Технологии критического мышления
учебно-методическое пособие по английскому языку

Скрипник Ирина Валериевна

Технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologib_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития критического мышления

Главная цель обучения предмету "английский язык" - это формирование коммуникативной компетенции в устной и письменной формах.

Важнейшим методом обучения является коммуникативная (речевая, проблемная) ситуация.

Под коммуникативной ситуацией подразумеваю типичную коммуникативную ситуацию, т.е. модель реального контакта, в котором реализуется речевое поведение собеседников в их повседневных  социально-коммуникативных ролях. Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, учителя с учеником и т.д. Как правило, это диалогическая речь. Предлагая проблемную ситуацию я в большинстве своем выхожу на развитие моноречи, где обучающийся высказывает свою точку зрения, размышляет (развитие критического мышления) и обязательно аргументирует или делает вывод. Например: Нужна ли школьная форма?

Особое предпочтение в своей работе отдаю «проблемной ситуации». Этот метод чаще всего провожу в форме групповой работы. Как правило, сначала оговаривается тема, а затем определяются краеугольные стороны этого явления, после чего обучающиеся делятся на группы, поддерживающие то или иное мнение. Группам дается время на написание аргументов, после чего лидеры группы отстаивают свои позиции. Очень часто, как итог работы, я предлагаю ребятам коллективно оформить свои аргументы в творческой работе к следующему уроку.

В своей работе часто использую  выполнение творческих тематических заданий,  выполнение проблемных поисковых работ. Если осуществляется преемственность (веду детей с 5 класса), то каждый учащийся имеет портфолио по английскому языку, куда дети складывают все свои творческие работы (включая групповые). В конце года провожу конкурс на лучшее портфолио в разных номинациях (самое оригинальное оформление, наиболее полное, лучшее по количеству оценок «Отлично»).

В своей работе с  детьми я наиболее активно использую технологию развития критического мышления.

Для развития критического мышления у обучающихся я применяю следующие методы и приёмы:

- приём «Ice-breaker (ломающий лед)» позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, развивает умение доказательно обосновывать своё мнение и, безусловно, решает коммуникативную компетенцию ИЯ. (лучше всего использовать в начале урока как фонетическая разминка и введение в тему; пишу на доске 3факта, только один из них правильный, дети высказывают свое мнение какой правильный, аргументируя свое предположение. Например:

1. Сегодня я сдаю экзамен по вождению.

2. Сегодня у моей дочери день рождения. – верный – догадаться о теме урока (Праздники)

3. Сегодня днь рождения В.В. Путина.

- метод мозгового штурма— оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности (от простого набора лексики по теме до анализа текста.

- метод «Дискуссия»- это обсуждение вопроса по заданной теме.

- метод «Автор – это я!» - предлагается закончить какое-либо достаточно известное литературное произведение на свой лад, представив себя его автором.

- буриме (составление четверостиший)- хорошо для запоминания новых ЛЕ и развития синонимического ряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...