Технология проблемного обучения
статья по английскому языку
Как учителю учить с увлечением и как сделать так, чтоб ученику было интересно учиться? Этим вопросом задаются , наверное, все педагоги. Предлагаю помощь в подборке заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.docx | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Кодолова Т.В.
1.Вступление
2.Технология проблемного обучения
3. Этапы проблемного обучения.
4. Правила создания проблемных ситуаций
5. Активные методы проблемного обучения
6. (3 основных типа заданий) по теории проблемного обучения автора В.В.Сафоновой. Приемы обучения, соответствующие тем или иным методам. По Высоцкой С.И.
7. Примеры проблемных ситуаций
1.«Российскому обществу нужны современные, образованные, нравственные предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать решения…». Поэтому учебный процесс призван формировать специалиста нового уровня, развивая его творческие способности, критическое мышление, способность вырабатывать и принимать решения в быстро меняющейся, а иногда и критической ситуации. Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение, которое создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Проблемное обучение – будущее школьного образования.
2. Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации учащихся на уроках английского языка. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Мышление занимает важнейшее место в интеллектуальном развитии человека. Поэтому развитие интеллектуальных умений, творческих способностей учащихся невозможно без проблемного обучения. Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, возникающее при отсутствии необходимых средств деятельности (в данном случае – речевых и языковых средств)
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
-побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
-определяет проблемные теоретические и практические задания;
-ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
В соответствии с видами творчества можно выделить три вида проблемного обучения.
- Первый вид – теоретическое творчество – это теоретическое использование, то есть поиск и открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы и так далее. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
- Второй вид – практическое творчество – это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
- Третий вид – художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и так далее.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решения проблемы. Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы; второй вид – на лабораторных, практических занятиях, предметом кружке, факультативе, на производстве; третий вид – на уроке или внеурочных занятиях.
Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых и предусматривает различные уровни сложности:
Проблемный метод предполагает следующие шаги:
- проблемная ситуация
- проблемная задача
- модель поисков решения
- решение
3 .Этапы проблемного обучения.
Считается, что процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:
1. возникновение (постановка) проблемной ситуации;
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
2. осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы; Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» Методы, приёмы создания проблемной ситуации
Учебную проблему можно поставить тремя методами:
1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (Чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?», «Сколько в классе мнений?»)
2 метод. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)
3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
3. поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез; Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:
Шаг 1. Выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение. На шаге выдвижения гипотез классу подается реплика: «Какие есть предположения, догадки?»
4. доказательство гипотезы; Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог, осуществляющийся репликой: «Согласны с предположением? Почему?» Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка учителя подводит учащихся к выработке конкретного плана действий. Одновременный вариант выдвижения гипотез можно организовать фронтально и в групповой работе.
5. проверка правильности решения проблемной задачи.
4. Правила создания проблемных ситуаций.
1.Для создания проблемной ситуации перед учащимися ставится такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
а) задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
б) неизвестное, которое нужно открыть составляет общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия;
в) выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
2.Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
3.Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала.
4.Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.
5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий
6.Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
5.Активные методы проблемного обучения
∙Учебная тематическая дискуссия (завязка, коллективное обсуждение,
подведение итогов)
∙Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей,
обмен мнениями, подведение итогов)
∙Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов).
Виды игры (ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры:
дебаты, ток -шоу, либеральный клуб и другие )
∙Интеллектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная
разминка, мозговая атака –штурм поставленной проблемы, оценка и отбор
наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки)
∙Анализ конкретных ситуаций (ситуации - Иллюстрации и, ситуация - оценка, Ситуация - упражнение)
6. Теория автора В.В.Сафоновой проблемного обучения рассматривает 3 основных типа заданий. Поисково-игровые (направлены на развитие предметной и предметно-ситуативной наблюдательности, мышления, творческого воображения в процессе формирования и совершенствования речевых навыков и коммуникативных умений) эффективны в 3-7 классах. В старших классах переходят в Познавательно-поисковые и Познавательно - исследовательские
Задания на развитие остроты наблюдательности | Задания на развитие видов мышления | Задания на развитие творческого воображения |
Нахождение 2 идентичных предметов в ряду сходных -На сравнение и нахождение различий -Задания на воссоздание образа предмета по числовому или точечному контуру -Задания на воссоздание предметной ситуации по отдельным предметам | Арифметические и логические задания -На нахождение 3 лишнего -На выбор критериев и классификацию предметов или объектов -На определение связи и типов отношений между предметами или процессами -Вербальные загадки | |
-Задания на воссоздание образов од. или неод. предметов, их действий в различных ситуациях -на составление и расшифровку обр.-схемат. информации -на составление изображений предметов, с их последующим описанием -задания на завершение рифмовок - на словесное воссоздание сюжета по ряду рисунков |
По Высоцкой С.И.
Приемы обучения, соответствующие тем или иным методам.
Приемы, соответствующие методу проблемного изложения | Приемы, соответствующиечастично - поисковомуметоду обучения | Приемы, адекватные исследовательскомуметоду обучения |
Обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;интригующее описаниеучителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;предъявление учащимся конфликтного примера;риторические вопросы учителя в ходе изложения… | Задание уч-ся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;включение уч-ся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующие уч-ся на выдвижение проблемы… | Задание на самостоятельное составление нестандартных задач;Задание уч-ся с несформулируемым вопросом;задания с избыточными данными;задания уч-ся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений;задания на отыскание механизма протекания явления;на мгновенную догадку, на «соображение» |
7. Примеры проблемных ситуаций
Сегодня вы репортёры на соревнованиях между животными. Ваша задача – прокомментировать результаты забега. - Кто участвовал в забеге?- Кто выиграл забег? Кто пришел вторым? и т.д.
- Удалось выполнить задание верно? - А если не подошли количественные числительные, то …
Фиксирует тему на доске - Порядковые числительные.
смотрят мультфильм о забеге животных
- Tiger, lizard, horse, snake, elephant.
- Тигр. Лошадь. и т.д. испытывают затруднение
ученик пишет на доске:
the … tiger … is …one the … horse … is …two и т.д.
видят записи: the … tiger …….is……the first
the … horse … .is……the second и т.д.
Стимулировать речевые действия помогают следующие задания.
Перед прочтением или прослушиванием текста учащимся предлагаются следующие вопросы:
- по названию текста попробуйте спрогнозировать содержание рассказа;
- каков возраст героев рассказа; - место и время действия.
-пересказ от лица персонажей, принимающих участие в рассказе. Есть определенная ситуация и персонажи, принимающие участие в ней.
- переработка диалога в монолог и наоборот;
Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.
- вопросы о недостающей информации (например: какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника - при изучении англо-говорящих стран);
- личностно значимые вопросы (придумать свой канал на ТВ, придумать вид спорта и правила этого вида спорта).
- придумайте окончание рассказа. Подключается воображение и ученик, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск.
Предъявление противоречивых фактов
- Прочитаю вам слова на доске, следите за произношением (читает, по-разному произнося окончания)
- Что вас удивило? Что вы заметили? слушают произношение слов: opened, needed, stopped и т.д.испытывают удивление
- Все глаголы стоят в прошедшем времени, но окончание – ed произносится по-разному: звонко и глухо. - Произношение окончания - ed в глаголах прошедшего времени (тема)
Для достижения естественного иноязычного общения используются специально подобранные тексты проблемного характера. Их можно охарактеризовать как «тексты с неразвёрнутой ситуацией», в их основе лежат факты и события повседневной жизни, на первый взгляд вполне правдоподобные, но содержащие элемент необычности, недосказанности.
Задача Эйнштейна про 5 домов
Первая публикация состоялась в 1962 году. Мы отклонимся от оригинальной версии в описаниях, не меняя условий задачи.
На участке построено 5 домов разного цвета: красный, зеленый, синий, желтый и белый. В них живут 5 мужчин разной национальности: украинец, белорус, грузин, испанец и китаец.
Мужчины на своих участках выращивают следующие культуры: малину, смородину, крыжовник, клубнику, виноград.
В доме у каждого есть питомец: собака, кошка, попугай, хомячок, рыбки.
Каждый любит определенную марку шоколада: Twix, Snickers, Mars, Bounty, Kitkat.
There are 5 houses of different colors on the site: red, green, blue, yellow and white. 5 men of different nationalities live in them: Ukrainian, Belarusian, Georgian, Spanish and Chinese.
Men grow the following crops on their plots: raspberries, currants, gooseberries, strawberries, grapes. Everyone has a pet in the house: a dog, a cat, a parrot, a hamster, a fish. Everyone loves a certain brand of chocolate: Twix, Snickers, Mars, Bounty, Kitkat.
Загадка. О чём мечтают Чайниковы?
Знакомьтесь, семья Чайниковых: папа, мама, школьник Петя и его младшая сестра Галя. В гости к ним часто приходит тётя Эльвира. У каждого из них есть хобби, любимые сладости и… мечты!
Загадка. Однажды вечером
Как-то раз Клим Чугункин пришёл к своему однокласснику Полиграфу Шарикову, чтобы сделать задание по чтению – выучить басню. Когда он зашёл в квартиру, у порога стояло 5 пар обуви: босоножки, деловые туфли, высокие ботинки на шнуровке и 2 пары кроссовок.
Попробуй определить, кто из семьи Шариковых в какой обуви пришёл домой, а ещё узнай, где сейчас находятся все члены семьи и чем они заняты.
Загадка. Что надеть?
Веня Домиков и Маша Самолётова отдыхали в санатории с понедельника по пятницу. Каждый взял с собой такие предметы одежды: шорты (Ш), джинсы (Д), тёплую кофту на молнии (К), тонкую водолазку (В) и бейсболку (Б).
Задания на логику
Asya, Katya, Anya and Nina are standing in a circle and talking. Nina is not standing between Asya and Katya. A girl in a white dress is standing between Katya and her friend in a pink dress. Katya does not wear a black dress.
Can you say the names of the girls and the color of each girl's dress?
Nadine, Valla and Maria went for a walk. The dresses are white, red and black, but does not match the shoes. Only Nadine has the same color of the dress and shoes. Maria's shoes are red; Valla’s dress and shoes are not black. Think and draw 3 girls, write their names and colors of girls’ shoes and dresses.
3 friends Boris, Victor and Alex get home by bus, trolleybus and tram. Yesterday one of the friends went to the bus station to see his friend off. That time a third friend shouted from the open window of the trolleybus: "Boris, you have forgotten a book" What are these friends’ names and how do they get home (type of transport)?
The names of the children are Anya, Boris, Vera and Galya. They are 5,8,13 and 15 years old. It is known that one of the girls goes to kindergarten. Anya is older than Boris, and the total sum of Anya and Vera’s years can be divided into 3. Do you want to know the name and the age of each child?
Очень удачные примеры таких текстов можно найти в книгах американского математика и педагога Мартина Гарднера. Например: «Вчера, когда мой дедушка вышел на прогулку, - рассказывает Лаура, - начался дождь. Вскоре дождь усилился. Дедушка был довольно далеко от дома, и у него не было ни зонта, ни плаща, ни шляпы. И всё-таки, когда через час дедушка вернулся домой, ни один волос на его голове не промок». Как это могло произойти?
Такие истории-загадки можно легко перевести на английский язык, причём можно их адаптировать к уровню подготовки своих учеников, а также включить активную лексику по теме.
В конце истории задан интригующий вопрос: «как это могло произойти?». Каждый ученик может предположить свою версию, например: «Дедушка взял такси», «он зашёл в кафе (приятелю) и переждал там дождь», «Он купил зонтик (шляпу) в ближайшем магазине».
Задания высшей степени сложности: докажите – prove убедите – assure прокомментируйте – comment oбсудите – discuss проанализируйте – analyse.
Пример ступенчатой проблемной ситуации
«Вы хотите поздравить друга, который живет в другом городе с днем рождения, но … 1. Вы звоните другу домой, но узнаете, что он переехал, а новые адрес и телефон вам не сообщают. 2. Вы через знакомых узнаете номер его рабочего телефона. 3. Звоните на работу, но вам говорят, что он болеет, но дают его новый телефонный номер. 4. Вы звоните по этому номеру, но оказывается, что он в больнице, и жена дает номер мобильного телефона. 5. Вы звоните по мобильному телефону, но он отключен… Т.е. проблемная ситуация имеет приоритетное значение для совершенствования диалогической иноязычной речи.
Проблемные задания разного уровня сложности, используемые на уроках английского языка.
- классификация, группировка: выберите выражения, в которых даётся:
а) положительная оценка….. б) отрицательная оценка…
*прочитайте текст и составьте таблицу (например, о странах изучаемого языка) *прочитайте и скажите, что понравилось туристам в нашей стране, а что им не понравилось.
- отбор определённых фактов:
- Прочитав, статью, текст ответьте на вопросы: Who? What? Where? When? Why? and How?
- Прочитайте предложенный текст и составьте правила игры в…, рекомендации по искусству общения, назовите наиболее популярные формы досуга в России и в Великобритании.
- определение причинно – следственных отношений:
- ответьте на вопрос: Почему? От чего зависит…?
- выделение главного и второстепенного:
а) выпишите ключевые слова б) составьте краткую информацию
в) составьте вопросы по основному содержанию прочитанного
- сравнение: *сравните день английской школьницы и свой день *прослушайте текст и скажите, чьи каникулы прошли интереснее *прочитайте как проводят отпуск англичане, и сопоставьте с тем, как проводят отпуск ваши родители
- выдвижение гипотез, отгадывание и предположение:
- догадайтесь по заголовкам, о чём идёт речь в статье, тексте, диалоге
- прослушайте и догадайтесь, о какой стране, книге, городе и т.п. идёт речь
- аргументация, объяснение: *прочитайте и выберите аргументы «за» и «против» * составьте аргументы «за» и «против» * выберите открытки с видами России, которые вы бы хотели отправить другу по переписке, мотивируйте свой выбор
- поиск возможного решения: *разработайте план проведения конференции *разработайте маршрут путешествия * составьте рекомендации по здоровому образу жизни * составьте анкету
- задания, требующие сочетания двух или несколько логических действий: *сравни и объясни *сравни и сделай вывод *вырази предположение и объясни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...