Интегрированный урок английского языка и литературы по трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"
методическая разработка по английскому языку (10 класс)

Ракова Светлана Валерьевна

Интегрированный урок английского языка и литературы на тему "Ромео и Джульетта: истинная пара" (по творчеству У. Шекспира). Урок систематизации знаний (общеметодологической напавленности), 10 класс. На уроке используются технологии: коллективной мыслительной деятельности, ИКТ-технология, смыслового чтения. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Учащимся задан вопрос: почему сложилась именно эта пара? В произведении были и другие варианты личных отношений как для Ромео, так и для Джульетты.Работая в группах (группа "Ромео" и группа "Джульетта") учащиеся проводят аналитическую работу с предложенными фрагментами текстов (на разных этапах - на разных языках:русском и английском), отвечают на поставленный вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ г. Мурманска СОШ №31

ФРАГМЕНТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

НА ТЕМУ:

 «Ромео и Джульетта: истинная пара »

(Творчество У. Шекспира)

Учителя: Ракова С.В., Стельмах С.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Ф.И.О. учителя

Ракова Светлана Валерьевна, учитель английского языка, МБОУ г. Мурманска СОШ №31

Стельмах София Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ г. Мурманска СОШ №31

Класс                                      

10

Тема урока

«Ромео и Джульетта: истинная пара» (Творчество У. Шексира)

Тип урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели урока

Личностная

Содействовать осознанию практической значимости учебного материала

Метапредметные

Создать условия для развития:

- общего культурного кругозора;

- коммуникативных способностей;

- умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения речевой задачи

- научить обобщению;

- развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы;

- научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения;

Предметные

- научить структуризации полученного знания;

- развивать умение перехода от частного к общему и наоборот;

- развивать умения говорения  и работы с текстом;

Задачи урока

Учителя

Ученика

1.Образовательные:

Активизация знаний  о трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»,  закрепление знаний при анализе текста; совершенствование техники чтения вслух; формирование навыков изучающего чтения

2. Развивающие:

развитие воображения, логического мышления, внимания, памяти и коммуникативных навыков

3. Воспитательные:

формирование уважительного отношения к литературному наследию Великобритании;

воспитание культуры общения на английском языке; формировать умение анализировать сложившиеся отношения между людьми;

1.Образовательные:

Активизировать знания  о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»,  приобретенные ранее на уроках литературы, применить на практике речевые образцы, необходимые для беседы по данной теме;

2.Развивающие:

учиться мыслить логически,  развивать умение слушать  учителя и собеседника, сравнивать, делать вывод

3.Воспитательные:

уважительно относиться друг к другу; учится вежливо общаться на английском языке, приобщиться к культуре страны изучаемого языка, погрузиться в мир истинных чувств героев классического произведения

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

формировать положительное отношение к фактам культуры других стран, осознавать свою культуру через контекст культуры англоязычных стран, воспитывать готовность к коллективному творчеству.

Познавательные:

совершенствовать коммуникативно-речевое развитие учащихся,  восприятие новых терминов и понятий, осознание значения новых понятий

Коммуникативные:

умение слушать и слышать, согласованность действий с партнером, адекватно оценивать собственное поведение

Регулятивные:

формулирование темы урока, постановка целей и планирование деятельности

Метапредметные:

научить структурировать учебный материал, выделять главное и второстепенное;

Межпредметные связи

Английский язык, литература

Произведение У. Шекспира

 презентация, раздаточный материал для работы в группах, компьютер, тексты для анализа

Технология

 Технология коллективной мыслительной деятельности, ИКТ, смыслового чтения

Методы

объяснительно-иллюстративный, наглядно - иллюстративный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная, индивидуальная, групповая (группа «Ромео», группа «Джульетта»), парная.

Этап

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный этап

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Доброе утро! Good morning! Сегодня у нас урок необычный,  хотя и по  произведению, знакомому с уроков литературы.

 Today our lesson is not usual. You can see two teachers: me, your  teacher of Literature  and Svetlana Valerievna, your English teacher.

In our lesson I wish you New knowledge, new discovery and pleasant communication. Are you ready to work? Let’s start.

1. Приветствие учителя.

2. Ответное приветствие учащихся.

Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

2

Актуализация ранее полученных знаний

  1. Трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» знают все. Кто – то читает и перечитывает произведение Шекспира, кто – то смотрел одну из многочисленных киноверсий по этому классическому произведению.
  2.  Но, задумывались ли вы: почему сложилась именно эта пара? Ведь в произведении были и другие варианты личных отношений, как для Ромео, так и для Джульетты! (Давайте вспомним эту часть произведения). Сделайте вывод.

 

1. Учитель предполагают посмотреть на слайд №1, на котором изображения обложек книг У. Шекспира «Ромео и Джульетта» разных издательств, на русском и английском языках, слайд №2 стоп - кадры из фильмов разного года выпуска (тема урока объявлена учащимся заранее, так как им заблаговременно было дано задание перечитать данное произведение).

Режим: «учитель – класс»

2. Учащиеся работают в группах: 1 «Ромео», 2 «Джульетта». Тексты для чтения предложены в соответствии с названием группы. Учащиеся просматривают отрывки из произведения: Ромео признается своему другу Бенволио о причине своей грусти - своей безответной любви к красавице Розалине;  Разговор матери, синьоры Капулетти, Кормилицы и Джульетты о ее предстоящем замужестве с графом Парисом.

Слайд №3 По мере чтения, ответьте  на вопросы:

Ромео:

1 У Ромео есть девушка (Розалина), с которой он мог бы связать свое будущее:

А) Да      Б) Нет    В) В тексте не сказано

2 Ромео категорически против брака с этой девушкой:

А) Да      Б) Нет    В) В тексте не сказано

3 Может ли любовь Ромео повлиять на дальнейшие отношения с девушкой и изменить ее решение?

А) Да      Б) Нет    В) В тексте не сказано

Джульетта:

1 У Джульетты есть жених, с которым она могла бы связать свое будущее:

А) Да      Б) Нет    В) В тексте не сказано

2 Джульетта категорически против брака с этим молодым человеком:

А) Да      Б) Нет    В) В тексте не сказано

3 Может ли любовь Париса к Джульетте повлиять на их отношения  и ее решение выйти за него замуж?

А) Да      Б) Нет    В) В тексте не сказано

Вывод: Могли ли Ромео и Джульетта иметь совсем другие отношения в будущем? Выразите свою мысль на английском языке.  

Учащиеся отмечают в своих листах ответы на вопросы, обсуждают, приходят к единому мнению, один учащийся делает вывод о Джульетте (группа «Джульетта»), второй учащийся делает вывод о Ромео (группа «Ромео»). Приходят к выводу, что да, у каждого из них могли сложиться другие отношения.

Режим: «Учитель-класс», «ученик-ученик», «ученик – класс».

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Предметные:

Понимать смысл прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы.

Формулировать ответ на иностранном языке в соответствии с вопросом.

Метапредметные: делать вывод из прочитанного.

2

Актуализация ранее полученных знаний, фиксирование затруднений

  1. Давайте вспомним основные сведения о главных героях:

1Где происходит действие? (Верона)

2 Время действия (16 век)

3 Фамилия главного героя?

(Монтекки)

4Фамилия Джульетты?

(Капулетти)

5Сколько лет Ромео? (16)

6Возраст Джульетты (14)

7 Положение в обществе семьи  Монтекки (высшее общество)

8Положение в обществе семьи Капулетти (высшее общество)

Таким образом, прочитав фрагменты, сравнив данные обоих героев (fact files), делаем вывод о возможном их союзе с точки зрения заключения брачных союзов того времени. Let’s make a conclusion about the perspectives of the marriage of Romeo Montague and Juliet Capulet.

1.Учащиеся отвечают на вопросы на русском и переводят на английский язык. Двое учащихся заполняют данные по главным героям на доске (1- Ромео, 2- Джульетта) заполняют Fact files: Romeo/Juliet

Режим: «Учитель-класс», «класс-ученик»

Romeo                                Juliet

Fact file:                             Fact file:

2. Учащиеся делают вывод (на английском языке), что их союз был бы возможен и даже выгоден. Если бы не враждебные отношения между их семьями.

Познавательные: сравнение, анализ

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности.

Предметные: актуализация знаний произведения (литература); практика употребления грамматических структур – сослагательное наклонение (английский язык).

3

Постановка цели и задач урока.

3. Но, выбор они оба сделали  сами, всем известный. Тема сегодняшнего урока «Ромео и Джульетта: истинная пара». Психологи говорят, что «противоположности притягиваются» или другая версия «они смотрят как в зеркало друг на друга», то есть, очень похожи.

 Как вы думаете: о чем мы сегодня будем беседовать на уроке?

3. Учащиеся видят слайд №4, демонстрирующий тему урока.

Формулируют цели предстоящего обсуждения.

Познавательные: формулировка предположения, догадка

Регулятивные:

Формулировка целей урока, направление деятельности

4

Составление плана, стратегии по решению поставленной задачи.

 Их семьи враждуют между собой уже долгое время, и у наших героев нет возможности официально объявить о своих отношениях. Приняв свои чувства за истинные, поверив в них, они  соединяются  узами брака, хоть и нелегально. Но, наша задача понять: почему они этого добивались. Что их объединяло?

У каждой группы на столе есть набор текстов (соответственно, своего персонажа). Изучите тексты, сформулируйте черты характера, запишите в таблицу (как вариант – прием Кластер).

Учащиеся распределяют тексты между членами группы (текстов по два экземпляра каждого, чтобы можно было обсудить правильность выводов).

Режим: «учитель – класс»,  «ученик- ученик», «ученик – группа учащихся»

Регулятивные:

Составление плана, стратегии по решению поставленной задачи.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной  и письменной речи;

Познавательные: проанализировать тексты, найти ответы на вопросы

Метапредметные: уметь выделить мысль из контекста, сформулировать, оценить ее с точки зрения положительного или отрицательного качества характера.

Предметные: перевести полученную информацию на английский язык.

4

Первичное усвоение новых знаний

 Работаете на листах бумаги формата А4. Записи делаете крупными буквами черным маркером. На двух отдельных листах бумаги выписаны черты характера Ромео: 1-положительные, 2-отрицательные; таким же образом представлен материал о Джульетте, на двух листах.

Учащиеся работают сначала в парах (каждый текст в двух экземплярах), на листах с текстами делают пометки, формулируют черту характера, о которой можно сделать вывод из фрагмента текста. Совещаются в парах.  Объединяют полученную информацию: на листах А4 маркером крупно делают записи на английском языке. Получается в каждой группе по 2 листа.

Режим «ученик-ученик», «ученик-группа учащихся»

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, читать вслух и про себя текст, понимать прочитанное, сотрудничать в поиске информации.

Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности.

5

Первичная проверка понимания.

Выберите двух человек из группы, которые озвучат наработанный материал (на двух отдельных листах бумаги выписаны черты характера Ромео: 1-положительные, 2-отрицательные; таким же образом представлен материал о Джульетте, на двух листах).

Каких черт оказалось больше?

 

Учащиеся закрепляют листы под соответствующими именами на доске, где уже записана первоначальная информация о героях пьесы:

Romeo Montague              Juliet Capulet

Fact file:                                 Fact file:

-             +                              -             +

Первый учащийся озвучивает данные, которые сформулировала группа «Ромео», второй учащийся – данные от группы «Джульетта» (на английском языке – зачитывают черты характера персонажей, делают вывод о том, каких черт больше). Положительных черт в обоих случаях больше.

Режим: «ученик – класс»

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, сотрудничать в поиске информации.

Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности.

Познавательные: отвечают на вопросы, развивают языковые способности к догадке.

6

Первичное закрепление

 Учитель делает ксерокопию с полученных материалов и копии раздает группам. Ваша задача определить общие или схожие черты у героев, как положительные, так и отрицательные. Работаете с текстовыделителями: зеленым цветом обозначим схожие черты. Красным – противоположные.

Учащиеся работают в группах по именам персонажей. По окончании работы выходят по одному учащемуся от группы, прикрепляют листы с чертами характера персонажей, прикрепляют их на прежние места. Теперь уже видно (цветом выделено), что у героев трагедии Шекспира много общих и схожих черт.  По очереди озвучивают результаты своей работы (на английском языке). Выводы  (количество схожих черт характера) примерно одинаковый в обеих группах.  Делают вывод о том, что они оказались очень близки по характеру «близки по духу» (вывод также, на английском языке).

Режим: «учащиеся-учащиеся, работа в группах»

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные: отвечать и задавать вопросы.

Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности на основе этических норм.

Регулятивные: Контроль и оценка своей работы.

7

Рефлексия (подведение итогов урока). Выставление отметок

Понравилась ли вам такая форма работы?

Что именно вам понравилось или не понравилось?

Какая часть урока была сложной для вас?   Эта сложность была оправданной? Вы справились? Вы доказали, что Ромео и Джульетта – истинная пара?

Для того, чтобы еще чуть больше приобщиться к литературе и воздать должное героям нашего урока, предлагаем составить синквейн. У него есть свои правила.

 Составление синквейна (на английском языке).

Учащиеся видят слайд №6 (правила синквейна).

Учащиеся также по группам составляют синквейн о Ромео и Джульетте:

1существительное

2два прилагательных

3три  глагола

4ключевая фраза

5существительное-обобщение

Позже, когда учащиеся уже определятся со своими произведениями, продемонстрировать слайд №7 (пример, возможный вариант):

1Love

2True, genuine

3combined, rallied, married

4 In literature and life – forever

5 oath

Представитель от каждой группы зачитывает свой синквейн (написан маркером на листах), прикрепляют к доске по одному, под каждым из героев пьесы.

Режим: «учащиеся-учащиеся, работа в группах» , «ученик – класс»

Регулятивные: рефлексия. Оценка своей работы, Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок английского языка и литературы на тему «Ромео и Джульета : истинная пара» Учителя: Ракова С.В. Стельмах С.В. МБОУ г. Мурманска СОШ №31

Слайд 2

Книги «Ромео и Джульета » У. Шекспира

Слайд 3

Кадры из фильмов «Ромео и Джульета »

Слайд 4

Слайд №3 По мере чтения, ответьте на вопросы: Ромео: 1 У Ромео есть девушка (Розалина), с которой он мог бы связать свое будущее: А) Да Б) Нет В) В тексте не сказано 2 Ромео категорически против брака с этой девушкой: А) Да Б) Нет В) В тексте не сказано 3 Может ли любовь Ромео повлиять на дальнейшие отношения с девушкой и изменить ее решение? А) Да Б) Нет В) В тексте не сказано Джульетта: 1 У Джульетты есть жених, с которым она могла бы связать свое будущее: А) Да Б) Нет В) В тексте не сказано 2 Джульетта категорически против брака с этим молодым человеком: А) Да Б) Нет В) В тексте не сказано 3 Может ли любовь Париса к Джульетте повлиять на их отношения и ее решение выйти за него замуж? А) Да Б) Нет В) В тексте не сказано Вывод : Могли ли Ромео и Джульетта иметь совсем другие отношения в будущем?

Слайд 5

Тема урока «Ромео и Джульетта : истинная пара » (Творчество У. Шекспира)

Слайд 6

Составляем синквейн на английском языке 1существительное 2два прилагательных 3три глагола 4ключевая фраза 5существительное-обобщение

Слайд 7

Пример синквейна 1 Love 2True, genuine 3combined, rallied, married 4 In literature and life – forever 5 oath


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок английского языка с литературой

Открытый урок  по теме " Изестные люди Белгородчины" развивает духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся...

Интегрированный урок английского языка и литературы в 5 классе по теме "Алиса в стране чудес"

Интегрированный урок литературы и английского языка.Урок - игра для учащихся 5 класса по теме «Alice in the Wonderland»Цель урока – формирование универсальных учебных действий учащихся во в...

интегрированный урок английского языка и литературы в 5 классе

Проект урока по теме «Поэтический перевод в творчестве С.Я.Маршака и К.И.Чуковского»Литература и английский язык 5 класс по ФГОС, с самоанализом...

Интегрированный урок английского языка и литературы в 6-м классе по теме "Марк Твен и его герои"

Интегрированный урок английского языка и литературы в 6-м классе по теме "Марк Твен и его герои"...

Интегрированный урок английского языка и литературы по теме: “Mark Twain and his characters”( «Марк Твен и его герои»)

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессо...

Конспект интегрированного урока английского языка и литературы.

Конспект интегрированного урока английского языка и литературы. "Загадка женской души в лирике Эмили Дикинсон и Марины Цветаевой....

Разработка интегрированного урока английского языка и литературы "Вершины английской поэзии"

Разработка интегрированного урока "Вершины английской поэзии" позволяет провести интересный урок-знакомство с творчеством  и биографиями выдающихся поэтов английской, шотландской и ирла...