Методика работы с песней на уроках английского языка
учебно-методическое пособие по английскому языку (9 класс)
Данное пособие может быть использовано на уроках английского языка в средней и старшей школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с песней на уроках английского языка
Методическое пособие
Старосветская О.А.
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ 183
Поскольку целью обучения иностранному языку являются не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте. Поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование культурного и духовного наследия страны изучаемого языка. Это могут быть образцы музыкального, в частности песенного творчества на изучаемом языке как его содержательного компонента.
Воздействие не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу способствует комплексному решению практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Музыка это универсальный язык, который понятен всем. Это язык, который не нуждается в переводе, поэтому многие преподаватели английского языка используют песни на уроках, чтобы сделать процесс обучения не только увлекательным, но и эффективным.
Методические преимущества песен в обучении иностранному языку:
- песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка;
- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции;
- песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма;
- песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;
- песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи;
- через песни раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности;
- песня на уроках иностранного языка дает толчок детскому творчеству;
- песни являются мощным мотивационным стимулом к изучению иностранного языка.
На уроке иностранного языка песни могут использоваться:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
3) как стимул для развития речевых навыков и умений (особенно для формирования навыков аудирования);
4) в качестве релаксации в середине или в конце урока, снимающей напряжение и восстанавливающей работоспособность.
Для фонетической зарядки выбираются короткие, несложные по мелодическому рисунку песни с частыми повторами и четким ритмом. Для фонетической отработки слова можно сгруппировать по фонетическому признаку. Например, слова с открытой гласной переднего ряда; слова с долгой напряженной гласной переднего ряда и т. д. В дальнейшем произношение тренируемых слов закрепляется в ответах на вопросы учителя по содержанию песни. Использование песен с целью закрепления лексико-грамматического материала предполагает поэтапную работу на протяжении нескольких уроков. При работе с грамматикой можно использовать песню We Are the Champions (Present Perfect); Yellow Submarine в исполнении The Beatles ( Past Simple); для отработки будущего времени - I Will Survive by Gloria Gaynor, I’ll Always Love You by Whitney Houston; If I Were a Boy by Beyonce (для закрепления условных предложений).
Современные, популярные среди молодежи песни могут стать стимулом для бесед и дискуссий. Иногда я предлагаю самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, ее содержанию и исполнению.
Темами для устного или письменного высказывания в классах с углубленным изучением иностранного языка, дополнительного средства презентации и активизации языкового материала могут стать отрывки из музыкальных произведений разных жанров. Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым темам или текстам, помещенным в учебнике, книге для чтения.
Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.
Примерная последовательность работы с песней:
1) краткое вступительное слово о песне (ее характер, стиль, основное содержание, история создания), установка на первое восприятие песни;
2) первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы;
3) проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя). На более продвинутом этапе или в более подготовленных в языковом отношении группах полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами иностранного языка;
4) фонетическая отработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации;
5) повторное прослушивание песни; работу на данном этапе целесообразно проводить с опорой на текст;
6) чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, всю работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;
7) разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы песни, а также ее аккомпанемента.
Подбирая песенный материал для работы в классе, следует учитывать возраст учащихся и уровень владения языком, потому что некоторые песни могут оказаться сложными для восприятия; темп некоторых песен может быть слишком быстрым для учащихся или песня может содержать сленг и грамматически неправильно построенные предложения.
Виды упражнений, используемые мной при работе с песней:
- Заполнить пропуски.
- Поставить строчки в правильном порядке.
- Поставить глаголы, данные в скобках, в правильной грамматической форме.
- Найти условные предложения/ глаголы в Past Simple/ существительные во множественном числе и т.п.
- Ответить на вопросы.
- Подобрать рифму.
- Исправить ошибки.
- Высказать свое мнение о песне.
- Написать рассказ по содержанию песни.
Использование песен на уроках английского языка положительно сказывается на успеваемости и доставляет большое удовольствие всем участникам этого процесса.
Материал для ознакомления учащихся с музыкальными жанрами.
Genres of music and their definitions
Blues developed in the 19th century and was originally played by a single performer singing with a guitar or banjo. By the 1960s, The Blues had evolved significantly along with the instruments used (now electric guitars, bass and drums) and made its way across the Atlantic to the UK and beyond. A common feature of Blues music is the 12 bar blues chord structure. This starts with 4 bars on the root note of the scale followed by two on the 4th. This is then followed by two on the root, one bar on the 5th, one bar on the 4th and another two on the root.
Encompassing a huge range of sub-genres, classical music refers broadly to most orchestral styles between 1750 and 1820. It came as a reaction to the rules and restrictions prevalent in baroque music which predates it.
Also known as country and western, country music has its roots in the south of the USA. Having evolved from a combination of different fold styles. Combining the influence of working-class immigrants it takes its cues from Irish and Celtic folk, traditional English ballads and cowboy songs.
Dance music is a far more modern genre that could also be broadly categorised as electronic music. With roots in disco music combined with the evolution of pop music, electronic dance music took off in the late 1980’s and early ’90’s.
It is now home to an incredibly large number of sub-genres, some of which have become popular enough to be considered full genres in their own right.
A direct result of the dance music scene, drum and bass became a fully-fledged genre of its own. Characterised by high BPM drums and heavy bass lines, it borrows heavily from other genres.
The drum and bass characteristics are significant enough for most people to be able to spot and categorise this genre quite easily.
Yet another love-child of the dance genre, dubstep is an evolution of garage and drum and bass. It came to prominence in the early 2000s, borrowing the heavy bass lines and distorted tones used in drum and bass.
Dubstep combined garage timing and urban influences to create an extremely energetic and popular genre of music.
Based more on mood rather than any particular musical traits, easy listening tends to omit vocal performances in favour of easy-going re-workings of popular pop and rock hits.
Coming to prominence in the 1970s the genre has perhaps gone through a bit of re-brand in the form of chill-out music.
We mentioned that dance has a lot of sub-genres, but this is its biggest. It’s the fastest-growing music type across the world and rose in popularity with DJs like David Guetta, Calvin Harris and Tiesto leading the way. It’s closely linked to House music and came about as disco declined.
Originally a cult and underground movement, EDM is now mainstream and while part of the dance music umbrella, is very much its own entity. EDM festivals, big-name DJ gigs and Vegas events ensure it continues to be successful.
With roots in rock, pop, heavy metal and punk, emo music has a specific goal in that it is designed to have a particularly emotive or emotional resonance.
Characterised by expressive melodic musicianship and often confessional lyrics. It is often associated with a particular fashion style that is also influenced by metal and punk.
Funk uses a syncopated beat and heavy bass lines and distinctive grooves. It originates from African American influences and takes cues from Soul, Jazz and R&B.
Since rising to prominence in the 1960s, it has gone on to influence almost every genre of dance music as well as modern rock.
Folk is a very traditional genre. Traditional folk music is orally passed down over time and often has no author. However, modern artists can still be labelled as Folk artists with their original songs.
Storytelling is a key aspect of folk music and whilst musical styles vary across the world, this is a consistent element.
Grunge music is based on rock and punk and was popularised in the 1990’s by bands like Nirvana and Pearl Jam. Played in a traditional rock band set up with electric guitars and bass, distorted guitars the main feature was a more anguished vocal style and perhaps a more negative outlook on life.
Now an extremely broad musical category, hip hop evolved out of a cultural explosion in the United States. Featuring vinyl records mixed on turntables and incorporating the rap genre along with heavy bass-lines and samples, hip hop has now become extremely significant in terms of music’s cultural influence in modern times.
Linked to EDM and trance, House music began in a USA night club called The Warehouse in the late 1970s. It’s defined by a gradual build-up to a crescendo followed by a euphoric drop in the beat. To some extent, EDM has taken over from house music which had a peak in the 1990s and 2000s, but it’s still going strong, especially in places like Ibiza. It uses an addictively repetitious four on the floor beat and a tempo of 120 to 130 beats per minute. A well-known sub-genre of house music is acid house.
Another offshoot from rock and punk, indie music came from so-called ‘independent’ artists and bands who were not part of the mainstream music industry machine. The style of indie music has typically remained with a primary rock band set-up.
However, it has evolved from a blend of punk, and rock to include modern electronic and dance music.
Historically started in New Orleans in the early 1900s, Jazz typifies musical flexibility not seen by many other genres. Featuring a mix of rhythms and tempos as well as a focus on soloing, jazz also has a huge range of potential instrumental structures and setups.
It’s very common for there to be a drummer and a bass instrument as well as any number of lead instruments ranging from woodwind to stringed instruments.
Latin music refers to Latin America and the influence of the whole of South America on various styles. This genre of music has Spanish and African roots, but was popularised in the United States in the 20th century by Hispanic and Latino immigrants. Latin music is very percussive and driven by energy, passion, polyrhythms and movement.
Metal, or Heavy Metal, is a sub-genre of rock music that has become a genre in its own right and spawned countless other sub-genres. Featuring a band setup with electric guitars, bass and drums, the distorted guitar sounds give it the ‘heavy’ non-commercialised and aggressive sound.
Fast tempos and shrieking vocals have become synonymous with the style.
Pop music or popular music is an ever-evolving genre that encompasses any music that is designed for the masses. Anything played on mainstream radio can be categorised as pop.
Over the years pop has enveloped almost every genre from Motown to metal, hip-hop to drum and bass.
Punk is another British music genre with roots in sub-culture development. The punk-rock scene was characterised by heavy, fast guitars, simplistic songs and basic recording techniques. Punk became incredible iconic because of its at the time radical image and lyrical themes.
These themes and aesthetics went on to influence entire genres of music in the future.
Rap describes a style of vocal delivery. However, it can be rightly regarded as a musical genre due to its massive popularity. Developing alongside hip-hop in the United States, rap evolved from MCs toasting and deejaying in Jamaican dancehall music.
It has grown to incorporate increasingly complex rhyme schemes and has been appreciated in the same regard as poetry.
Originating in Jamaica in the 1960s and taking the world by storm through the work of Bob Marley, reggae is a fusion of traditional Jamaican folk music with jazz and R&B.
Offbeat rhythms and staccato chords are common musical themes, and Reggae is closely linked to Rastafarianism and Afrocentric religion.
Another extremely interesting genre that has undergone several different shifts in focus. Originating in African American communities in the 1940s, it was popularized in the 1950s and the term was applied to blues records. In the 1970s the term was used to describe soul and funk.
However, its latest incarnation has blended with hip-hop and a whole range of other styles. From the 1980s to the present day it has described popular soulful artists, from Maria Carey and Whitney Houston to SZA and Jorja Smith.
Arising from the evolution of the electric guitar and distorted amplification, rock music is now home to hundreds of sub-genres. Popularised in both the UK and the United States by bands playing a 4/4 rhythm and singing verse-chorus songs, it has become part of music history.
Rock’n’roll music is characterised by guitars and a heavy snare and kick drum rhythm.
Another genre that came from African American roots, soul music is an evolution from original rhythm and blues, gospel and jazz.
Featuring hand claps, call and response singing, heavy focus on lead singers, Soul became so popular it eventually began to splinter into other genres, like Motown.
Techno music is a direct descendant of the dance music genre. It differentiates itself by having a much higher tempo and kick 4/4 kick drum lead beat.
Another offshoot of electronic dance music, trance features heavily synthesised lead lines that have to induce a trance-like state in dancers. The euphoric nature of techno music is meant to take listeners on a journey.
Ниже приведены упражнения для работы с песенным материалом на разных этапах.
Песня «Sugar» by Maroon 5
Learning Focus : Present Continuous
Vocabulary : Feelings
Warm-up
Do you like sweet food? Do you prefer your coffee with or without sugar? You can find white sugar and brown sugar. Brown sugar is usually healthier than white sugar. But is this kind of sugar that Maroon 5 is talking about? Listen to the song and find out.
1 – Listen to the song and complete the lyrics:
I'm _________________ baby, I'm broken down
I need your loving, __________________
I need it now
When I'm without you
I'm something weak
You got me begging, _________________
I'm on my knees
I don't wanna be ________________your love
I just wanna be deep in your love
And it's ________________ me when you're away
Ooh baby,
cause I really don't care where you are
I just wanna be there where you are
And I gotta get one little taste
2 – Put the sentences in the correct order:
( ) Yes please
( ) Yeah you show me good loving
( ) Need a little sweetness in my life
( ) Won't you come and put it down on me
( ) Oh right here, cause I need
( ) Sugar
( ) Little love and little sympathy
( ) Won't you come and put it down on me
( ) Make it alright
( ) Sugar
( ) Yes please
3 – Complete:
My broken ______________
You pick'em up
Don't leave me hanging, hanging
Come give me some
When I'm without ya
So ________________
You are the one thing, one thing
I'm _____________ for
I don't wanna be needing your love
I just wanna be deep in your love
And it's killing me when you're away
Ooh baby,
cause I really don't care _____________ you are
I just wanna be there where you are
And I gotta get one little taste
4 – Put the sentences in the correct order:
( ) Yeah you show me good loving
( ) Sugar
( ) Won't you come and put it down on me
( ) Oh right here, cause I need
( ) Yes please
( ) Little love and little sympathy
( ) Yes please
( ) Make it alright
( ) Sugar
( ) Won't you come and put it down on me
( ) Need a little a sweetness in my life
5 – Complete:
Yeah
I want that ___________ velvet
I want that sugar sweet
Don't let nobody ____________ it
Unless that somebody is me
I gotta be a man
There ain't no other _____________
Cause girl
You're hotter than southern California bay
I don't wanna play no _______________
I don't gotta be afraid
Don't give all that shy sh-t
No make up on
That's my
Repeat Chorus two twice.
6 – There are many feelings in this song. Relate the feelings to their meanings:
a) happy ( ) fragile
b) sad ( ) unhappy
c) angry ( ) feeling fear
d) hungry ( ) glad
e) weak ( ) need for food
f) strong ( ) showing anger
g) afraid ( ) having muscular body
7 – Write the -ing forms of these verbs. You can find these verbs in the lyric:
Hang: _________________
Love: _________________
Kill: ___________________
Hurt: __________________
Beg: __________________
8 – Write Present Continuous affirmative (+) and negative (-) sentences:
a) Jane ___________________________ this game. (enjoy + )
b) They ___________________________ their English lesson. (listen + )
c) He ___________________________ soccer at school. (play - )
d) It ___________________________ now. Let’s go outside. (rain - )
e) Peter and I __________________________ to the movies now. (go + )
f) I can’t go right now. I __________________________ a book. (read + )
g) Joshua ___________________________ to his best friend. (talk - )
h) The cats ___________________________ their water. (drink + )
i) You can’t talk to him now. He ________________________. (sleep + )
j) I ___________________________ today. (work - )
9 – Use PC for Present Continuous, SP for Simple Present and SPA for Simple Past sentences.
a) Greg is going to the supermarket. ( )
b) Cintia and Charlie are dating. ( )
c) He went to the movies yesterday. ( )
d) Sophia and Pamela are studying in their room. ( )
e) I didn’t take your book. ( )
f) We played basketball at school yesterday. ( )
g) I don’t like cakes. I think it’s too sweet. ( )
h) Where do you live? ( )
i) Did you tell your friends about this? ( )
j) She does her homework every day. ( )
Источники
1. Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности. – М.: Просвещение, 1991.
2. Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. – 1998. - № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с песней на уроках английского языка
Методическая статья...
Методика работы с песней на уроках английского языка
Презентация...
Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка
Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...
Методическое пособие по работе с песней на уроках английского языка
Методическое пособие по работе с песней на уроках английского языка. Данное пособие разработано для учеников 9-11 классов и приурочено к празднику "День Святого Валентина"....
Методические рекомендации работы с песней на уроках английского языка
Сегодняшнее общество является многонациональным и поликультурным. Процессы глобализации, миграции и иммиграции обеспечивают распространение ценностей разных культур и наций по всему миру. Как отмечает...
Работа с песней на уроке английского языка
На уроке иностранного языка практически невозможно формировать лишь один речевой или языковой навык. Работая с аудиотекстами, одновременно отрабатываются лексические, грамматические, фонетически...
Статья "Методика работы с песней на уроке испанского языка"
Тема: Эмоционально-ценностное развитие ребенка через урок иностранного языка.Статья: Работа с песней на уроке испанского языкаПричины эффективности использования аутентичных песен на уроках и принципы...