Программа элективного курса «Байкальский сундучок»
рабочая программа по английскому языку (7 класс)

Балданова Татьяна Бумудоржиевна

Программа дает возможность в течение двух лет сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах величайшего озера Земли и о методах гармонизации отношений «человек-природа» на его берегах. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала-объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала, к проблемам взаимодействия человека и природы.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ

Программа

элективного курса

«Байкальский сундучок»

 

        

Разработчик: Балданова  Татьяна  Бумудоржиевна,

учитель английского языка высшей

     квалификационной категории          

        

 

2020-2021 учебный год

                                                                 Пояснительная записка

          Стремительно меняющийся   мир раскрывает границы, расширяет возможности общения между людьми разных стран и разных национальностей. В связи с этим, в наши дни нередко возникает необходимость рассказать на иностранном языке о своей стране, ее культуре, обычаях, традициях, природе и географии родных мест, об истории малой родины, что  существенно дополняет содержательную сторону речи.

          Программа элективного курса «Байкальский сундучок» на  английском языке разработана на основе Требований к результатам основного общего образования, представленными в  Федеральном государственном Образовательном стандарте общего образования и Примерной программы по английскому языку для начального общего, для основного общего и для среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

        Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет после окончания средней школы будет принимать участие в решениях, связанных с экономическим развитием государства.

       В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Бурятии является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах республики элективного курса «Байкальский сундучок» в качестве регионального компонента учебного плана.

      Программа дает возможность в течение двух лет сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах величайшего озера Земли и о методах гармонизации отношений «человек-природа» на его берегах. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала-объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала, к проблемам взаимодействия человека и природы.          

      Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

      Программа элективного курса «Байкальский сундучок» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающеее поведение.

       Элективный курс «Байкальский сундучок»  представляет собой как дополнительный курс и входит в компонент Учебного плана МАОУ « Бурятская гимназия  29»  г.Улан-Удэ как национально-региональный компонент.

      Данный элективный курс базируется на коммуникативно-деятельностной концепции образования, которая предполагает развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения, инициирующий познавательную активность в учении, формирование способности и потребности к рефлексии, саморазвитию и самоактуализации в предметной области «Английский язык».
       Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает:
- интеграцию филолого-гуманитарной, социально-гуманитарной областей школьных знаний;
- организацию обучения английскому языку как процесса межкультурной коммуникации;
- сотрудничество учителя и учеников как равноправных участников учебного процесса;
- коллективное сотворчество в разных видах коммуникативной и познавательной деятельности;
- самостоятельность действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний.

       Цель  – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу  изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал  и формирование экологического мировоззрение, мышления, сознания, культуры, направленной  на рациональное экономическое использование природных ресурсов нашего региона.

   Сопутствующие цели курса: 
- развитие умений в четырёх видах речевой деятельности в рамках данной темы;
- особое внимание стратегии чтения, позволяющей осознать «тактику» проникновения в содержание конкретного типа текста (энциклопедические отрывки, тексты-инструкции, газетная статья,  сюжетные рисунки);
- изучение грамматических элементов лексическим путём;
- расширение сферы применения английского языка  в рамках учебного процесса; повышение уровня и объёма знаний иностранного языка;
- обеспечение умения общаться в контексте с привлечением специальной лексики;
- развитие организационных и творческих способностей учащихся;
- улучшение качественной и количественной структуры преподавания путём привлечения ориентированных на содержание форм информации и коммуникации;
- подготовка учащихся к межкультурной и транснациональной коммуникации.

Задачи:

  • формирование  ценностного отношения учащихся к природе  региона
  • расширение  знаний  учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
  •  определение  экономической  роли и значения озера Байкал в жизни людей, проживающих на его берегах;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события жизни;
  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
  • вовлечение в посильные  природоохранные  дела;
  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
  • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
  • воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

      Новизна  программы обуславливается тем, что она разработана на основе первого

комплекта учебных материалов «Байкальский сундучок» на английском языке в нашей республике. Так как во многих учебных пособиях региональный компонент представлен главным образом в темах и проблемах, касающихся места проживания школьника, места учёбы и проведения досуга. Большинство заданий построено таким образом, что учащиеся рассказывают о своём регионе, сообщая нейтральные факты энциклопедического характера, не представляющие интерес ни для своих потенциальных иностранных собеседников, ни для партнёров по общению, ни для самих учащихся. А интересными или значимыми фактами о своём регионе они либо не располагают совсем, либо не обладают соответствующими средствами выражения их на ИЯ. В любом случае регионоведческая составляющая в содержании обучения ИЯ является на сегодняшний день фрагментарной. Таким образом, в сложившейся ситуации представляется актуальным введение данного  элективного курса .

       Актуальность программы также соприкасается с наиболее важной проблемой сохранения бурятского языка и самобытности бурятского народа, проживающего на берегах озера Байкал, главного богатства России и всего мира. Отрадно, что сегодня  появилось понимание того, насколько важно изучение родного края. Поэтому презентация региональной культуры на международном уровне является сейчас крайне актуальной для развития взаимовыгодных международных контактов.

       Структура программы: Данный курс построен с учётом принципа культурологического подхода в обучении ИЯ и краеведческого принципа. Опора на сведения краеведческого характера содействует реализации такого основного принципа как ситуативность.

       Содержание курса ориентировано на развитие мотивации учащихся к изучению ИЯ, получение опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

        Данный элективный курс опирается также на следующие специфические принципы: - природосообразности (учёт не только возрастных, но и индивидуальных особенностей учащихся);

 - принцип компаративности (сопоставление и анализ норм, традиций, ценностных систем различных культур, нахождение сходства и различия и на основе этого культурное самоопределение, выбор своих ценностных предпочтений);

- принцип автономии учащихся (когда они выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, проявляют свою самостоятельность);

 - принцип комплексности и доминантности целей (воспитание культуры, развитие способностей к собственно обучению иноязычному общению для целенаправленного практико-ориентированного сотрудничества);

- принцип систематичности и тематичности.

      Опора на сведения краеведческого характера содействует реализации такого основного принципа как ситуативность.

       Содержание курса ориентировано на развитие мотивации учащихся к изучению ИЯ, получение опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности:

  • Особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры);
  • Основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала (перечислять, приводить примеры);
  • Основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений (возраст, причины землетрясений, предрифтовый периоды, геологические особенности формирования озера, история развития растительного и животного мира на Байкале и его берегах-перечислять, кратко характеризовать);
  • Особенности береговой линии Байкала (заливы, бухты, ссоры, острова, основные притоки озера (перечислять, кратко характеризовать, приводить примеры);
  • Общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера (перечислять, приводить примеры, указывать на карте места расположения, кратко характеризовать
  • Современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);
  • Особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим (пояснять на уровне общих представлений, приводить примеры);
  • Свойства байкальской воды характеризовать на уровне общих представлений);

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
  • Показывать на карте место расположения озера Байкал;
  • Указывать на карте Байкала его основные физические параметры –длину, ширину, максимальную глубину;
  • Показывать по карте основные причины притоки озера Байкал, острова, заливы, бухты, соры;
  • Рисовать обобщенную схему озера Байкал с расположением геологических достопримечательностей;
  • Составлять схему геологического развития Байкала;
  • Указывать на схеме Байкала расположение основных геологических достопримечательностей Байкала;
  • Показывать направления основных течений на карте озера.

       Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 5 разделов, согласно учебного плана 34 часа в год.

       Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности Байкал как участка всемирного наследия.

       Задачи программы:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды озера Байкал;
  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьниковю

       Количество часов: всего: 35 (1 ч.- резерв);

1 четверть - 9 час.

2 четверть – 7 час.

3 четверть – 10 час.

4 четверть – 9 час.

Практических работ 9;

1 четверть – 2;

2 четверть – 1;

3 четверть – 1;

4 четверть – 5.

Плановых тестов 2.

                    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

В учебно-методический комплект входят:

Учебно-методическое пособие «Lake Baikal box» на английском языке

Детские книжки на русском, английском, бурятском и немецком языках:

  1. День нерпёнка. Экологическая книжка для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ж.Дагбаева, С.Н.Дармаева, А.П.Кушнарёва, Э.Р.Нархинова, З.И.Пазникова, Т.П.Фёдорова; худ.З.И.Пазникова.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского гоуниверситета, 2014.-19 с.
  2. Баргууша Байгал хоер. Һургуулиин наhа гγйсөөдγй хγγгэдэй болон бага наhанай hурагшадай хэрэглэхэ байгаали сахин хамгаалалга тухай ном / Н.Ж.Дагбаева, С.Н.Дармаева, А.П.Кушнарёва, Э.П.Нархинова, З.И.Пазникова, Т.П.Фёдорова; 3уран зурааша З.И.Пазникова; Л.Б.Будажаповагай оршуулга.-Улаан-Удэ: Буряадэй гγрэнэй университедэй хэблэл, 2014.-19 х.
  3. Хаб загаhанай нэгэ γдэр. Һургуулиин наhа гγйсөөдγй хγγгэдэй болон бага наhанай hурагшадай хэрэглэхэ байгаали сахин хамгаалалга тухай ном / Н.Ж.Дагбаева, С.Н.Дармаева, А.П.Кушнарёва, Э.П.Нархинова, З.И.Пазникова, Т.П.Фёдорова; 3уран зурааша З.И.Пазникова; Л.Б.Будажаповагай оршуулга.-Улаан-Удэ: Буряадэй гγрэнэй университедэй хэблэл, 2014.-15 х
  4. Какая она-Байкальская нерпа? Экологическая книжка для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ж.Дагбаева, С.Н.Дармаева, А.П.Кушнарёва, Э.Р.Нархинова, З.И.Пазникова, Т.П.Фёдорова; худ.З.И.Пазникова.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского гоуниверситета, 2014.-23 с.
  5. Ямар бэ- байгалай хаб загаhан? Һургуулиин наhа гγйсөөдγй хγγгэдэй болон бага наhанай hурагшадай хэрэглэхэ байгаали сахин хамгаалалга тухай ном / Н.Ж.Дагбаева, С.Н.Дармаева, А.П.Кушнарёва, Э.П.Нархинова, З.И.Пазникова, Т.П.Фёдорова; 3уран зурааша З.И.Пазникова; Л.Б.Будажаповагай оршуулга.-Улаан-Удэ: Буряадэй гγрэнэй университедэй хэблэл, 2014.-19 х.
  6. Наадангаа hурая : буряад хэлэнэй хэшээлнγγдтэ хэрэглэхэ нааданууд.-Улан-Удэ: «Бэлиг» хэблэл, 2009.-92 х.

Технологическая карта:

тема

Планируемый результат

Количество часов

I

Baikal: Miracle of nature

1,1

Where is Baikal&

Уметь определять на карте, объяснить местоположение

1,2

Baikal's Birthday

Рассказать о том, когда и где отмечается День рождения Байкала

1,3

Why is our lake called Baikal?

Знать и уметь рассказывать об истории Байкала

1,4

The deepest lake…

Рассказывать и сравнивать с другими озерами на земле.

1,5

Think, play, create together

II

Above water and under the water

2.1

Gulls of Baikal

Знать и описывать основные черты, особенности

2.2

Ducks

Знать и описывать основные черты, особенности

2.3

The great cormorant

Знать и описывать основные черты, особенности

2.4

Shore birds

Знать и описывать основные черты, особенности

2.5

The Gray Heron

Знать и описывать основные черты, особенности

2.6

The wagtail

Знать и описывать основные черты, особенности

2.7

The Dipper

Знать и описывать основные черты, особенности

2.8

The routes of birds from Baikal to their wintering grounds

Уметь ориентироваться по карте, рассказывать о маршруте

III

Fish of Baikal

3.1

Best know fish

Знать и описывать основные черты, особенности

3.2

Who are those fish– predators

Знать и описывать основные черты, особенности

3.3

Endemics of Baikal

Знать и описывать основные черты, особенности

3.4

The Baikal seal

Знать и описывать основные черты, особенности

3.5

Check what you have learnt! Guess the riddles

3.6

Solve some ecological tasks

Разрабатывать проекты

3.7

I am a researcher! I know everything about seal!

Неподготовленная речь, задавать разного типа вопросы, уметь рассказывать о проблемах и способах решения.

3.8

I am a creator!

3.9

Think, play, do experiment

3.10

Test

IV

Testing

4.1

Test

4.2

Practice

4.3

Extra lesson


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...