Стимулирование речевой деятельности старшеклассника на уроках английского языка
презентация к уроку по английскому языку (9, 10, 11 класс)

Презентация "Стимулирование речевой деятельности старшеклассника на уроках английского языка" рассматривает краткую характеристику четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), а также предлагает упражнения и коммуникативные приемы по их обучению на уроках английского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Учитель английского языка Палашова Н.А.

Слайд 2

К основным видам речевой деятельности относятся: - аудирование (восприятие речи на слух и ее понимание) - говорение (устное выражение мысли) - чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи) - письмо (графическое, письменное выражение мысли) ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 3

Аудирование - мощное средство обучения английскому языку. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. АУДИРОВАНИЕ

Слайд 4

умение прогнозировать; умение извлекать определенную информацию из услышанного; умение составлять общее представление об услышанном; умение распознавать отношение говорящего к предмету разговора, его настроение; умение понимать на основании контекста значение незнакомых слов (словосочетаний). УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ АУДИРОВАНИЕ

Слайд 5

1. Повторить иноязычную речь за диктором а) в паузу б) синхронно на том же языке. 2. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. 3. Прослушать текст/ сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения. 4. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности. 5. Прослушать текст и вставить слова в предложениях. 6. Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений. 7. Прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо. 8. Прослушать текст и найти русский, английский эквивалент слов в параллельном столбце. 9. Прослушать несколько предложений и поднять руку, кода услышите вопросительное предложение. УПРАЖНЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ

Слайд 6

10. Прослушать слова и выбрать те, которые относятся к картинкам. 11. Прослушать слова к аудиотексту и назвать его тему. 12. Прослушать предложения и отметить те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста. 13. Озаглавить прослушанное. 14. Разбить аудиотекст на смысловые куски. 15. Записать основное содержание текста в виде ключевых слов. 16. Передать содержание текста на родном языке. 17. Подобрать иллюстрации к прослушанному тексту. 18. Изобразить прослушанную информацию в виде рисунка (визуальный диктант). 19. Заполнить таблицу после прослушивания текста. УПРАЖНЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ

Слайд 7

Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Продукт говорения – речевое высказывание ( текст), речевое сообщение. Единица говорения – речевой поступок. Говорение как вид речевой деятельности связан с аудированием , чтением и письмом. ГОВОРЕНИЕ

Слайд 8

1. Ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые). 2. Постановка узловых вопросов к тексту. 3. Диалогизация прослушанного и прочитанного монологического текста. Составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию. 4. Драматизация монологического текста. 5. Дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа. 6. Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог. 7. Положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его. 8. Завершение диалога с ориентацией на подсказку. РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Слайд 9

1.Составление аргументированных ответов на вопросы. 2. Проведение комбинированных диалогов. 3. Проведение ролевых игр и викторин. 4. Проведение дискуссии и диспута. 5.Беседа за круглым столом. РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Слайд 10

1. Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения). 2. Составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко). 3. Описание картины или серии картин, связанных с изучаемой темой. 4. Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы. 5. Объяснение на иностранном языке заголовка (реалий). 6. Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа. 7. Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их. 8. Пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме). 9. Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами. 10. Составление плана прослушанного рассказа. 11. Изложение диалога в монологической форме. РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Слайд 11

1.Придумывание заголовка и его обоснование. 2. Описание картин и карикатур, не связанных с изученной темой. 3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт и ранее прочитанное. 4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам. 5. Определение и обоснование квинтэссенции высказывания. 6. Характеристика действующих лиц. 7. Оценка прослушанного или прочитанного. 8. Составление кратких объявлений и текстов и текстов открыток. РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Слайд 12

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОВОРЕНИЯ 1) Содержание . Соблюдаются ли объемы высказывания, соответствует ли ответ теме, отражены ли в нем все аспекты, которые указаны в задании, каково стилевое оформление речи, качество аргументации и соблюдение норм вежливости. 2) Взаимодействие с собеседником . Умеет ли говорящий логично и связно вести беседу, соблюдает ли он очередность при обмене репликами, дает ли развернутые и аргументированные ответы на вопросы собеседника, умеет ли начинать и поддерживать беседу, восстанавливать ее при сбое, т.е. когда собеседник что-то переспросил и уточнил. 3) Лексика . Соответствует ли словарный запас поставленной задаче и требованиям текущего года обучения языку. 4) Грамматика . Используются ли различные грамматические конструкции на основании поставленной задачи и требований текущего года обучения языку. 5) Произношение . Правильно ли произносятся звуки иностранного языка, правильно ли ставится ударение в словах, соблюдается ли правильная интонация в предложении.

Слайд 13

Чтение - речевая деятельность, средство опосредованной коммуникации, направленное на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Чтение всегда носит метапредметный характер и относится к универсальным учебным действиям. ЧТЕНИЕ Виды чтения: 1. Ознакомительное (извлечение главной основной информации), 2. Изучающее (полное понимание, осмысление и анализ) 3. Поисковое (поиск определенной информации) 4. Просмотровое (беглое чтение, дающее общее представление о теме) 5. Ценностно-ориентационное (использование результата чтения в других видах речевой деятельности) 6. Познавательное (получение информации путем прочтения текста) 7. Регулятивное (чтение с последующими предметными действиями, опираясь на добытые знания путем прочтения)

Слайд 14

1.Составить интонационную разметку (т.е. поставить ударения, разделить на синтагмы, указать мелодику). 2.Ознакомиться с содержанием текста, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой части. 3.В каждой части текста найти главное предложение, передающее основную мысль. 4. Перечислить основные факты текста. 5.Расположить предложения текста в логической последовательности и пронумеровать их по порядку. 6. Ответить на вопросы по тексту, составить свои вопросы к тексту. 7. Прочитать текст и пояснить главную мысль своими словами. 8. Выразить личное мнение по поводу полученной информации. 9. Прочитать текст и придумать заголовок к нему. Пояснить выбор. 10. Назвать основные проблемы, затронутые в тексте. 11. Найти синонимы, антонимы, эквиваленты к предложенным словам из текста. 12 .Ответить «правда», «неправда», «неизвестно» по содержанию текста. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Слайд 15

Письмо есть система графических знаков, используемых для передачи речи. Письменная речь определяется как умение излагать мысли в письменной форме. В процессе обучения школьников письму необходимо решать задачи, включающие в себя формирование графических навыков и речемыслительных навыков, умение формулировать мысль в соответствии с заданием, готовность создавать содержание письменного произведения. ПИСЬМО ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ - трансформация (построение предложения, умение наполнять его новым языковым материалом); - расширение и сокращение предложений, их правильное с точки зрения морфологии и синтаксиса изложение; - заполнение пропусков (два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует); -конструирование предложений (составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых; описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний; образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения); - переводные подготовительные упражнения (поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов).

Слайд 16

репродукция с использованием формальных опор (воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам; письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план; составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений) репродукция содержания с опорой на текст ( письменные вопросы к тексту; составление плана (в форме вопросов или номинации); дополнение или сокращение текста; озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка; трансформация диалога в монолог; характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.) продукция с опорой на изобразительную наглядность ( описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма; написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма; написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов; составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой; изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации; объяснение значения пословиц, поговорок, изречений, заимствованных из литературы и фольклора стран изучаемого языка; написание рецензии; сочинение на тему, указанную учителем; составление текста официального и неофициального письма (текста объявления) РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

Слайд 17

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 1) Содержание . Соблюдается ли объем работ, соответствует ли работа теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, находится ли стилевое оформление речи в соответствии с типом задания, соблюдаются ли нормы вежливости, находится ли аргументация на соответствующем уровне. 2) Организация работы . Насколько логично высказывание, используются ли средства логической связи на соответствующем уровне, соблюдается ли формат высказывания и деление текста на абзацы. 3) Лексика . Соответствует ли словарный запас поставленной задаче и требованиям текущего года обучению языку. 4) Грамматика . Используются ли различные грамматические конструкции на основании поставленной задачи и требований текущего года обучения языку. 5) Орфография и пунктуация . Отсутствуют ли орфографические ошибки, соблюдаются ли основные правила пунктуации. Речь идет о начале предложений с заглавной буквы, постановке точки, вопросительного либо восклицательного знака в конце предложения, соблюдении основных правил расстановки запятых.

Слайд 18

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 1) Содержание . Соблюдается ли объем работ, соответствует ли работа теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, находится ли стилевое оформление речи в соответствии с типом задания, соблюдаются ли нормы вежливости, находится ли аргументация на соответствующем уровне. 2) Организация работы . Насколько логично высказывание, используются ли средства логической связи на соответствующем уровне, соблюдается ли формат высказывания и деление текста на абзацы. 3) Лексика . Соответствует ли словарный запас поставленной задаче и требованиям текущего года обучению языку. 4) Грамматика . Используются ли различные грамматические конструкции на основании поставленной задачи и требований текущего года обучения языку. 5) Орфография и пунктуация . Отсутствуют ли орфографические ошибки, соблюдаются ли основные правила пунктуации. Речь идет о начале предложений с заглавной буквы, постановке точки, вопросительного либо восклицательного знака в конце предложения, соблюдении основных правил расстановки запятых.

Слайд 19

1. Блажко И.Н. Формирование у учащихся речевой компетенции на уроках английского языка посредством использования аутентичных текстов страноведческого характера // Современные подходы к преподаванию иностранного языка. Обобщение перспективного педагогического опыта. – Минск, 2016. 2. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности// учеб. пособие. - Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2018. 3. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008. 4. Шкуренко Т. А. Создание атмосферы для иноязычного общения на уроках иностранного языка // Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Преподавание иностранных языков, 2013. 5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Филоматис , 2006. ЛИТЕРАТУРА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка

В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высо...

Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

Содержание:1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского язык...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка.

Использование игровых методов на уроках английского языка представляет особый интерес, так как является актуальной темой для преподавания иностранных языков. Актуальность изучения данной темы обусловл...

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование различных речевых ситуаций на уроках английского языка позволяет придать речи характер естественной речевой коммуникации, последовательно усложнять и вносить разнообразие в учебно-речевы...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка...