Педагогический проект "Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку"
проект по английскому языку

Педагогический проект "Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежская область Ольховатский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Марченковская основная общеобразовательная школа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку

Выполнила учитель английского языка

Бурова Наталья Анатольевна

        

2019 г.

Содержание

  1. Аннотация
  2. Обоснование необходимости проекта
  3. Основное содержание проекта
  4. Ресурсы, необходимые для выполнения проекта
  5. Партнеры
  6. Этапы реализации.
  7. Ожидаемые результаты и социальный эффект
  8. Перспективы дальнейшего развития проекта

Аннотация

Главной идеей проекта является более углубленное изучение культуры и истории страны изучаемого английского языка. Данную работу можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках по теме «Шотландия». А так же может интегрироваться на уроках истории, искусства и музыки.

Педагогический проект осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода современной педагогики и ориентирован на субъект – субъектные отношения ребенка и педагога, ребенка и другого ребенка. В реализации проекта  предусматривается продуктивное взаимодействие с детьми, их активное участие.

Обоснование необходимости проекта

Интегративные процессы современного общества способствуют усилению унификации культуры. Стирание культурных границ между народами и культурное единообразие, с одной стороны, способствует установлению толерантных взаимоотношений к улучшению взаимопонимания между людьми, принадлежащим к разнымсоцио-культурным группам. С другой стороны, отсутствие исторического интереса к наследию страны изучаемого языка может привести к непониманию тех или иных культурно-исторических процессов, социального строя и самобытности народа.

Многие учащиеся изучают английский язык только потому, что он есть в перечне обязательных уроков и потому что «надо». Обращая внимание только на грамматические и лексические единицы, не стоит забывать, что язык формировался не один день и не всегда был таким, каким его сейчас преподносят современные учебники. Не все дети знают, что в Великобритании говорят не только на английском языке, но существует еще множество диалектов и наречий, которые сохранились до настоящего времени. И разобраться в этом, конечно же, поможет изучение истории, культуры и быта страны. На мой взгляд, очень важно знать истории не только своей страны, но и историю других стран, в частности истории Великобритании, а в структуре данного проекта – историческое и культурное наследие Шотландии, которой во многих учебниках уделяется меньше внимания, чем Англии.

Многим школьникам интересно выйти за пределы четко построенного урока и окунуться в иной мир, посмотреть на «туманный Альбион» с другой стороны, заглянуть за завесу прошлого и понять, почему есть то, а не иное, почему произошло так, а не иначе. Актуальность данной проблемы и предопределила выбор данной темы проекта «Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку».

Цель проекта: внедрение эффективных методов и форм приобщения школьников средних классов к истории Шотландии.

Объект проекта: педагогическая практика приобщения школьников к культурно-историческому наследию Шотландии.

Предмет проекта: методы и формы приобщения детей к изучению истории и культуры в общеобразовательном учреждении.

Гипотеза: приобщение детей к изучению истории и культуры Шотладии в общеобразовательном учреждении будет эффективным, если:

  • процесс воспитания основывается на трёх подходах: аксиологическом, системно-деятельностном, развивающем;
  • реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель».

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи проекта:

  1. Выявить  педагогические условия общеобразовательного учреждения для реализации данной программы.
  2. Изучить научно-методическую литературу по теме «История Шотландии», «Культура Шотландии».
  3. Выделить и адаптировать методы, направленные на приобщение школьников средних классов к наследию Шотландии.
  4. Разработать и апробировать свою программу по культурно-историческому изучению наследия Шотландии как на внеклассных мероприятиях по английскому языку, так и на самих уроках.

Основное содержание проекта

Реализацию проекта я начала с изучения педагогических условий в образовательном учреждении. В школе есть оборудованных класс для изучения английского языка: имеются все необходимые медиаресурсы. В классе есть большая карта Великобритании, которая так же важна для реализации проекта.

Большое внимание было уделено уровню самообразования. Я понимала, что, прежде всего, сама должна хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное – материал должен быть научным, исторически верным и адаптированным для средних школьников.

Мною была прочитана имеющаяся в личной библиотеке книга «Шотландия. История нации» Д.Росса. В книге подробно описываются события истории Шотландии с 79 г. н.э. до наших дней. В ней рассказывается не только о широко известных событиях, но и о занимательных фактах, обычно остающихся за пределами учебников истории. Читатель получит представление о своеобразии этой страны и ее жителей. Книга адресована учащимся старших классов специализированных школ, студентам гуманитарных специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Великобритании. Эта книга и послужила основой при изучении данного курса.

Программа данного курса реализуется через:

-         моделирование занятий, интегрированных уроков с учетом возрастных особенностей средних школьников;

-        проектную деятельность;

-        обеспечение взаимосвязи игровой и учебной деятельности;

-        ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;

-        использование активных методов обучения (проблемных, поисково-конструктивных, исследовательско-творческих);

-        организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).

Педагогическая технология приобщения средних школьников к культурно-историческому наследию шотландского народа строится на основании следующих подходов:

-        системно-деятельностного (принятие ребенком нравственных, культурных и исторических ценностей происходит через его собственную деятельность);

-        аксиологического (передача ценностей через историю, культуру, от человека к человеку);

-        вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, поисковая, изобразительная, музыкальная, сюжетно-ролевая);

-        использование взаимодействия в системе «педагог-ребенок», так как учитель способствует развитию и саморазвитию учащегося.

Для реализации программы и задач проекта были отобраны следующие приоритеты:

  1. Глубокое проникновение в историю страны

Каждому педагогу известно, что любопытство и интерес у детей проявляется к тому, чего они еще не знают. На уроках английского языка по УМК М.З.Биботетова «EnjoyEnglish» для 6 класса  дана отдельная тема «Мы отправляемся в Шотландию». Даются краткие географические описания страны, затрагивается культура на основе Эдинбургского фестиваля. Красивые картинки с изображением волынки, Лох-Несского чудовища и гор – это основной материал по теме урока. Но эта капля послужила началом глубокого изучения страны. Ребят заинтересовали картинки, географические факты и культурные традиции Шотландии. Они стали спрашивать и искать в Интернете, почему мужчины носят килт и играют на волынке, почему к Таким фамилиям как МакДональн, МакГоннагал, МакКлауд, добавляется такая необычная часть фамилии«Мак». Начало было положено именно на этой основе.

  1. Проникновение в культуру страны.

В шотландской культуре важное место отводится традиции. Несмотря на то, что Шотландия - это страна, открытая для различного рода изменений, шотландцы очень бережно относятся к своему прошлому и его атрибутам. Шотландцы - народ очень консервативный, всеми силами они пытаются продемонстрировать свою самобытность, которую пытались искоренить английские правители. Тема обычаев и традиций встречается практически во всех аспектах шотландской культуры: в истории, литературе, фольклоре, быту, национальном костюме и спортивных играх.

О традиционности шотландцев также говорит любовь к национальному костюму, который известен по всему миру, национальному музыкальному инструменту- волынке, без которой не обходится ни один праздник. Шотландская кухня также несет в себе черты консерватизма - тут стоит упомянуть хаггис и известный шотландский виски. Спортивные соревнования, а именно горские игры проникнуты традиционализмом. Ведь правила и суть игр не меняется практически на протяжении многих столетий. Следование традициям прослеживается в попытках сохранить гэльский язык. Предпринимаются попытки, по крайней мере, дать будущим поколениям представление о языке, на котором говорили их предки.

Все это разнообразие захватывает детей в водоворот культуры страны и открывает целый кладезь нового, неизвестного им и столь интересного. Многим захотелось услышать звуки волынки, иным примерить на себе килт или почитать народные шотландские сказки, а кому-то захотелось попробоватьхаггис, который впоследствии был приготовлен мамой одного из ребят по старинному шотландскому рецепту.

  1. Знакомство с национальными праздниками.

Праздники Шотландии представляют собой яркую культурную смесь специфических памятных дат (среди них, к примеру, день рождения Великого шотландского поэта), традиционных кельтских праздников (к ним относится Вальпургиева ночь) и других неожиданных происшествий.Один из праздников Шотландии представляет собой в определенной мере исторический парадокс: при том, что Шотландия входит в состав Соединенного Королевства Великобритании, ежегодно здесь празднуется день независимости Шотландии.

Для того, чтобы лучше понять особенности определенной страны, необходимо изучить ее традиции и национальные особенности, важнейшими из которых являются местные праздники, как отражение старинных верований, знаменательных для народа событий, а также интересных культурных отличий.

Ребята проводили самостоятельные исследования, изучали праздники и традиции их празднования. Многие из таких праздников были самостоятельно проведены в классной комнате, где были выдержаны основные элементы празднования.

Многие праздники нашли свою параллель с нашими. Это не осталось без внимания у ребят, которые провели сравнительную характеристику между ними.

  1. Знакомство с историческими ценностями страны.

Архитектура.

Особый, неповторимы колорит имеют замки Шотландии, которые остаются неприкосновенными уже несколько веков и продолжают радовать глаз простых обывателей. Многочисленные замки Шотландии в настоящее время используются самыми разными способами – это могут быть музеи, которые достаточно органично совмещены с жилыми помещениями или просто отели, готовые в любое время принять туристов. Многие замки остаются нетронутыми историческими достопримечательностями и охраняются специально созданным национальным трестом.

Озера.

Озера Шотландии занимают чуть меньше тысячи квадратных километров ее территории и являются неотъемлемой частью страны.

Самое большое озеро – Лох-Ломонд – превосходит все прочие по размеру, и лишь с Лох-Несским озером соперничает по объему.

Информация об озере Лох-Ломонд впервые была изложена в ценном историческом источнике «История бриттов», где говорится, что на озере находится шесть десятков островов, густо заселенных людьми, и впадают в него шестьдесят рек. Поэтому изучение озер стало частью изучения исторического наследия Шотландии.

Хотя географически Шотландия расположена далеко от России и исторический путь двух стран различен, можно заметить сходство как национальных характеров, так и отдельных культурных особенностей наших народов. Суровые природные условия закаляли характер и вырабатывали в наших народах такие черты как бесстрашие, мужество, а также уважение к природе и сверхъестественным силам, которые могут не только одарить, но и наказать человека Некоторые традиции также имеют общие черты, например, традиции гостеприимства.

Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению истории, культуры, традиций и ценностей шотландского народа, является познавательная коллективная деятельность. При подготовке к различным праздникам в классе действуют творческие объединения, цель которых стать школой общественного становления ребенка, создать условия для развития и самореализации каждого в коллективе, помочь детям занять активную позицию в освоении социального опыта. При коллективном планировании легко решается вопрос об организаторах дела (совет дела). В роли организатора пробует себя каждый. Каждому предоставляется возможность испытать личную ответственность за общее дело, что формирует у школьников чувство ответственности перед товарищами, помогает ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в накоплении опыта самодеятельности, самоорганизации. Групповое дело требует от ребенка духовного усилия, в котором выявляется и развивается личность, дает ему новый опыт жизни, отношения к ней, эмоционально-ценностные переживания.

Таким образом, изучение Шотландии от ее исторических истоков и культурного наследия, не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс всех детей, не разделяя на слабых и сильных.

Приобщаясь к культурных ценностям чужой страны, ребята больше приобщаются к ценностям своей страны, путем сравнения обычаев и традиций. Возникший интерес к Шотландии положил и иное начало – изучение других англоговорящих стран, любовь к чтению зарубежной литературы, интерес к языку. А так же – любовь к своей стране, которая богата и историей, и культурой.

Проведенный ребятами сравнительный анализ ряда шотландских и русских сказок позволил заметить некоторую схожесть ключевых ценностных установок и морально-этических понятий у шотландских и русских народов. Например, такие качества, как сила воли, мужество, патриотизм, героизм, практичность и хитрость, являются общими для шотландских и русских фольклорных героев. Во многом наблюдалось и сходное отношение к этим качествам и ценностям в русском и шотландском обществах.

Таким образом, изучение истории и культуры Шотландии помог добиться многих целей по нравственному и духовному воспитанию учащихся, привить им любовь к культуре страны изучаемого языка, а так же воспитать в них полноценную саморазвивающуюся личность.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Для реализации данного проекта необходимы:

-        Материально-технические ресурсы. На средства родителей изготовлены необходимые костюмы, силами детей подобран реквизит, что способствует эффективной реализации проекта. Класс оборудован рабочим местом учителя (мультимедийное оборудование), имеется видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр.

-        Кадровые ресурсы. Проходила вебинары от издательства «Титул» по всем предложенным ими темам.

Партнеры

Для более успешной реализации педагогического проекта необходима плодотворная совместная работа с заместителем директора по ВВВР, классными руководителями средних классов, учителем музыки (мною, как совместителя) и родителями. Семья ребенка тоже становится участником процесса воспитания.

Этапы реализации проекта

Работа над педагогическим проектом проводится с апреля 2019 года и включает три этапа:

Первый этап (4 четверть 2018уч. г.) был  посвящен изучению истории, культуры, архитектуры, географических особенностей, литературе, включая особенности языка Шотландии. Анализировалась литература по данной проблеме, конкретизировались пути, формы, методы организации проекта. В результате была написана программа интегрированного курса внеклассных занятий по английскому языку.Основными методами в этот период были наблюдение, поисковая работа, беседы, опросы, методы анализа и синтеза.

На втором этапе (1-2 четверть 2018 уч. года)осуществлялось внедрение в образовательный процесс разработанной программы. Апробировались наиболее эффективные методы и формы работы, создавался банк данных, проведен анализ результатов.

На третьем этапе (3 четверть 2019 уч. год) происходит дальнейшая модернизация технологии приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии, мониторинг результатов, диссеминация опыта.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

        В результате внедрения педагогического проекта наблюдаю:

-        возрастающую степень самостоятельности учащихся в подготовке мини-проектов, уровень их содержания и актуализации;

-        положительную динамику в изучении иностранного языка, повышенный интерес к предмету, приобжение большего числа учащихся к реализации проекта;

-        положительные отзывы родителей и сверстников.

Способы мониторинга:

-        социальный опрос, диагностика;

-        фотоотчеты мероприятий.

Критерием результативности моей работы по педагогическому проекту является:

  1. Динамика мотивации к изучению учебных предметов.

Системно-деятельностный подход к организации  учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий включение ребенка в процесс активного творчества, способствует повышению познавательного интереса, мотивации к изучению языка и делает школьную жизнь более яркой и интересной, о чем свидетельствуют результаты диагностики школьной мотивации.

Таблица №1

Динамика мотивации к изучению предметов

4 четверть 2018 уч.год

(5,6, 7 кл)

1-2 четверть 2018 уч. год

(5, 6, 7, 8 кл)

3-4 четверть 2019 уч.год

(5, 6, 7, 8 кл)

- высокая школьная мотивация;

- нормальная школьная мотивация;

- положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

- низкая школьная мотивация;

- негативное отношение к школе

30%

35%

30%

5%

40%

35%

20%

5%

45%

40%

15%

  1. Познавательная активность (заинтересованность детей в коллективных мероприятиях и творческих делах).

Освоение истории и культуры Шотландии, организовано путем посиделок, встреч «за чашкой чая», просмотром документальных фильмов, чтением стихов и сказок, в которых принимает участие всё большее количество обучающихся. Так если в 4 четверти 2018 уч. г. участвовали только единицы, в 1-2 четвертях 2018 уч.г. – почти большая часть от классов, то в 3-4 четвертях 2019 уч.г– в них приняли участие обучающиеся всех средних классов и те, которые перешли в старшие, но начинали работать вместе со всеми.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшая работа над проектом – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами среды школы. Планируется взаимодействие учащихся школы сучаимися начальных классов, а некоторые ребята планируют в будущем поехать в Шотландию и побывать в тех местах, о которых они так много все узнали. На следующий год мы планируем заняться углубленным изучением истории и культуры Уэльса.

В заключении хочется отметить, что познание духовных, исторических и культурных ценностей не только своего народа, но и народа другой страны, убеждает учеников в том, что каждый народ с древних времен жил с высокой правдой, любовью и красотой в душе. Культурные традиции и ценности каждого народа неразрывно связаны с историко-географическими и социально-экономическими факторами его жизни и развития.Подводя итог, нам представляется важным еще раз подчеркнуть, что система ценностей шотландского народа занимает важное место в шотландской культуре. Она дает представление об особенностях шотландского народа, о том, как воспринимаются обществом поведение поступки и человека. В связи с отношением к тем или иным явлениям, под влиянием географического, исторического и социального факторов формируется система ценностей, которые являются ключевыми для конкретной культуры.

В завершение следует сказать, что, безусловно, в данной работе рассмотрены далеко не все аспекты поставленной темы, однако изучение истории и системных ценностей в шотландской культуре является настолько интересной и перспективной темой в развитии учащихся и потому будет и позже заслуживать пристального внимания. Это открывает дальнейшие перспективы исследования проблемы - как в теоретическом, так и в конкретно-историческом и культурологических аспектах. Здесь необходимы не только теоретическое уточнение и конкретно-практическое обогащение имеющихся концепций, но и поиски принципиально новых подходов и предметных областей научных исследований самими школьниками. И я считаю, что мы не остановимся на одной теме, а будем и дальше развиваться, изучая и другие страны, входящие в Соединенное Королевство. Весь столько еще всего, что заслуживает своего внимания.

Список используемой литературы

  1. Агнесс Мак-Кензи. Рождение Шотландии. Перевод, научная редакция, вступительная статья С.В. Иванова. Санкт-Петербург: Евразия 2003.
  2. Английские и шотландские баллады в переводах С.Маршака, М.1973.
  3. Алексеев «Литература средневековой Англии и Шотландии», Москва «Высшая школа», 1984.
  4. Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. М.: Художественная литература, 1976. (Б-ка всемирной литературы. Сер. I; Т. 47).
  5. Власова E.JL, Грин B.C. идр.А Glimpse of English Speaking Countries, M. Наука, 1969.
  6. Д. Росс. Шотландия. История Шотландии. Geddes &Grosset. 2006.
  7. Зверева Г.И.: История Шотландии. – М: Высшая школа, 1987.
  8. Зверева Г.И. Проблемы истории Шотландии в ScottishHistoricalReview // Вопросы истории. 1984. № 8.
  9. Страны Соединенного Королевства: лингвострановедческий справочник/ сост. Г.Д. Томахин. М.: Просвещение, 1999.-79 е. -(Язык и культура. Великобритания).
  10. Шотландские Баллады Р.Бернс, М.1999.
  11. Шотландские сказки и легенды. Перевод М.Клягиной-Кондратьевой. изд. Художественная литература, М.1967
  12.  Duncan, A.A.M., Scotland: The Making of the Kingdom (Edinburgh: Oliver & Boyd, 1975).
  13. Grant, Alexander, Independence and Nationhood: Scotland 1306-1469 (London: Arnold, 1992).
  14. Scottish Fairy Tales Retold by Philip Wilson Hardback, 8 1/2" x 7", 96pp Published 2005 by Lomond Books


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Внеурочное занятие по английскому языку "Английские сувениры".

Внеурочное занятие выполнено с учетом требований ФГОС и построено с использованием технологий на системно-деятельностного подхода в преподавании. Презентация к занятию....

Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку «Театр на английском».

Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку  «Театр на английском»....

"Сказочный" английский - технология для внеурочных занятий по английскому языку для младших школьников

C раннего детства каждому малышу, конечно же, известны всеми излюбленные русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка» и многие другие. Сюжеты, г...

Сценарий проведения внеурочного занятия по английскому языку в 5 классе на тему: «Традиции английского чаепития».

Сценарий проведения внеурочного занятия по английскому язык в 5 классе на тему: «Традиции английского чаепития»....

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...