Цифровые инструменты обратной связи на уроке иностранного языка в школе.
статья по английскому языку

Смирнова Ксения Михайловна

Эффективное использование всевозможных электронных образовательных ресурсов при работе с технологией формирующего оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые инструменты обратной связи на уроке иностранного языка в школе.

21 век-век информационных технологий. Их развитие дало начало информатизации всего современного общества и привело к внедрению их во все сферы нашей жизни. Сфера образования не является исключением. В нашу жизнь стремительно ворвались всевозможные электронно-образовательные ресурсы и электронно-цифровые устройства, способствующие получению информации и неоднозначно влияющие на нашу жизнь.

Все мы знаем, что главная задача каждого учителя - не  столько научить  учащихся учиться, сколько  развить интерес к учению и  творчеству. Учителю необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Именно поэтому немаловажная роль здесь отводится различным ресурсам и формам обучения. Преподавателю необходимо увидеть взаимосвязь факторов, обуславливающих процесс и результаты обучения, выбирать эффективные методы, формы и средства формирования, развития и оценки компетенций. Разнообразие занимательных ресурсов и приёмов на уроках создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными,  делают процесс овладения знаниями более привлекательным. Но ввиду того, что с приходом новых технологий и изменений в образовательных стандартах, в содержании образования акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся, появились и изменения в системе оценивания.

В настоящее время актуальным является подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое является составной частью личностно ориентированного подхода к обучению учащихся. При данном подходе каждый учащийся получает возможность продемонстрировать свои знания и умения и определить то, над чем ему необходимо работать в дальнейшем, а учитель в то же время получает информацию, необходимую для того, чтобы помочь учащемуся достичь более глубокого понимания необходимого материала. Таким образом, использование различных видов, методов и техник оценивания для сбора данных об уровне понимания темы, сформированности навыков учащихся позволяет учителю дифференцировать обучение, т.е. учесть потребности и возможности каждого ученика, а учащимся – контролировать собственное обучение и сформировать максимум компетенций, необходимых им как в процессе обучения, так и в дальнейшей жизни. Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика, а так же оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего уровня обученности школьника, путей развития, мотивирования его на дальнейшее обучение. Оценивание будет формирующим, если будет непрерывным и совместным с анализом динамики. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Именно поэтому, создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности. Использование приемов формирующего оценивания позволяет научить школьников вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, т.е. развивает навык умения учиться самостоятельно. А это главная цель всех новых образовательных стандартов.

В данной статье речь пойдет о некоторых инструментах, которые позволяют как дать, так и получить мгновенную обратную связь, которая очень важна в образовательном процессе. Хотя и представление обратной связи является очень затратным по времени процессом, все же некоторые процессы мы можем автоматизировать при помощи цифровых инструментов. Эти инструменты помогают каждому ученику определить на каком уровне он сейчас, какие ошибки у него есть, и куда нужно двигаться дальше. Поэтому  данные инструменты выполняют не столько функцию контроля, сколько функцию поддержки.  

Именно поэтому использование онлайн ресурсов  не утрачивает своей актуальности так как они постоянно обновляются и совершенствуются. Мне бы хотелось поделиться с Вами своим опытом применения приемов технологии формирующего оценивания при использовании различных электронных образовательных ресурсов и платформ.

Один из таких приемов, с которого нам хотелось бы начать, называется «Перевод информации».

Суть приема заключается в том, что обучающимся предлагается перевести один вид информации в другой. Данный вид работы выполняется в письменной или устной форме. Обязательным этапом работы служит объяснение обучающихся, каким образом они проделали работу. Например,  учащимся можно предложить посмотреть видео  и перевести информацию из видео в таблицу. Учащимся даётся табличная информация, на основе которой необходимо составить текстовую информацию  в виде сообщения о происходивших событиях в видео. Для реализации данного приема используется  ресурс Learning Apps, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Данный сайт представляет собой готовый мультимедийный конструктор для создания собственных упражнений различного формата. Здесь можно использовать аудио и видео файлы для создания заданий. Кроме того, на данном сайте можно группировать задания в отдельные папки по темам, а так же создавать виртуальные классы, чтобы задавать определенные задания отдельным группам учащихся. Еще один прием технологии формирующего оценивания для реализации которого  используется  ресурс Learning Apps является «Умная зарядка». Суть приема заключается в том, что обучающиеся должны ответить на вопросы учителя посредством выполнения заранее оговоренных упражнений. Вопросы для этого метода должны быть однозначные. (Да/нет). Этот вид оценивания может быть использован в качестве физкультурной паузы и больше подходит для младших школьников. Учащимся можно предложить посмотреть видео на английском языке и ответить на вопросы к нему. Если ответ на вопрос «да», то учащиеся встают, если «нет», то учащиеся садятся. Другие два  приема технологии формирующего оценивания,  для реализации которых  используется  ресурс Learning Apps называются «Классификация ошибок» и «Поиск ошибки». В ходе реализации данных  приемов учитель намеренно дает школьникам текст с ошибками, где им необходимо было найти и классифицировать ошибки по 2 группам: орфографические и грамматические ошибки. Так же при использовании данных приемов можно добавить и другие категории ошибок, такие как лексические, пунктуационные или фактические ошибки по содержанию ранее прочитанного текста.

Другими приемами технологии формирующего оценивания,  которыми  нам хотелось бы с Вами поделиться, являются «Доска помощи» и «Одноминутное эссе» .Для реализации этого приема мы используем ресурс Padlet. Многие пользователи называют  это онлайн-стеной, которая входит в категорию так называемых "белых досок", т.е. инструментов для совместной работы на определенном виртуальном пространстве, где обучающиеся могут отвечать на вопросы, оставлять комментарии, создавать свои собственные проекты. Учащимся можно предложить отобрать подходящую информацию по определённой теме для участия в интернет-проекте. Учащиеся могут разместить свои видео и рассказы по заданной теме на английском языке. Кроме этого, данный ресурс можно использовать так же и для отработки приема «Одноминутное эссе», когда по завершению изучаемого модуля или темы, учащиеся высказывают свое мнение о пройденном материале, задают вопросы если что-либо осталось им непонятным. Так же они высказываются о том, что им особенно понравилось или не понравилось или было сложным. С помощью этого приема учитель может оценить предметные результаты обучения, проанализировать ответы обучающихся об их трудностях, возникших в результате изучения темы, и, таким образом, выявить материал, который необходимо повторно объяснить, повторить и закрепить. Таким образом, все учащиеся участвуют в процессе обучения и могут комментировать фотографии, видео и записи друг друга, а так же каждый может видеть ответы любого ученика (каждый комментарий начинается с имени ученика, чтобы все знали, кто автор комментария). Поэтому Padlet является отличным ресурсом для обратной связи, а так же для совместной работы по сбору идей, мозгового штурма и т.д. Использование сервиса Padlet, который способствует формированию и развитию ИКТ-компетенций, расширяет возможности урока в условиях реализации ФГОС, развивая различные виды метапредметных УУД у обучающихся, а также позволяет заинтересовать ученика проектной деятельностью, а детям, пропустившим занятия, стать равноценным участником общего учебного проекта.

Одним из приемов оценивания по итогам изучения темы или раздела является прием «Вопросы для тестов». Учащиеся самостоятельно составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Созданные учащимися викторины в дальнейшем можно использовать в своей работе. Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя – анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке. Для отработки данного приема мы используем веб-сервис Quizizz, который представляется собой платформу для создания онлайн-викторин и тестов. Данный ресурс имеет общие черты с такими сервисами, как Kahoot и Spiral. С помощью данного сайта можно: проводить игры, викторины и соревнования; проводить тесты и экспресс-опросы; проводить домашнюю работу; отследить результаты каждого учащегося; предоставить автоматическую обратную связь каждому ученику.

Еще один прием технологии формирующего оценивания,  который  нам хотелось бы показать, называется  «Две звезды и желание». Данный прием позволяет учителю проверить работы всех учеников в классе, но не оценивать их, а определить в каждой два положительных момента (две звезды) и один момент, который заслуживает доработки (желание). Такое оценивание можно проводить и в письменной, и в устной форме. Учащиеся оценивают предметные и метапредметные результаты друг друга. Целью является анализ результатов проверки, который позволит определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы и способность учащихся обобщать. Для реализации данного приема используется  ресурс Popplet -  это простой в использовании и мощный по функционалу сервис, позволяющий создавать ментальные карты в режиме реального времени.  С его помощью возможно добавлять элементы с текстом, картинками, видео ; совместно редактировать карту; сохранять карту в виде картинки или pdf файла; публиковать ментальную карту; демонстрировать карту в режиме презентации; учащиеся могут создавать совместно одну ментальную карту.

Так же данный ресурс может быть использован учащимися и для индивидуальной работы, при отработке таких приемов , как “Упрощение” и “Если бы я был учителем”. Прием “Упрощение” нацелен на переработку и осмысление изученного материала учащимися, целью которого является понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе, т.к. при отсутствии понимания темы, учащийся не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике. Данный вид оценивания может производиться как в письменной, так и устной форме и основываться на принципах взаимооценки. Прием “Если бы я был учителем” так же основывается на принципах взаимного оценивания, когда учащимся предлагается, поставив себя на место учителя, объяснить своим одноклассникам тему, ход выполнения задания и т.д. Оба этих приема осуществляются с опорой на ментальные онлайн карты, созданные на ресурсе Popplet.
Так же, в своей работе мы активно пользуемся ресурсом
Formative. Он представляет собой веб-приложение, которое позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учеников и в любой момент комментировать их работы. Данный ресурс мы используем для отработки таких приемов формирующего оценивания, как «Перевод информации» и «Матрица наблюдения», когда в ходе выполнения практической работы на уроке учитель анализирует, как учащиеся понимают основные идеи, логику выполнения задания. Чтобы создать новый учебный материал, на платформе есть доступ для добавления изображений, видео, текста, интерактивной белой доски. Также можно создать такие задания как: Multiple choice, True or False, Essay, Short Answer и т.д. Можно загрузить план урока в PDF формате или же поискать нужный материал на самой платформе в разделе библиотека. Так же можно выставить определенный тип задания(домашнее задание, работа в классе, викторина и т.д.) Готовый учебный материал учитель по специальной ссылке или по коду предоставляет учащимся. И когда ученики начинают выполнять задания, учитель на своем экране видит продвижение каждого учащегося и в любой момент может предоставить обратную связь. Результаты можно представить в виде процентов, количества верных ответов. Так же доступна функция «Скрыть имена».

Таким образом, активное использование цифровых инструментов и интернет - ресурсов обуславливается постоянным обновлением системы образования в соответствии с изменениями запросов общества и государства к образованию в целом, а так же с постоянным введением инноваций в образовательную сферу. Ввиду того, что современное образование строится на личностно-ориентированном подходе, весь процесс обучения сводится к индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Поэтому одним из инструментов корректировки образовательного процесса и залогом его успеха является эффективная обратная связь между учителем и учеником. Приемы формирующего оценивания, а так же активное использование разнообразных интернет - ресурсов и интерактивных приемов и техник в образовательном процессе обеспечивают постоянную обратную связь с учащимися, давая возможность оперативно реагировать на возникающие в ходе работы вопросы и проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Метапредметные связи на уроках иностранного языка

Нам предстоит работать в соответствии с новым  образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристи...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Обратная связь в обучении иностранному языку

В данной статье даны основные определения понятию "обратная связь" в обучении, кроме того, в статье представлены способы получения обратной связи в образовательном процессе....

Метапредметные связи на уроках иностранного языка.

С этим выступлением я выступала на педагогическом совете, где делилась своим опятом с коллегами. Урок всегда интересен когда на нем не просто читаешь и пишешь, но и развиваешься всесторонне....

«Цифровая визуализация учебного материала на уроках иностранного языка». Из опыта работы.

Представленный методический материал ориентирован на педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях. При знакомстве с этой методической разработкой педагоги смогу...