Педагогический проект "Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку"
проект по английскому языку
Педагогический проект "Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронежская область Ольховатский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Марченковская основная общеобразовательная школа
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку
Выполнила учитель английского языка
Бурова Наталья Анатольевна
2019 г.
Содержание
- Аннотация
- Обоснование необходимости проекта
- Основное содержание проекта
- Ресурсы, необходимые для выполнения проекта
- Партнеры
- Этапы реализации.
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
- Перспективы дальнейшего развития проекта
Аннотация
Главной идеей проекта является более углубленное изучение культуры и истории страны изучаемого английского языка. Данную работу можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках по теме «Шотландия». А так же может интегрироваться на уроках истории, искусства и музыки.
Педагогический проект осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода современной педагогики и ориентирован на субъект – субъектные отношения ребенка и педагога, ребенка и другого ребенка. В реализации проекта предусматривается продуктивное взаимодействие с детьми, их активное участие.
Обоснование необходимости проекта
Интегративные процессы современного общества способствуют усилению унификации культуры. Стирание культурных границ между народами и культурное единообразие, с одной стороны, способствует установлению толерантных взаимоотношений к улучшению взаимопонимания между людьми, принадлежащим к разнымсоцио-культурным группам. С другой стороны, отсутствие исторического интереса к наследию страны изучаемого языка может привести к непониманию тех или иных культурно-исторических процессов, социального строя и самобытности народа.
Многие учащиеся изучают английский язык только потому, что он есть в перечне обязательных уроков и потому что «надо». Обращая внимание только на грамматические и лексические единицы, не стоит забывать, что язык формировался не один день и не всегда был таким, каким его сейчас преподносят современные учебники. Не все дети знают, что в Великобритании говорят не только на английском языке, но существует еще множество диалектов и наречий, которые сохранились до настоящего времени. И разобраться в этом, конечно же, поможет изучение истории, культуры и быта страны. На мой взгляд, очень важно знать истории не только своей страны, но и историю других стран, в частности истории Великобритании, а в структуре данного проекта – историческое и культурное наследие Шотландии, которой во многих учебниках уделяется меньше внимания, чем Англии.
Многим школьникам интересно выйти за пределы четко построенного урока и окунуться в иной мир, посмотреть на «туманный Альбион» с другой стороны, заглянуть за завесу прошлого и понять, почему есть то, а не иное, почему произошло так, а не иначе. Актуальность данной проблемы и предопределила выбор данной темы проекта «Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку».
Цель проекта: внедрение эффективных методов и форм приобщения школьников средних классов к истории Шотландии.
Объект проекта: педагогическая практика приобщения школьников к культурно-историческому наследию Шотландии.
Предмет проекта: методы и формы приобщения детей к изучению истории и культуры в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза: приобщение детей к изучению истории и культуры Шотладии в общеобразовательном учреждении будет эффективным, если:
- процесс воспитания основывается на трёх подходах: аксиологическом, системно-деятельностном, развивающем;
- реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель».
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи проекта:
- Выявить педагогические условия общеобразовательного учреждения для реализации данной программы.
- Изучить научно-методическую литературу по теме «История Шотландии», «Культура Шотландии».
- Выделить и адаптировать методы, направленные на приобщение школьников средних классов к наследию Шотландии.
- Разработать и апробировать свою программу по культурно-историческому изучению наследия Шотландии как на внеклассных мероприятиях по английскому языку, так и на самих уроках.
Основное содержание проекта
Реализацию проекта я начала с изучения педагогических условий в образовательном учреждении. В школе есть оборудованных класс для изучения английского языка: имеются все необходимые медиаресурсы. В классе есть большая карта Великобритании, которая так же важна для реализации проекта.
Большое внимание было уделено уровню самообразования. Я понимала, что, прежде всего, сама должна хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное – материал должен быть научным, исторически верным и адаптированным для средних школьников.
Мною была прочитана имеющаяся в личной библиотеке книга «Шотландия. История нации» Д.Росса. В книге подробно описываются события истории Шотландии с 79 г. н.э. до наших дней. В ней рассказывается не только о широко известных событиях, но и о занимательных фактах, обычно остающихся за пределами учебников истории. Читатель получит представление о своеобразии этой страны и ее жителей. Книга адресована учащимся старших классов специализированных школ, студентам гуманитарных специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Великобритании. Эта книга и послужила основой при изучении данного курса.
Программа данного курса реализуется через:
- моделирование занятий, интегрированных уроков с учетом возрастных особенностей средних школьников;
- проектную деятельность;
- обеспечение взаимосвязи игровой и учебной деятельности;
- ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;
- использование активных методов обучения (проблемных, поисково-конструктивных, исследовательско-творческих);
- организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).
Педагогическая технология приобщения средних школьников к культурно-историческому наследию шотландского народа строится на основании следующих подходов:
- системно-деятельностного (принятие ребенком нравственных, культурных и исторических ценностей происходит через его собственную деятельность);
- аксиологического (передача ценностей через историю, культуру, от человека к человеку);
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, поисковая, изобразительная, музыкальная, сюжетно-ролевая);
- использование взаимодействия в системе «педагог-ребенок», так как учитель способствует развитию и саморазвитию учащегося.
Для реализации программы и задач проекта были отобраны следующие приоритеты:
- Глубокое проникновение в историю страны
Каждому педагогу известно, что любопытство и интерес у детей проявляется к тому, чего они еще не знают. На уроках английского языка по УМК М.З.Биботетова «EnjoyEnglish» для 6 класса дана отдельная тема «Мы отправляемся в Шотландию». Даются краткие географические описания страны, затрагивается культура на основе Эдинбургского фестиваля. Красивые картинки с изображением волынки, Лох-Несского чудовища и гор – это основной материал по теме урока. Но эта капля послужила началом глубокого изучения страны. Ребят заинтересовали картинки, географические факты и культурные традиции Шотландии. Они стали спрашивать и искать в Интернете, почему мужчины носят килт и играют на волынке, почему к Таким фамилиям как МакДональн, МакГоннагал, МакКлауд, добавляется такая необычная часть фамилии«Мак». Начало было положено именно на этой основе.
- Проникновение в культуру страны.
В шотландской культуре важное место отводится традиции. Несмотря на то, что Шотландия - это страна, открытая для различного рода изменений, шотландцы очень бережно относятся к своему прошлому и его атрибутам. Шотландцы - народ очень консервативный, всеми силами они пытаются продемонстрировать свою самобытность, которую пытались искоренить английские правители. Тема обычаев и традиций встречается практически во всех аспектах шотландской культуры: в истории, литературе, фольклоре, быту, национальном костюме и спортивных играх.
О традиционности шотландцев также говорит любовь к национальному костюму, который известен по всему миру, национальному музыкальному инструменту- волынке, без которой не обходится ни один праздник. Шотландская кухня также несет в себе черты консерватизма - тут стоит упомянуть хаггис и известный шотландский виски. Спортивные соревнования, а именно горские игры проникнуты традиционализмом. Ведь правила и суть игр не меняется практически на протяжении многих столетий. Следование традициям прослеживается в попытках сохранить гэльский язык. Предпринимаются попытки, по крайней мере, дать будущим поколениям представление о языке, на котором говорили их предки.
Все это разнообразие захватывает детей в водоворот культуры страны и открывает целый кладезь нового, неизвестного им и столь интересного. Многим захотелось услышать звуки волынки, иным примерить на себе килт или почитать народные шотландские сказки, а кому-то захотелось попробоватьхаггис, который впоследствии был приготовлен мамой одного из ребят по старинному шотландскому рецепту.
- Знакомство с национальными праздниками.
Праздники Шотландии представляют собой яркую культурную смесь специфических памятных дат (среди них, к примеру, день рождения Великого шотландского поэта), традиционных кельтских праздников (к ним относится Вальпургиева ночь) и других неожиданных происшествий.Один из праздников Шотландии представляет собой в определенной мере исторический парадокс: при том, что Шотландия входит в состав Соединенного Королевства Великобритании, ежегодно здесь празднуется день независимости Шотландии.
Для того, чтобы лучше понять особенности определенной страны, необходимо изучить ее традиции и национальные особенности, важнейшими из которых являются местные праздники, как отражение старинных верований, знаменательных для народа событий, а также интересных культурных отличий.
Ребята проводили самостоятельные исследования, изучали праздники и традиции их празднования. Многие из таких праздников были самостоятельно проведены в классной комнате, где были выдержаны основные элементы празднования.
Многие праздники нашли свою параллель с нашими. Это не осталось без внимания у ребят, которые провели сравнительную характеристику между ними.
- Знакомство с историческими ценностями страны.
Архитектура.
Особый, неповторимы колорит имеют замки Шотландии, которые остаются неприкосновенными уже несколько веков и продолжают радовать глаз простых обывателей. Многочисленные замки Шотландии в настоящее время используются самыми разными способами – это могут быть музеи, которые достаточно органично совмещены с жилыми помещениями или просто отели, готовые в любое время принять туристов. Многие замки остаются нетронутыми историческими достопримечательностями и охраняются специально созданным национальным трестом.
Озера.
Озера Шотландии занимают чуть меньше тысячи квадратных километров ее территории и являются неотъемлемой частью страны.
Самое большое озеро – Лох-Ломонд – превосходит все прочие по размеру, и лишь с Лох-Несским озером соперничает по объему.
Информация об озере Лох-Ломонд впервые была изложена в ценном историческом источнике «История бриттов», где говорится, что на озере находится шесть десятков островов, густо заселенных людьми, и впадают в него шестьдесят рек. Поэтому изучение озер стало частью изучения исторического наследия Шотландии.
Хотя географически Шотландия расположена далеко от России и исторический путь двух стран различен, можно заметить сходство как национальных характеров, так и отдельных культурных особенностей наших народов. Суровые природные условия закаляли характер и вырабатывали в наших народах такие черты как бесстрашие, мужество, а также уважение к природе и сверхъестественным силам, которые могут не только одарить, но и наказать человека Некоторые традиции также имеют общие черты, например, традиции гостеприимства.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению истории, культуры, традиций и ценностей шотландского народа, является познавательная коллективная деятельность. При подготовке к различным праздникам в классе действуют творческие объединения, цель которых стать школой общественного становления ребенка, создать условия для развития и самореализации каждого в коллективе, помочь детям занять активную позицию в освоении социального опыта. При коллективном планировании легко решается вопрос об организаторах дела (совет дела). В роли организатора пробует себя каждый. Каждому предоставляется возможность испытать личную ответственность за общее дело, что формирует у школьников чувство ответственности перед товарищами, помогает ребятам в освоении нравственных ценностей, новых социальных ролей, в накоплении опыта самодеятельности, самоорганизации. Групповое дело требует от ребенка духовного усилия, в котором выявляется и развивается личность, дает ему новый опыт жизни, отношения к ней, эмоционально-ценностные переживания.
Таким образом, изучение Шотландии от ее исторических истоков и культурного наследия, не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс всех детей, не разделяя на слабых и сильных.
Приобщаясь к культурных ценностям чужой страны, ребята больше приобщаются к ценностям своей страны, путем сравнения обычаев и традиций. Возникший интерес к Шотландии положил и иное начало – изучение других англоговорящих стран, любовь к чтению зарубежной литературы, интерес к языку. А так же – любовь к своей стране, которая богата и историей, и культурой.
Проведенный ребятами сравнительный анализ ряда шотландских и русских сказок позволил заметить некоторую схожесть ключевых ценностных установок и морально-этических понятий у шотландских и русских народов. Например, такие качества, как сила воли, мужество, патриотизм, героизм, практичность и хитрость, являются общими для шотландских и русских фольклорных героев. Во многом наблюдалось и сходное отношение к этим качествам и ценностям в русском и шотландском обществах.
Таким образом, изучение истории и культуры Шотландии помог добиться многих целей по нравственному и духовному воспитанию учащихся, привить им любовь к культуре страны изучаемого языка, а так же воспитать в них полноценную саморазвивающуюся личность.
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Для реализации данного проекта необходимы:
- Материально-технические ресурсы. На средства родителей изготовлены необходимые костюмы, силами детей подобран реквизит, что способствует эффективной реализации проекта. Класс оборудован рабочим местом учителя (мультимедийное оборудование), имеется видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр.
- Кадровые ресурсы. Проходила вебинары от издательства «Титул» по всем предложенным ими темам.
Партнеры
Для более успешной реализации педагогического проекта необходима плодотворная совместная работа с заместителем директора по ВВВР, классными руководителями средних классов, учителем музыки (мною, как совместителя) и родителями. Семья ребенка тоже становится участником процесса воспитания.
Этапы реализации проекта
Работа над педагогическим проектом проводится с апреля 2019 года и включает три этапа:
Первый этап (4 четверть 2018уч. г.) был посвящен изучению истории, культуры, архитектуры, географических особенностей, литературе, включая особенности языка Шотландии. Анализировалась литература по данной проблеме, конкретизировались пути, формы, методы организации проекта. В результате была написана программа интегрированного курса внеклассных занятий по английскому языку.Основными методами в этот период были наблюдение, поисковая работа, беседы, опросы, методы анализа и синтеза.
На втором этапе (1-2 четверть 2018 уч. года)осуществлялось внедрение в образовательный процесс разработанной программы. Апробировались наиболее эффективные методы и формы работы, создавался банк данных, проведен анализ результатов.
На третьем этапе (3 четверть 2019 уч. год) происходит дальнейшая модернизация технологии приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии, мониторинг результатов, диссеминация опыта.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В результате внедрения педагогического проекта наблюдаю:
- возрастающую степень самостоятельности учащихся в подготовке мини-проектов, уровень их содержания и актуализации;
- положительную динамику в изучении иностранного языка, повышенный интерес к предмету, приобжение большего числа учащихся к реализации проекта;
- положительные отзывы родителей и сверстников.
Способы мониторинга:
- социальный опрос, диагностика;
- фотоотчеты мероприятий.
Критерием результативности моей работы по педагогическому проекту является:
- Динамика мотивации к изучению учебных предметов.
Системно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий включение ребенка в процесс активного творчества, способствует повышению познавательного интереса, мотивации к изучению языка и делает школьную жизнь более яркой и интересной, о чем свидетельствуют результаты диагностики школьной мотивации.
Таблица №1
Динамика мотивации к изучению предметов | 4 четверть 2018 уч.год (5,6, 7 кл) | 1-2 четверть 2018 уч. год (5, 6, 7, 8 кл) | 3-4 четверть 2019 уч.год (5, 6, 7, 8 кл) |
- высокая школьная мотивация; - нормальная школьная мотивация; - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами; - низкая школьная мотивация; - негативное отношение к школе | 30% 35% 30% 5% – | 40% 35% 20% 5% – | 45% 40% 15% – – |
- Познавательная активность (заинтересованность детей в коллективных мероприятиях и творческих делах).
Освоение истории и культуры Шотландии, организовано путем посиделок, встреч «за чашкой чая», просмотром документальных фильмов, чтением стихов и сказок, в которых принимает участие всё большее количество обучающихся. Так если в 4 четверти 2018 уч. г. участвовали только единицы, в 1-2 четвертях 2018 уч.г. – почти большая часть от классов, то в 3-4 четвертях 2019 уч.г– в них приняли участие обучающиеся всех средних классов и те, которые перешли в старшие, но начинали работать вместе со всеми.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая работа над проектом – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами среды школы. Планируется взаимодействие учащихся школы сучаимися начальных классов, а некоторые ребята планируют в будущем поехать в Шотландию и побывать в тех местах, о которых они так много все узнали. На следующий год мы планируем заняться углубленным изучением истории и культуры Уэльса.
В заключении хочется отметить, что познание духовных, исторических и культурных ценностей не только своего народа, но и народа другой страны, убеждает учеников в том, что каждый народ с древних времен жил с высокой правдой, любовью и красотой в душе. Культурные традиции и ценности каждого народа неразрывно связаны с историко-географическими и социально-экономическими факторами его жизни и развития.Подводя итог, нам представляется важным еще раз подчеркнуть, что система ценностей шотландского народа занимает важное место в шотландской культуре. Она дает представление об особенностях шотландского народа, о том, как воспринимаются обществом поведение поступки и человека. В связи с отношением к тем или иным явлениям, под влиянием географического, исторического и социального факторов формируется система ценностей, которые являются ключевыми для конкретной культуры.
В завершение следует сказать, что, безусловно, в данной работе рассмотрены далеко не все аспекты поставленной темы, однако изучение истории и системных ценностей в шотландской культуре является настолько интересной и перспективной темой в развитии учащихся и потому будет и позже заслуживать пристального внимания. Это открывает дальнейшие перспективы исследования проблемы - как в теоретическом, так и в конкретно-историческом и культурологических аспектах. Здесь необходимы не только теоретическое уточнение и конкретно-практическое обогащение имеющихся концепций, но и поиски принципиально новых подходов и предметных областей научных исследований самими школьниками. И я считаю, что мы не остановимся на одной теме, а будем и дальше развиваться, изучая и другие страны, входящие в Соединенное Королевство. Весь столько еще всего, что заслуживает своего внимания.
Список используемой литературы
- Агнесс Мак-Кензи. Рождение Шотландии. Перевод, научная редакция, вступительная статья С.В. Иванова. Санкт-Петербург: Евразия 2003.
- Английские и шотландские баллады в переводах С.Маршака, М.1973.
- Алексеев «Литература средневековой Англии и Шотландии», Москва «Высшая школа», 1984.
- Бернс Р. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. М.: Художественная литература, 1976. (Б-ка всемирной литературы. Сер. I; Т. 47).
- Власова E.JL, Грин B.C. идр.А Glimpse of English Speaking Countries, M. Наука, 1969.
- Д. Росс. Шотландия. История Шотландии. Geddes &Grosset. 2006.
- Зверева Г.И.: История Шотландии. – М: Высшая школа, 1987.
- Зверева Г.И. Проблемы истории Шотландии в ScottishHistoricalReview // Вопросы истории. 1984. № 8.
- Страны Соединенного Королевства: лингвострановедческий справочник/ сост. Г.Д. Томахин. М.: Просвещение, 1999.-79 е. -(Язык и культура. Великобритания).
- Шотландские Баллады Р.Бернс, М.1999.
- Шотландские сказки и легенды. Перевод М.Клягиной-Кондратьевой. изд. Художественная литература, М.1967
- Duncan, A.A.M., Scotland: The Making of the Kingdom (Edinburgh: Oliver & Boyd, 1975).
- Grant, Alexander, Independence and Nationhood: Scotland 1306-1469 (London: Arnold, 1992).
- Scottish Fairy Tales Retold by Philip Wilson Hardback, 8 1/2" x 7", 96pp Published 2005 by Lomond Books
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коспект внеурочного занятия по английскому языку в 1 классе "Путешествие в страну Английского языка. Еда"
Занятие кружка в первом классе по ФГОС....
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Внеурочное занятие по английскому языку "Английские сувениры".
Внеурочное занятие выполнено с учетом требований ФГОС и построено с использованием технологий на системно-деятельностного подхода в преподавании. Презентация к занятию....
Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку «Театр на английском».
Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку «Театр на английском»....
"Сказочный" английский - технология для внеурочных занятий по английскому языку для младших школьников
C раннего детства каждому малышу, конечно же, известны всеми излюбленные русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка» и многие другие. Сюжеты, г...
Сценарий проведения внеурочного занятия по английскому языку в 5 классе на тему: «Традиции английского чаепития».
Сценарий проведения внеурочного занятия по английскому язык в 5 классе на тему: «Традиции английского чаепития»....
Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"
Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...