Интерактивные методы взаимодействия и их использование на уроках английского языка
статья по английскому языку
Интерактивные методы взаимодействия на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерактивные методы взаимодействия на уроках англ яз | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Амиди Нина Александровна
Интерактивные методы взаимодействия и их применение на уроках английского языка.
Содержание
1. Пояснительная записка.......................................................................................................
2. Педагогический анализ особенностей современных школьников.................................
3. Теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в процессе обучения..............................................................................................................................
4. Классификация методов технологии интерактивного обучения...................................
5. Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка......................................................................................................................................................
6. Из личного опыта применения интерактивных приемов и технологий на уроках английского языка................................................................................................................................
7. Промежуточный анализ результатов качества обученности с момента использования интерактивных технологий на примере параллели 8 классов..................................................................................................................................................
8. Практическая часть. Приложение. Технологическая карта урока....................................................................................................................................................
1. Пояснительная записка.
Современное общество переходит на новую ступень развития и все больше нуждается в активной творческой личности, способной мыслить, рассуждать, действовать согласно поставленным целям, реализовывать свои замыслы, оценивать результаты своей деятельности. Процессы глобализации и информатизации оказывают прямое влияние на изменения в обществе. Происходит многоаспектное сближение народов и стран, складывается единый, взаимозависимый, мультикультурный мир. Возникает необходимость эффективной коммуникации, успешной культурной адаптации, сосуществования как в реальном, так и в виртуальном мире.
Система образования также не стоит на месте, ведутся энергичные поиски эффективных технологий, методов и форм организации обучения, приемов и средств познавательной деятельности, главная цель которых — создать условия для достижения более эффективного уровня учебной деятельности учащихся, развития интеллекта каждого ученика и его готовности в будущем к творческой самореализации. Соответственно меняются требования, предъявляемые к среднему образованию, в том числе и к изучению иностранных языков, целью которого должно стать обеспечение способности и готовности школьников к участию в межкультурной коммуникации. Особенно актуальной эта тема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения. Новый стандарт, предъявляя новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Как воспитать ученика — не потребителя, а соискателя, творца, способного мыслить критически, умеющего обоснованно выражать свои мысли, а также способного прислушиваться к мнению окружающих? Для современного общества характерной чертой является непрерывное образование, в том числе языковое, которое понимается, как « процесс, обеспечивающий постоянное совершенствование коммуникативной компетенции на одном или нескольких языках, востребованных человеком в качестве средства общения». Цель такого непрерывного образования — развивать у человека способность адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономических, социальных, культурных и других сферах жизни. Расширяется информационное пространство, развивается международное сотрудничество, в связи с этим овладение иностранными языками в процессе непрерывного языкового образования становится актуальным как никогда.
В методике преподавания иностранных языков все чаще обращают внимание на подход интерактивного взаимодействия как наиболее перспективного метода обучения, в основе которого заложена идея взаимодействия учащихся друг с другом, учителем, представителями иноязычных культур. Сегодня интерактивный подход и особенности интерактивного взаимодействия изучаются многими отечественными учеными, среди них А. А. Вербицкий, А. П. Панфилова, Г. М Андреева, Л. К. Гейхман,Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н. М. Губина, Н. В. Ваграмова. Исследователи полагают, что интерактивные методы обучения, используемые на уроках иностранного языка, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, а значит, и повышению качества обучения в целом.
2. Педагогический анализ особенностей современных школьников показывает, что у современных детей изменилось ощущение собственного «Я» в мире, они стали более независимыми, раскованными, свободными в поведении и суждениях, чем дети в прошлые годы. Многие, особенно подростки, подчас отделяются от коллектива, семьи, бесцельно проводят время, как дома, так и в школе, погружаются в виртуальный мир Интернета, игр, развлечений, в связи с этим у современных детей формируется так называемое «клиповое» мышление, когда ребенок, получая обрывочные факты, разрозненную информацию, оказывается неспособным связать ее логически с предыдущей. Отсюда трудности с пониманием общей картины, отсутствие усидчивости, рассеивание внимания, гиперактивность или, наоборот, инертное поведение и безучастность к происходящему вокруг, бедный словарный запас, отсутствие собственного мнения или подмена его «скачанным» из Интернета, снижение интереса к учебе. Исходя из всего вышесказанного, следует, что современного ученика чрезвычайно сложно и трудно мотивировать к познавательной деятельности. Чтобы переломить эту тенденцию, необходимо использовать новые формы обучающей коммуникации, разнообразные, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности. Наиболее перспективной в числе новых образовательных технологий считается технология интерактивного взаимодействия.
3. Теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в процессе обучения.
Интерактивное обучение строится на взаимодействии обучающихся друг с другом, с учебным окружением, при этом учитель и ученик являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, основанного на сотрудничестве. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование «реальных» жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа соответствующей образовательной ситуации, вовлечение всех учащихся в процесс познания. Это способствует созданию атмосферы взаимного уважения, доброжелательности, совместной поддержки, делового сотрудничества, каждый вносит свой личный вклад, делится опытом, знаниями, предлагает свои идеи, отстаивает свою точку зрения, мыслит критически, общается «на равных», а значит становится полноправным участником учебного процесса. Среди ведущих инструментов интерактивного взаимодействия выделяют диалог, полилог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свободу выбора, ситуацию успеха, позитивность оценивания, рефлексию. Отличие интерактивных методов обучения заключается в том, что информация в них является отправным, а не конечным продуктом мышления. Чтобы рождалась мысль, необходимо поработать с текстом, идеями, фактами, концепциями. Интерактивные методы обучения срабатывают через осмысление каждым учеником своей деятельности, она обращена к способности ребенка перестраивать свои действия, свой опыт, свои мотивы и потребности, которые являются важным фактором в решении проблемы социализации образования. Интерактивное обучение помогает сформировать в личности умения, навыки самостоятельно изучать определенные явления, процессы, пользуясь информацией.
Исследования американских учёных показывают, что интерактивное обучение способствует более глубокому усвоению материала, так как оказывает влияние не только на сознание учащегося, но и на его чувства, волю. Учёные доказали, что наименьших результатов в обучении можно достичь при условии пассивного обучения (опрос — 3 %, лекция – 5%, чтение – 10%), а наибольших – интерактивного (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%, обучение других или применение знаний – 90%). Здесь уместно вспомнить высказывание Конфуция, которое отражает суть интерактивного обучения:
Скажите мне, и я забуду.
Покажите, и я запомню.
Дайте возможность обговорить, и я пойму.
Дайте возможность научить другого,
И я дойду до совершенства.
Урок в прежней традиционной форме был нацелен на подражание, повторение «по образцу», запоминание и воспроизведение, копирование знаний,умений, навыков. Интерактивное обучение ориентировано на преобразование учителем себя в процессе разных способов взаимодействия с учениками. А ученик самостоятельно изучает явления, процессы, пользуясь данной информацией, роль же учителя сводится к роли организатора, создающего условия для инициативы учащихся, направляющего их деятельность на достижение целей урока.
4. Классификация методов технологии интерактивного обучения.
Так как интерактивные методы обучения являются относительно новыми в учебной деятельности и не достаточно изучены, их классификация представляет определенную сложность. Их использование на уроке также зависит от цели и типа урока, уровня обученности детей, квалификации и мастерства учителя, технического оснащения класса.
С. Б. Суворова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения, основанную на коммуникативных функциях. В данной классификации все методы подразделяются на три группы:
1) дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций);
2) игровые (дидактические игры, деловые игры, ролевые игры, организационно - деятельностные методы, );
3) психологическая группа интерактивных методов (эмпатия. сенситивный и коммуникативный тренинг)
К интерактивным методам также относятся дебаты, мозговой штурм, челенджи (вызовы), конференции, кейс-методы, интервью, социологический опрос, синквейн, кластер, проект, составление ментальных карт и т.д. Перед учащимися моделируется конкретные ситуации, приближенные к реальным. Учащимся необходимо решить определенную задачу, что приводит к активной вовлеченности в процесс обучения английскому языку.
По ведущей функции в педагогическом взаимодействии интерактивные методы можно классифицировать на методы:
1) создания благоприятной атмосферы,организации коммуникации,
2) организации обмена деятельностями,
3) организации смыследеятельности,
4) организации смыслотворчества,
5) организации рефлексивной деятельности
Методы создания благоприятной атмосферы, как правило, организуется в начале урока на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для быстрого включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации взаимодействия.
Методы организации обмена деятельностями представляют собой сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников, совместную активность как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Ведущим признаком этого метода является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.
Методы организации смыслотворчества предполагают создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.
Методы организации мыследеятельности стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций. Они нацелены на создание благоприятной атмосферы, организацию коммуникации, актуализацию знаний, развитие положительной познавательной мотивации, обобщение знаний и т. д.
Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов, что позволяет ученикам осознавать свою индивидуальность, уникальность и самобытность, а учителю - оценить активность и продуктивность учебно-познавательной деятельности детей на уроке. Как правило, данный метод организуются на завершающем этапе занятия.
5. Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка. Применительно к обучению иностранному языку интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех участников учебного процесса, при котором происходит взаимообогащающий обмен аутентичной личностно значимой информацией на иностранном языке и приобретение умений межличностного общения. При этом участникам интерактивной деятельности важно не только и не столько научиться обмениваться информацией на иностранном языке, но и овладеть навыками самого процесса общения: слушать и слышать партнера по общению, логично и аргументировано оформлять свои мысли в устном или письменном виде, отстаивать свою точку зрения, при этом с уважением относиться к людям с противоположным мнением и т. д. . Интерактивный подход обеспечивает обучение иностранному языку через организацию интерактивного взаимодействия.
Важными методическими принципами интерактивно подхода в обучении английскому языку являются:
1) совместная деятельность, где все участники заинтересованы в достижении цели и результатах своей работы и готовы обмениваться информацией на условиях взаимного сотрудничества,
2) общение на английском языке для получения и продуцирования аутентичной информации, представляющей интерес для всех учащихся группы,
3) учитель направляет и организует деятельность учащихся на достижение целей урока, он не дает готовых знаний, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску,
4) рефлективность обучения, осмысление действий, мотивов, качества и результатов как со стороны учащихся, так и со стороны учителя.
Интерактивный метод предполагает создание комфортных условий для обучения, т. е. таких условий, при которых учащиеся ощущают собственный успех, интеллектуальный прогресс, что делает процесс обучения иностранному языку продуктивным, большинство интерактивных упражнений строится с учетом личного опыта самих обучающихся, причем не только по английскому языку, но и по другим предметам.
Для современного учителя английского языка открыт целый спектр форм и технологий проведения интерактивных занятий. Разумеется, не в каждом классе и не на каждом уроке возможно применение интерактивного метода обучения, т. к. для этого требуется специальная подготовка к занятию, электронные ресурсы, техническое оснащение, готовность самого учителя и обучающихся использовать данный метод. Однако эффективность его применения диктует необходимость широкого использования интерактивных технологий.
6. Из личного опыта применения интерактивных приемов и технологий на уроках английского языка.
Я много раз задумывалась о том, как пробудить интерес к своему предмету, какую форму обучения выбрать, чтобы дети были не пассивными слушателями , а стали соучастниками учебного процесса, имели возможность высказаться, предложить свою оригинальную идею, стать инициатором учебно-познавательной деятельности. Пытаясь найти ответы, я познакомилась с методом интерактивного взаимодействия. Целью моего исследования было изучение перспектив и возможностей применения отдельных интерактивных методов на уроках английского языка для повышения интереса к изучению иностранного языка, эффективности их использования и влияния на качество образования. Изучение темы происходило в несколько этапов.
№ | Сроки реализации | Этапы | Содержание деятельности |
1 | Сентябрь-ноябрь 2018 года | Подготовительный |
|
2 | Декабрь 2018- февраль 2019 года | Организационный |
|
3 | Март - май 2019 года | Деятельностный |
|
4 | Сентябрь-ноябрь 2020 года | Рефлексивный |
|
На своих уроках английского языка я пыталась опробовать широкий набор интерактивных методических приемов и стратегий ведения урока, при этом определяющей являлась содержательная сторона учебного процесса, а не внешняя привлекательность отдельных методов.
Наиболее популярными среди детей, интересными и эффективными, на мой взгляд, а также часто мною используемыми на практике интерактивными технологиями являются следующие:
1) «Ролевая игра» , интерактивных занятий является ролевая игра, то есть игра,основанная навыполнении учащимися определенных ролевых функций и действий,которые предполагают принятие того или иного решения. Ролевая игра предполагает подражание, или имитирование, участниками поведения в соответствии с полученной ролью. Правильно организованная ролевая игра является эффективным средством развития навыков коммуникативного общения и принятия решения.
2) «Кейс-метод» - это метод активного обучения на основе создания проблемной ситуации, приближенной к реальной. Данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем.
- Прием « Комплимент» чаще используется в начале урока для создания благоприятной атмосферы, доброжелательности, участники встают в круг и по очереди, передавая друг другу мяч (или другой предмет) говорят комплимент кому-то из стоящих в кругу. Предложения могут начинаться с фраз:
- You have a nice …. (smile, eyes, dress...)
- I like when you …
- You are a good friend ...
4) «Чайнворд» (цель приема - активизация лексики, правильного написания слова). Учитель называет слово, учащиеся называют следующие слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова и так далее по цепочке. E.g. famous — strong — gangerous — smell - lion - new - world etc.
5) «Карусель» Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Данный приём особенно эффективен в начальных и 5-6 классах для отработки грамматических структур.
6) Прием « Да - Нет». Учитель загадывает нечто (число, предмет, слово, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да" или "нет".
- «Корзина идей» - этот прием часто используется на этапе вызова, его можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока. В "корзину" складывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т. д. Также этот прием можно использовать на заключительном этапе урока. Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Эти и другие приемы интерактивного обучения в целом способствовали повышению активности учащихся, эффективности урока, а значит и повышения качества обучения.
7. Промежуточный анализ результатов качества обученности с момента использования интерактивных технологий на примере параллели 8 классов.
Так как я преподаю английский язык в учебной параллели 8 классов (три восьмых класса), то я решила провести эксперимент — исследование: на начальном этапе применять интерактивные приемы обучения только в одном восьмом классе, чтобы проследить динамику эффективности данного метода, а также сравнить результаты качества обученности среди всей параллели.
В представленной таблице отражена динамика качества обученности учащихся 8 класса, где применялся метод интерактивного обучения.
2018 - 2019 учебный год | количество учащихся, имеющих оценку «4» и «5» |
1 триместр | 40 % |
2 триместр | 45 % |
3 триместр | 51 % |
Как видно из представленной диаграммы, наблюдается положительная динамика качества обученности детей в классе, где применялись приемы интерактивного обучения.
В данной таблице отражены результаты качества обученности восьмиклассников, к которым не применялись приемы интерактивного взаимодействия.
2018 - 2019 учебный год | количество учащихся, имеющих оценку «4» и «5» (в двух восьмых классах) |
1 триместр | 42 % и 40 % |
2 триместр | 43 % и 41 % |
3 триместр | 43 % и 40 % |
Данные диаграммы говорят о том, что уровень обученности остался почти на прежнем уровне, динамика улучшения минимальная.
В 1 триместре 2019 года метод интерактивного обучения применялся во всех трех восьмых классах, где я преподаю английский язык. По результатам качества обученности восьмиклассников в 1 триместре я могу судить о том, что метод интерактивного обучения «работает», т. к. прослеживается заметная динамика роста.
| количество учащихся, имеющих оценку «4» и «5» (в трех восьмых классах) |
На конец 2019 года | 51 %, 43 % и 40 % |
2020 год 1 триместр | 53 % , 46 % и 45 % |
Стоит отметить, что одним из положительных результатов применения интерактивного обучения в классе, где изначально использовался данный метод, является то, что обучающиеся оказались более приспособленными и способными оперативно мыслить и действовать во время дистанционной формы обучения, введенной из-за пандемии новой коронавирусной инфекции, в третьем триместре 2019 года. В этот период в качестве приемов интерактивного взаимодействия мною активно использовались так называемые Google формы - онлайн - сервис для создания форм обратной связи, онлайн - тестирований и опросов. Их преимущество заключается в простоте использования, круглосуточной доступности, мобильности. Детям такие формы работы понятны, интересны. А для учителя это также удобный сервис для сбора различного рода информации ( например, результатов тестов и проверочных работ), где статистика и оценки работ выводятся автоматически.
Также в качестве варианта проведения занятий со школьниками во время дистанционного обучения мною использовались электронные тетради Skysmart, которые оказались удобным и эффективным подспорьем как для учителей, так и для учащихся , т. к. позволяли «оживить» учебный процесс и сэкономить время на выполнение заданий. При этом не приходилось подробно объяснять детям принципы работы с электронными ресурсами, т. к. большинство из них справились с этой задачей самостоятельно.
Используя различные приемы и техники интерактивного взаимодействия, я пришла к выводу, что интерактивный подход является эффективным, стимулирует мыслительную активность и поисковую деятельность, повышает продуктивность, а также способствует совершенствованию грамматических и лексических навыков у учащихся. А это значит, что я и дальше продолжу использовать интерактивные приемы обучения на своих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВОЙ МЕТОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Игровой метод - один из самых действенных методов при обучении иностранному языку в начальной школе. Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практическ...
«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»
Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....
Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка
Материал представляет собой исследование принципов критического мышления и возможности его применения на уроках иностранного языка в школе. В докладе представлены самые распространённые методы критиче...
Эффективные методы отработки лексико-грамматического материала на уроках английского языка (использование интерактивной доски ) для учащихся,изучающих английский язык по УМК SPOTLIGHT
РЕКОМЕНДОВАНО ДЛЯ 2-6 КЛАССОВ...
Статья «Методические аспекты использования интерактивных карт Google или Maps.Me на уроках английского языка»
Статья «Методические аспекты использования интерактивных карт Google или Maps.Me на уроках английского языка», подготовлена учителем английского языка Ковальской Ириной Валерьевной, Г...
Статья. Использование аудиозаписей и интерактивной доски в процессе обучения аудированию на уроках английского языка
Использование аудиозаписей и интерактивной доски в процессе обучения аудированию на уроках английского языка...
Использование аудиозаписей и интерактивной доски в процессе обучения аудированию на уроках английского языка"
В данной статье рассматриваются этапы работы с аудиозаписью при работе с интерактивной доской...