применение проектной методики
методическая разработка по английскому языку
использование метода проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proektnoy_deyatelnosti.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проектной методики на уроках английского языка
Сегодня дополнительное образование детей и проектная деятельность просто неразрывны, если мы хотим, чтобы была заинтересованность ребенка и соответствующая отдача. Вопрос классификации проектов в педагогике пока остается открытым. А ведь педагогическое проектирование можно смело назвать двигателем инновационного процесса в образовании, да и практика реализации педагогических проектов достаточно развита.
Необходимость постоянного совершенствования системы образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Современное общество диктует необходимость повышения качества знаний, совершенствования умений и навыков и уровня воспитанности школьника. В соответствии с этим, школа нуждается в разработке, внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий. Задача преподавателя иностранного языка в первую очередь заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся, и одновременно развитие навыков владения определенными языковыми средствами.
В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.
К современным педагогическим технологиям относят:
-обучение в сотрудничестве,
- проектную методику,
- игровую методику,
- здоровьесберегающие технологии,
- новые информационные технологии.
Их цель заключается в повышении эффективности образовательного процесса.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.
В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося.
Проектная методика уходит своими корнями в 1920-е годы и берет свое начало от понятия «обучение посредством делания», которое ввел американский философ и педагог Джон Дьюи, его общий смысл заключался в том, чтобы установить связь учебного материала с жизненным опытом обучающихся. В России развитием метода проектов занимались С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, Б.П. Игнатьев и многие другие.
Метод проектов позволяет преобразовать уроки иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие.
Актуальность методической разработки состоит в том, что в связи со стремительным изменением жизни и требований к обучению учащихся, проект — это новая современная образовательная технология, позволяющая решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении и отвечающая запросам современного общества.
Проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
- коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки,
- культуру общения,
- умение формулировать собственные мысли,
- умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению,
- умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве,
- умения и навыки использования современных компьютерных технологий,
- языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке,
- умения применять накопленные знания по предмету,
- критическое и творческое общение
Преимуществами проектной методики являются следующие:
- возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для каждого участника проекта
- повышение активности учащегося
- возможность обращения к дополнительным источникам информации
- обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации
- возможность применения разнообразных предметных и межпредметных знаний, умений и навыков
- возможность практического применения языковых знаний – возможность сформировать необходимые умения и навыки речевой деятельности, лингвистическую компетенцию
- возможность реализации активной устной практики для каждого ученика
- возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы
- возможность оценивать действительность, и проектировать необходимые изменения для улучшения жизни.
Проекты можно классифицировать по нескольким признакам:
- по содержанию можно различать общественно-политические, социальные, педагогические, предметные (в рамках школьных предметов), экологические и т.д.;
- по выполняемым задачам: исследовательские, практические, информационные, продуктивные;
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, групповые с индивидуальным компонентом;
- по длительности и объему: маленькие, средние и большие.
Например, информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата;
исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
продуктивные – дают возможность детям проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.;
практические - направляют действия учащихся на решение реальных проблем.
Продолжительность проектной деятельности учащихся может быть разной - от 1 занятия до 2-3 месяцев.
Маленькие проекты могут длиться от 2 до 6 часов. Это может быть проектное занятие или серя занятий. Проектные занятия часто включают не все фазы проектного метода и, тем самым, соответствуют обучению с использованием проектного метода.
Средние проекты могут длиться от 1 до 2-х дней, одну неделю, 40 часов, может быть, даже три месяца. В образовательных организациях дополнительного образования детей такие проекты не редкость. Например: группа старшеклассников работает с группой молодых специалистов. Тема проекта: «Экологические проблемы - местная реальность».
Большие проекты освещаются в средствах массовой информации. О них говорят, они находятся в центре внимания общественности, политиков, министерств. Такие проекты могут длиться от одной недели до нескольких лет, часто при участии многих групп и/или организаций.
Характеристики проектного метода.
При проектном методе воспитанники самостоятельно, используя различные формы работы и источники информации, исследуют какую-либо самостоятельно выбранную проблему или разрабатывают и реализуют план создания, преобразования, изготовления или организации чего-либо.
Обычно проектная работа представляет собой многоэтапное задание, или макро-задание, включающее подчинительные задания или микро-задания. Каким будет содержание и результат, определяют сами обучающиеся.
Для проектного метода характерно:
- интер-дисциплинарное (межпредметное) обучение;
- направленность на проблему;
- деятельность в рамках проекта планируется и осуществляется учениками, с привлечением в качестве консультантов руководителя объединения/ руководителей иных объединений дополнительного образования/ специалистов;
- результат и работа над его достижением в равной мере важны;
- результат проекта значим для учеников или более широкого сообщества;
- в процессе работы учащиеся совершенствуют навыки и получают новую информацию.
При осуществлении проекта участники выполняют следующие действия:
- поддерживают инициативу по разработке проекта (тему, событие, впечатление, факт, проблему);
- договариваются об определенных формах взаимодействия (интерактивные формы);
- разрабатывают проектную инициативу и переводят ее в осмысленную деятельность участников;
- объединяются для осуществления действий в определенных временных рамках;
- информируют друг друга через определенные промежутки времени о ходе работы, мероприятиях, условиях труда, результатах;
- определяют в начале и далее, в процессе проекта, собственные интересы и интересы группы, и определяют условия их совпадения;
- анализируют и разрабатывают социальные и индивидуальные процессы и ситуации, которые возникают в процессе работы;
- информируют друг друга через определенные промежутки времени о ходе работы, мероприятиях, условиях труда, результатах;
- замечают возникающее напряжение и конфликты, и разрешают их;
- сами выбирают методы разрешения противоречий, связанных с выполнением задач, проблемами, собственными пожеланиями в выборе ролей и ответственностей;
- рассматривают свою деятельность как учебный труд в условиях педагогического сопровождения;
- оказывают помощь в различных ситуациях, даже когда личные интересы отсутствуют;
- овладевают знаниями и навыками и используют их также вне данной учебной обстановки;
- обсуждают и спорят по поводу актуальных и затрагивающих их вопросов;
- как правило, пытаются достичь поставленных целей;
По сравнению с другими методами проектный метод имеет ряд преимуществ:
- учит работать самостоятельно и творчески;
- вызывает интерес к изучаемому предмету и различным жизненным проблемам;
- позволяет связать теорию с повседневной жизнью;
- учит работать в сотрудничестве с другими;
- развивает способность высказывать, обосновывать и защищать свое мнение, дискутировать, приходить к компромиссу в случае необходимости;
- развивает навыки планирования и организации;
- развивает способность критически мыслить, анализировать;
- дает возможность получить удовольствие от работы, проделанной самостоятельно или вместе с одноклассниками;
- помогает освоить навыки, необходимые для получения и презентации конкретного конечного продукта;
- открывает скрытый потенциал школьников.
Несмотря на такое количество характеристик, все же невозможно достигнуть полной картины проектного метода. Это открытая форма обучения, которая учитывает интересы участников и ситуацию.
На уроках английского языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.
2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
4. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.
5. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.
6. Практика - ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.
7. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
8. Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
По продолжительности проекты подразделяются на краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
Этапы работы над проектом:
1. Организационный этап – это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.
2. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе я считаю очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся.
3. Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, т.к. на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
4. Презентация – это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта.
Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность.
Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Существуют основные принципы проектной технологии:
- Вариативность деятельности (индивидуальная, парная и групповая формы работы) – конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
- Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.
- Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.
- Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.
- Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.
В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.
Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:
- Организация работы.
- Дополнительная нагрузка.
- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.
- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- Оценка работы учащихся.
- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость.
При работе над проектами у учащихся также возникают трудности:
- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- Трудности в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- Трудности логического связного построения текста.
- Трудности взаимодействия с другими учащимися.
- Трудности в работе со справочным материалом.
- Трудности оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных технологий на уроках английского языка. Использование новых технологий предполагает развитие новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа учащихся должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся на уроке английского языка может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
На уроках английского языка я регулярно использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов. Я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.
В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование универсальных учебных действий, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.
Метод проектов является одним из востребованных методов, начиная с раннего обучения детей иностранному языку. Главная наша задача, как педагогов – заинтересовать, мотивировать ребёнка и вовлечь его в атмосферу деятельности. На своих уроках я сочетаю метод проектов с использованием ИКТ, т.к. считаю, что в настоящее время это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая осуществить деятельностный подход в обучении успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции моих учеников. Кроме того, применение ИКТ является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.
Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на их опят, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти, восприятия и мышления.
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.
Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества и поддержки, которая:
- помогает детям ощутить собственную значимость и уникальность,
- способствует укреплению положительных отношений в группе,
- предполагает взаимообогащение учащихся, проявлению их фантазии.
Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысление себя через средства английского языка, я добиваюсь активной деятельности моих учащихся и метод проектов очень мне в этом помогает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение проектных методик в обучении английскому языку
Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....
Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка
Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....
Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку
Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. Типология проектов, методы работы с проектами разных типов....
Применение проектной методики – это ключ к успешному изучению английского языка.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержат...
Применение проектной методики.
При современном стремительном темпе развития науки и техники никакой словарь не состоянии поспеть за возникновением новых слов и терминов в различных областях знания, что ведет к появлению проблемы пе...
Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС
Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием про...
Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы).
В этой публикации содержится описание применения проектной методики на уроках английского языка. Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,...