памятки с началом фраз для построения, вопросники, алгоритмы работы, которые помогают распределить позиции в паре/ группе, задают ход мышления, организуют понимание, оформление учащимися текстов.
В пример можно привести алгоритм изучения абзаца в паре, который используется при организации работы по методике А.Г.Ривина.
Алгоритм изучения абзаца в паре
(по методике А.Г.Ривина)
- Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе попытайтесь ответить на вопрос: «О чем говорится в абзаце?».
- Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, предложения.
- Какова главная мысль абзаца?
- Сформулируйте главную мысль одним предложением.
- Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?
- Попробуйте привести свои примеры к абзацу.
- Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?
- Предложите 2-3 заголовка абзаца.
- Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.
Работая по данному алгоритму, ученик постепенно осваивает данный способ работы с абзацем. В дальнейшем, читая текст, он будет совершать перечисленные действия уже без алгоритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении четырем основным видам речевой деятельности.
Данная методическая разработка предлагает различные способы развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении основным речевым видам деятельности....
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 5 класс
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами (монологическими высказываниями и письменными сообщениями). В дополнение указана примерная тематика проектной...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 6 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 7 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 8 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений по говорению и письму. 9 класс.
В работе представлена таблица с примерными коммуникативными темами: монологическими высказываниями и письменными сообщениями. В дополнение указана примерная тематика проектной деятельности учащи...
Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку в среднем звене
D в данной статье содержится практический материал из опыта работы учителя английского языка по развитию навыков аудиррвания, чтения, говорения, лексики и грамматики у обучающихся среднего звена...