Педагогический проект
проект по английскому языку

Герасимова Екатерина Александровна

Педагогический проект

Формирование функциональной грамотности посредством смыслового чтения на уроках английского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учереждение

«Гимназия им.В.А Надькина»

Педагогический проект

Формирование функциональной грамотности посредством смыслового чтения на уроках английского языка

                Автор проекта:

Герасимова Е.А.,

учитель английского языка,

МОУ «Гимназия им. В.А Надькина

                                                                                           Руководитель проекта:

Капленкова Татьяна Леонидовна,

учитель английского языка,

 МОУ СОШ №2,

Друховец Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №2

2020-2021г.

                                         Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

  1. Что такое «функциональная грамотность»?
  2. Виды функционального чтения на уроках английского языка
  3. Приемы по формированию смыслового чтения на уроках английского языка

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы

Паспорт педагогического проекта

1

Наименование образовательной организации

МОУ «Гимназия им. В.А Надькина», г.Саянск

2

Наименование проекта

«Формирование функциональной грамотности посредством смыслового чтения на уроках английского языка»

3

Автор проекта

Герасимова Екатерина Александровна, учитель английского языка

4

Руководитель проекта

Капленкова Татьяна Леонидовна, учитель английского языка МОУ СОШ №2, Дурховец Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2

5

Целевая аудитория проекта

Учащиеся основного общего образования

6

Актуальность проекта

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

7

Цель реализации проекта

Создание фрагмента урока на развитие функциональной грамотности

8

Задачи проекта

  1. Изучить теорию вопроса
  2. Выделить приемы по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка
  3. Выделить приемы по формированию смыслового чтения на уроках английского языка
  4. Разработать фрагмент урока с использованием приемов на развитие функциональной грамотности посредством смыслового чтения на уроках английского языка

9

Предполагаемые продукты

Фрагмент урока с использованием приемов на развитие функциональной грамотности посредством смыслового чтения на уроках английского языка

                                        Введение

Одним важных показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Формирование функциональной грамотности- это условие становления динамичной и творческой, ответственной и конкурентоспособной личности, поэтому необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности подрастающего поколения для того, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

Актуальность:

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Цель: создание фрагмента урока на развитие функциональной грамотности

Задачи:

  1. Изучить теорию вопроса формирования функциональной грамотности.
  2. Выделить приемы по формированию функциональной грамотности на уроках английского языка
  3. Выделить приемы по формированию смыслового чтения на уроках английского языка
  4. Разработать фрагмент урока с использованием приемов на развитие функциональной грамотности посредством смыслового чтения на уроках английского языка

        

Глава1. Теоретическая часть.

  1. Что такое «функциональная грамотность».

 Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Сегодня обучение английскому языку в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Целью обучения функциональной грамотности на уроках английского языка является совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Неотъемлемой частью языкового урока является развитие четырех видов речевой деятельности. Чтение (смысловое, просмотровое, поисковое) и аудирование- одни из необходимых рецептурных функциональных умений, необходимых в повседневной жизни для выполнения самых разных задач (прочитать и верно интерпретировать трудовой договор, фильтровать новостной поток информации, прочесть инструкцию лекарства и другие).

Письмо и говорение (монологическая и диалогическая речь) — продуктивные умения, применяемые постоянно для решения рабочих, социальных, межличностных функциональных задач (заполнить заявления на оформление кредитной карты в банке, уточнить порядок выполнения задания на работе и другие).

1.2 Виды функционального чтения на уроках английского языка.

Функциональное чтение на уроках английского языка формирует ряд необходимых умений как предметного (языкового, лингвистического), так и метапредметного характера, которые способствуют формированию функционально-грамотной личности, умеющей применять одни и те же навыки в различных жизненных ситуациях, трансформируя и адаптируя их под условия постоянно меняющейся внешней среды.

Видами функционального чтения на уроках английского языка являются:

  1. Просмотровое (skimmingreading)- это беглое, выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет.
  2. Поисковое (scanningreading)- это вид чтения, задачей которого является поиск определённой информации в тексте. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее, как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
  3. Изучающее чтение (intensivereading)- это вид чтения, направленный на полное понимание текста. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость.

1.3 Приемы по формированию смыслового чтения на уроках английского языка.

Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание в смысл с помощью анализа текста.

Выделяют четыре вида чтения: ознакомительное (направлено на целостное восприятие всего текста), просмотровое (имеет целью определение только темы текста), поисковое (поиск конкретной информации в тексте, заданной перед чтением), изучающее (полное осмысление и понимание всего текста и его разделов).

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:

  1. Предтекстовый (Pre-reading).  Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие прогностических умений. На данном этапе учитель может попросить учащихся определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения, ассоциации; сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Наиболее распространенные приемы:
  • «Глоссарий». Цель данного приема: это актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
  • «Ориентиры предвосхищения» Цель данного приема: это актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
  • «Предваряющие вопросы». Цель этого приема: это актуализация имеющихся знаний по теме текста.
  • «Рассечения вопросов». Цель данного приема: это смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
  1. Текстовый (While-reading).

Этот этап подразумевает контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений, а также продолжение формирования соответствующих навыков и умений. Наиболее распространенные приемы это:

  • Чтение вслух (попеременное чтение). Цель данного приема: это проверка понимания читаемого вслух текста.
  • Чтение про себя с вопросами. Цель данного приема: это научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
  • Чтение с остановками. Цель данного приема: это управление процессом осмысления текста во время его чтения.
  • Чтение про себя с пометками. Этот прием направлен на мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
  1. Послетектовый (Post-reading).

Этот этап подразумевает использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Наиболее распространенные приемы это:

  • Отношения между вопросом и ответом. Этот прием подразумевает обучение пониманию текста.
  • Тайм-аут. Цель данного приема: это самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе

Глава 2. Практическая часть.

Рассмотрим некоторые виды заданий на освоение всех видов чтения на примере текста «Teens with drive» из учебника УМК «Spotlight 7». Целевая аудитория- учащиеся основного общего образования. Данный опыт можно применять при организации уроков, занятий внеурочной деятельности и индивидуальных консультаций.

Текст:

Some teenagers spend their days playing computer games? Watching TV or just complaining that they are bored. Some others, though, get out there and do things!

 Meet the world’s new generation of dynamic teens. Shawn Mendes is a young Canadian musician who is taking the music world by storm! He first became famous for some short videos that he uploaded to YouTube in 2013.

 In these six-second videos he sang lines from popular songs and they got millions of views. Shawn's talent also caught the attention of a music producer who quickly gave him a contract. But it was a year later when his career really took off! In 2015, he joined Real Madrid for around €4 million! At the moment, Martin doesn't play for the

club's main team, but he is a patient person who is happy to train and improve his skills. He did play one game in 2015, though.

The player who Martin replaced was Cristiano Ronaldo. In the future, Martin could become a superstar like his teammate!

Pre-reading activities:

1.        Read the title and say what will be the text about? What does drive mean: ambition ort rip? Учащимся предлагается прочитать заголовок и определить, о чем пойдет речь в тексте. Это задание помогает учащимся предвосхитить тематику текста по заголовку, просмотрев текст, учащийся сможет сказать, о чем он, определить его тематику и основную цель.

2.        Make a list (spider gram) of words you can meet in the text. Who are teens with drive? What qualities do they need to have? Учащимся предлагается составить список качеств, которыми должны обладать подростки с амбициями. Это частично-поисковый метод, позволяющий повторить изученный лексический материал, проверить умение применить полученные знания на практике, способствующий развитию умения сопоставлять и анализировать, развивать языковую догадку, а также репродуктивный метод. Данный прием направлен на развитие умения у учащихся классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку.

While-reading activities:

  1. Find key sentences in each paragraph. Учащимся предлагается определить ключевые предложения. Это задание направлено на развитие умения различать главную и второстепенную информацию.
  2. Find main ideas of the paragraphs. Учащимся предлагается определить в каждом абзаце основную идею.  Цель задания-анализ информации и понимание прочитанного.
  3. Read three shorts paragraphs about teens and give each a title. Учащимся предлагается озаглавить каждый абзац. Данное упражнение направлено на развитие умение работать с полученной информацией и синтезировать её.

4.        While reading the text fill in the table (прием 5 «W»). Учащимся предлагается заполнить таблицу и ответить на 5 вопросов. Данное упражнение подразумевает развитие навыка поиска нужной информации в тексте.

Who?

What?

Where?

When?

Why

Post reading activities:

1.        Find out what plans the young people have. What character traits do they have to realize plans? Учащимся предлагается определить планы, черты характера и умения подростков. Упражнение направлено на развитие умения ориентироваться в содержании текста и понимание его целостного смысла.

Name

Plans

Character traits

Skills

Swan Mendes

Martin Odegaard

  1. Write an e-mail to your English pen-friend about teens with drive. In your e-mail write: name of person, country, character qualities, why you find him interesting Учащимсяпредлагаетсянаписатьписьмосвоемудругупоперепискеирассказатьоподросткесамбициями. Данное упражнение направлено на развитие умения владеть средствами языка.

Работу над чтением текста целесообразно организовывать не только индивидуально, но и в парах или мини группах. Такой вид работы способствует повышению положительной мотивации и росту интереса детей к предстоящей работе с упражнениями по осмыслению содержания прочитанного текста.

Грамматический и лексический материал в упражнениях соответствует уровню знаний учащихся. Задания направлены на мотивацию учащихся демонстрировать их речевые навыки не только в говорении, но и в письме.

Заключение

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности.

Постоянная и терпеливая работа с текстом научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, выделять детали и практически осмысливать извлечённую информации. В результате происходит совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Список используемой литературы

  1. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
  2. Ощепкова Т.В. Приемы обучения различным видам чтения [Текст]. Журнал «Иностранные языки в школе» №3, 2005 год.- С.14-21.
  3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]. М.:Просвещение, 1991 год.- 287 с.
  4. Ваулина Ю.Е., Подоляко О.Е., Учебник для общеобразовательных организаций, Английский язык, Spotlight 7, 27с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....