Повышение мотивации на уроках английского языка
статья по английскому языку

Проблема мотивации. Анализ уровня мотивации в начальной и средней школе. Методы и приемы повышения мотивации (игры, песни/музыка, компьютер, интернет, проекты, здоровьесберегающие технологии, оценка, личность учителя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_motivatsii_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации на уроках английского языка

«Учитель, который преподает,

не вдохновляя студентов на обучение,

пытается ковать холодное железо.»

Гораций Манн

Проблема мотивации обучающихся возникает при преподавании всех школьных предметов. Однако особо остро она стоит изучении иностранных языков в начальной и средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется уметь общаться на иностранном языке со сверстниками, петь песни и смотреть видео на иностранном языке, читать, узнавая о других странах. Многие дети видят в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир. Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком. Но, когда начинается процесс овладения иностранным языком, отношение учащихся меняется, многие разочаровываются, так как этот процесс предполагает стадию неизбежно примитивного содержания, преодоление разнообразных трудностей. Таким образом с первыми сложностями, уже к середине третьего-четвертому классу, мотивация и дальше изучать иностранный язык снижается.

Мотивация (от lat. movere ) — 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. Различают внешний (не связанный с содержанием определенной деятельности) и внутренний (связанный с содержанием деятельности) виды мотивации.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

1.Содержание учебного материала.

2. Организация учебной деятельности .

3. Коллективные формы учебной деятельности.

4. Оценка учебной деятельности .

5. Стиль педагогической деятельности учителя.

Выделяют следующие методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, “мозговой штурм”, развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным отечеству, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

        

Разнообразие приёмов повышения эффективности урока английского языка.

  1. Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку. Игр, которые известны всем учителям, которые можно применять на уроках английского языка - очень много, они интересны младшим школьникам на начальном этапе обучения. Например, для развития памяти можно использовать следующий прием. На доске ребята видят текст стихотворения , чтение которого отрабатывается и воспроизводится несколько раз. Постепенно стираются слова данного стишка, начиная с простых и известных детям. В результате перед учащимися стоит задача запомнить данный текст и воспроизвести его. Данный прием можно использовать на начальном этапе урока, в качестве вводного в новой теме элемента.

Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть задействовано как можно большее количество учащихся.

  1. Музыка, стихи, песни – сильнейший психологический побудитель.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.
Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. На уроке можно использовать песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

  1. Применение компьютеров при изучении отдельных тем.

Использование возможности компьютера для проведения уроков английского языка - мощнейший мотив, который нужно использовать в своей работе.

Например: широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

  1. Применение интернета для развития коммуникативных навыков обучающегося.

Довольно сильный спад мотивации к обучению иностранным языкам происходит в подростковом возрасте, однако интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, которыми нельзя было воспользоваться в прошлом. Существует множество специализированных платформ для самостоятельного изучения иностранных языков. Если же мотивация учеников не настолько сильна, чтобы заниматься его целенаправленным изучением, можно обратить их внимание на обычные социальные сети. В современном мире общение через интернет, любимое времяпровождение подростков, – это возможность создать естественную языковую среду. В социальных сетях подростки могут смотреть интересные им видео и читать комментарии англоязычных и не только ровесников, принимать участие в обсуждениях. Для этого нет необходимости в дополнительной регистрации и переходе на непривычные для них сайты.

Так же можно использовать и другие возможности и ресурсы интернета:

- для включения материалов сети в содержание урока. Например, при изучении темы «Travelling» можно использовать сайты реальных турагентств. При изучении темы «Houses and Flats» можно обратиться на британские сайты известных магазинов (напр. IKEA)

- для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;

- для ликвидации пробелов в знаниях

5.Проектная деятельность

«Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат.» Джордж Бернард Шоу.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д.

Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

6. Соблюдение здоровьесберегающих технологий

В связи с тем, что учебная нагрузка растет  из года в год, особое внимание стало уделяется здоровьесбережению, которое является мощным средством мотивации и улучшению эффективности работы. Помимо соблюдения принципа сбалансированности видов деятельности, полезно в середине урока или после задания, требующего высокого умственного напряжения, делать физкультминутку на английском языке, используя музыку, жесты, движения.

7. Мотивация  с помощью различных способов оценки

Необходимо также правильно подходить к оцениваю учеников, любой успех должен поощряться. Критика естественно должна быть, но нацелена на ситуацию успеха «Сегодня ты недостаточно работал, но если ты постараешься тебя все получится». Даже во внеурочной деятельности и в начале второго класса желательно также оценивать учеников помимо словесной формы «Молодец» «Хорошо» «Старайся лучше», смайликами/печатями/рисунками. Ожидая этих «оценок», дети работают гораздо усерднее. Слабоуспевающим детям необходимо показать, что, несмотря на их малые успехи, вы все равно относитесь к ним хорошо.

8. Принцип доброжелательности и создание благоприятной атмосферы

Немаловажна и личность учителя. По мнению Гёте, человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Поэтому учителя не должны бояться, его должны уважать и воспринимать его как старшего друга и наставника. Поэтому необходимо соблюдать принцип доброжелательности, начинать и заканчивать урок с улыбки, в критике не переходить на явную агрессию и тогда атмосфера на уроке будет благоприятно для обучения.

Выводы

Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки английского языка предоставляют учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. Значимость изучения английского языка в настоящее время невозможно переоценить. Для практики учителя в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов активизации учебного процесса.

«Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.» Плутарх.

Шурпакова Дарья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации на уроках английского языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СТАТЬЯ  О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Организация учебного пространства при интерактивном обучении как эффективный способ повышения мотивации на уроках английского языка

Существуют определенные положения, обуславливающие эффективность интерактивного обучения.  Важнейшее - организация учебного пространства....

Стихи,рифмовки, песенки как средство повышения мотивации на уроках английского языка

Каждый современный учитель старается преподнести учебный материал в ненавязчивой и занимательной форме, чтобы повысить мотивацию у учащихся. Песни, стихи и рифмовки повышают интерес к овладению опреде...