Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс
рабочая программа по английскому языку (8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Экскурсия по Югре на английском языке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку «Экскурсия по Югре на английском языке» для обучающихся 8х классов разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 №1897); Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»; Примерной Программе по иностранным языкам (немецкий язык), утвержденной Министерством образования и науки РФ (Москва: Просвещение, 2010), учебным планом школы.
Курс внеурочной деятельности разработан на основе «Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы» (под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.), «Сборника инновационных программ образовательных учреждений с этнокультурной составляющей» (выпуск No1):научно-методические материалы по «пилотным площадкам» из опыта работы образовательных учреждений ХМАО-Югры / Авт. учреждение доп. проф. образования Ханты-Манс. авт. окр.-Югры ; гл. ред. Л. Н. Паукова. – Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012); Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
Обретение учащимися практической значимости предмета "Иностранный язык" на примере знакомства с родным краем и формирование информационной культуры обучающихся является привлечение обучающихся к экскурсионной деятельности. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – умственное, эстетическое, нравственное. Экскурсия - это и инструмент социализации, культурной адаптации, повышение уровня коммуникативной компетенции языковой практики, профессиональной ориентации юных граждан. Программа «Экскурсия по Югре на английском языке» относится к культурологической направленности. В данной программе учтены современные требования изучения английского языка, определены темы и вопросы, связанные с организацией элементов экскурсионной работы, требованиями к созданию и проведению экскурсий, как на русском, так и на английском языках.
Данная программа актуальна и своевременна, так как туристский бизнес в мире расширяет границы, на территории нашего округа есть огромное количество туристических объектов. Повышается интерес к истории ХМАО-Югры и, следовательно, будут востребованы в будущем такие профессии как гид, экскурсовод, гид-переводчик. Таким образом, хотелось бы дать обучающимся возможность изучения и познания исторического прошлого и реалий настоящего через использование лингвистических способностей личности. Максимально использовать различные формы подачи материала и творческий потенциал. Важным является умение извлечь новые сведения из средств массовых информаций, Интернета, обсуждение их со сверстниками, включение их в материалы новой экскурсии и их популяризация.
Настоящая образовательная программа ставит перед собой цель: создание условий для формирования лингвистических способностей личности через организацию экскурсионной деятельности по ХМАО-Югре.
Задачи программы:
- расширить кругозор обучающихся в определенных отраслях знаний;
- воспитать гражданственность, любовь к своей малой Родине;
- приобщить обучающихся к культурно-историческим ценностям;
- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
- повысить уровень языкового обучения;
- научить последовательно и грамотно излагать изучаемый материал;
- повысить культуру общения и культуру взаимодействия участников экскурсии;
- овладеть элементарными навыками составления новых текстов, проведения экскурсий;
- ознакомить с основными навыками профессии экскурсовода.
Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся 13-14лет. Срок реализации программы – 1 год (1 раз в неделю, 35 часов), в рамках проектной деятельности. Формы и режим занятий:
Программа включает теоретические и практические занятия в помещении и на местности, посещение экскурсий, составление и проведение учебно-тематических экскурсий, посещение историко-краеведческих музеев и туристических объектов. Сбор материала для текста экскурсий.
- Планируемые результаты в конце изучения курса:
Занимаясь в объединении, обучающиеся приобретают многосторонние знания об истории округа, грамматически правильного изложения материала, методике ведения экскурсии, как на русском, так и на английском языке (на элементарном уровне первого года обучения), умению находить новые сведения, передавать их в виде проекта или презентации и владеть навыками общения. Экскурсии становятся началом работы по самообразованию личности. В настоящее время экскурсии в значительной степени обогатились по содержанию, формам и методике их проведения. Методами обучения может являться работа с источниками информации, изучение наглядности. Могут быть использованы и технические средства обучения. Ведущим методом преподавания является все же словесный: объяснение, рассказ, беседа. Беседы организуются в процессе изучения тем программы на занятиях, во время наблюдений, просмотров фильмов, иллюстраций и проведения экскурсий. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. На занятиях особое место отводится правильному показу экскурсионного объекта, рассказу, развитию речи, дикции, темпа и ее ритма. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Анализ проведенных экскурсий предполагает корректировку методики ведения, работу над ошибками как в произношении, так и в грамматическом плане.
Результатом изучения материалов программы предполагается:
- создание коллективных отношений среди обучающихся,
- знакомство их с историей ХМАО-Югры,
- умение составлять тексты учебно-тематических экскурсий как на русском, так и на английском языках,
- развитие навыков проведения экскурсий и ознакомление с профессией,
- применение полученных знаний в социальной жизни.
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты освоения программы по иностранному языку:
К концу обучения в 8 классе обучающиеся научатся находить и сравнивать языковые единицы (в объеме содержания курса); разовьют языковую и речевую компетенцию и социокультурную осведомленность.
- Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)
Говорение
I. Обучающийся 8 класса научится:
- вести диалог на заданную тему
- уметь рассказывать о малой родине Югре;
- уметь сделать краткое сообщение по заданной теме
II. Обучающийся получит возможность научиться:
- участвовать в беседе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
- кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
I. Обучающийся 8 класса научится:
- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
- воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание текстов, построенных на изученном языковом материале;
II. Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать на слух в аудиозаписи текст, построенный на изученном языковом материале, и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
- использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. Обучающийся 8 класса научится:
- читать вслух тексты, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
- читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию;
II. Обучающийся получит возможность научиться:
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
I. Обучающийся 8 класса научится:
- владеть техникой письма;
- писать поздравления, письма;
- заполнять анкету;
- составлять маршрут и оформлять карту местности (Излучинска, региона), подписывая географические названия на английском языке
II. Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять рассказ в письменной форме.
- Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Фонетическая сторона речи
I. Обучающийся 8 класса научится:
- соблюдать нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
- соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Лексическая сторона речи
I. Обучающийся 8 класса научится:
- распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
II. Выпускник получит возможность научиться:
- опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных слов в процессе чтения и аудирования;
Грамматическая сторона речи
I. Выпускник 8 класса научится:
- основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;
- распознавать и употреблять в речи изученные существительные с неопределённым/определённым/нулевым артиклем, в единственном и во множественном числе; притяжательный падеж существительных; глаголы в раных временных формах; модальные глаголы; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной, превосходной степенях; количественные и порядковые числительные; предлоги и т.д.
II. Выпускник получит возможность научиться:
- использовать в речи разные типы предложений;
- узнавать в тексте и на слух, употреблять в речи в пределах тематики изученного материала
- Социокультурная осведомлённость
I. Выпускник 8 класса научится:
- соблюдать нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.
II. Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о стране изучаемого языка и о своей малой родине ;
- рассказывать о достопримечательностях, культуре и известных людях родного края
- воспроизводить наизусть стихи, песни;
2. Содержание тем учебного курса
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Мой край на карте Родины | 20 |
2 | Природа нашего края | 8 |
3 | Наш край богат талантами | 7 |
ИТОГО | 35 часов |
- Тематическое планирование
Тематический блок с указанием количества часов на его освоение | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | ||||
1. Мой край на карте Родины (20ч) | Знакомство с курсом внеурочной деятельности, учебником. -порядок слов в предложении; -интонация простого предложения Уметь: - соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом - читать и писать по образцу - говорить что нравится, что нет - оперировать активной лексикой в процессе общения - воспроизводить наизусть тексты рифмовок - понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: диалоги, рифмовки, песни - вербально или невербально реагировать на услышанное - понимать на слух и произносить цифры и группы цифр - называть телефонные номера - произносить фамилии, географические названия по буквам - выразительно читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале - писать рассказ о себе, своем друге, месте проживания (Излучинск) с опорой на образец - соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом - употреблять известные глаголы в правильной форме в утвердительных и вопросительных предложенияхчислительные (количественные от 1 до 1000). | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; . воспитание вежливого обращения при знакомстве, формирование познавательной активности; -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование опыта участия в учебной деятельности по овладению английским языком и осознание её значимости для личности учащегося; - осознание культуры своего народа с помощью изучения культуры немецкоязычных стран; - знание правил вежливого поведения; развитие стремления к выражению эмоций и чувств адекватным способом, навыков коллективной учебной деятельности. | Регулятивные: -целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; - самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: -проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - пользоваться наглядными средствами предъявления материала; - уметь составлять и использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -проявлять готовность и способность к осуществлению межкультурного общения на немецком языке; - вести диалог этикетного характера в ситуациях бытового общения, проявлять уважительное отношение к партнерам. | Познакомится с произносительными особенностями немецкой речи; научится чтению, пониманию на слух в мини-диалогах элементарных форм приветствия и их воспроизведение. Проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, извлекать информацию из текстов для чтения и аудирования; воспринимать на слух текст и соотносить его содержание, следующие после него утверждения с содержащейся в тексте информацией; отвечать на вопросы к тексту для чтения; употреблять видовременные формы глагола. Познакомиться с языковыми способами выражения реакции на реплику собеседника; дифференцировать на слух звуки/ слова/ словосочетания английского языка; воспринимать на слух тексты. | Восстанавливать текст путем добавления выпущенных фрагментов; дополнять предложения подходящими лексическими единицами/верными глагольными формами. Определять способы устранения ошибок и недочетов. Использовать контекстуальную догадку, анализ, синтез. Сравнивать и анализировать информацию из текстов и таблиц. Дополнять предложения подходящими лексическими единицами/верными глагольными формами |
2. Природа нашего края (8ч.) | - Вести диалог-расспрос о животных - рассказать о домашних животных, диких животных региона, описывать животных и природу, называть цвета, - оперировать активной лексикой в процессе общения - понимать на слух речь учителя,, одноклассников и тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: - выразительно читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале - понимать текст о животных. природе - писать с опорой на образец небольшой рассказ - соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом - проводить в классе интервью о любимых животных и делать сообщения на основе собранного материала - | Формирование мотивации к продолжению изучения немецкого языка и стремления к самосовершенствованию в данной предметной области; - формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам выполнения нового задания; | Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - использовать в речи ЛЕ обслуживающие ситуацию общения; - уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные: -учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и самостоятельно; - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме. Познавательные: -пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала; - осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - уметь выделять существенную информацию из текстовых сообщений; - осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий. | Познакомится с новой лексикой, темой, научится активизировать лексику устно и на письме, диалогической речи с употреблением слабых глаголов в настоящем времени в единственном числе. Повторит пройденный материал. | Дополнять предложения, научится селективному чтению. Проверить уровень сформированности коммуникативной, компенсаторной, языковой и речевой компетенции по пройденной теме |
Наш край богат талантами (7ч.) | - Ведут диалоги о своём хобби, увлечениях других, о том, что умеют и не умеют делать; -рассказывают о хобби, оперируют активной лексикой в процессе общения; -договариваются о встрече. Спрашивают разрешения, используя модальные глаголы; -понимают на слух речь учителя, высказывания одноклассников; -читают предложения с правильным фразовым и логическим ударением; -соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; -читают и описывают статистическую информацию; - рассказывают о своей семье, семье известных Югорчан, используя, в том числе, и названия профессий; -описывают картинки; -ведут диалоги о семье, составляют мини-диалоги по образцу; -читают и понимают небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; -употребляют притяжательные местоимения; -читают предложения с правильным фразовым и логическим ударением; -понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале; -читают и описывают статистическую информацию; -знакомятся со страноведческой информацией о семьях в Югре. | Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -формирование адекватной позитивной самооценки; -развитие познавательных интересов и учебных мотивов; -развитие познавательных интересов и учебных мотивов; -формирование любознательности, активности и заинтересованности в приобретении новых знаний; -знание правил вежливого поведения; -развитие стремления к выражению эмоций и чувств адекватным способом, навыков коллективной учебной деятельности. | Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - вести диалог этикетного характера в ситуациях бытового общения, проявлять уважительное отношение к партнерам; -слушать, читать и понимать текст, содержащий изученный языковой материал и отдельные новые слова. Регулятивные: -учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и самостоятельно; - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; - осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности. Познавательные: -пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала; - осуществлять логические действия анализа и синтеза; - овладевать логическими действиями сериации и классификации; - построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; -пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала | Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления, уметь выделять необходимую информацию в тексте и ключевые слова; составлять план высказывания и осуществлять его. Знать формы некоторых неправильных глаголов в простом прошедшем времени. | Сравнивать и анализировать информацию из текстов, карт и таблиц. Определять способы устранения ошибок и недочетов. Представлять и защищать свой продукт (проект) |
Календарно-тематическое планирование
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
20 часов | Мой край на карте Родины | |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
8 часов | Природа нашего края | |
| ||
| ||
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
7 часов | Наш край богат талантами | |
|
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-143601-1353247414.png)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
Пояснительная запискаИз года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-274779-1381513046.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/22/picture-1153463-1563814313.jpg)
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/22/picture-1153463-1563814313.jpg)
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-1434415-1667916232.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-1434415-1667916232.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...