Организующая роль грамматики при обучении иностранному языку.
статья по английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gr.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Организующая роль грамматики при обучении иностранному языку.
Родной язык - первичное средство общения, которое усваивается в детском возрасте параллельно с приспособлением ребенка к окружающей среде. Овладение ИЯ начинается в школьном возрасте, когда основное средство общения - родной язык - уже сложилось; поэтому требуются специальные усилия для вызова мотивации изучения языка. Родной язык усваивается в естественной языковой среде, из которой ребенок без специальных усилий вычленяет закономерности. В освоении ИЯ нет достаточной базы для всего этого. Поэтому при овладении грамматикой в школьном курсе ИЯ особое внимание уделяем теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также осуществлению принципа сознательности. Роль этого принципа здесь особенно важна и определяется обобщающими свойствами грамматики. Ее закономерности распространяются на целые ряды слов, благодаря чему она вводит в речевой опыт учащихся сразу множество однородных единиц, что сокращает путь к овладению языком. Например, наличие окончания -s у глаголов в 3 лице единственного числа в Present Simple или окончания -ed у правильных глаголов во II и III формах.
При обучении ИЯ невозможно отрывать грамматику от речи, без нее не мыслится овладение какой-либо формой речи, так как она наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Грамматике принадлежит организующая роль.
Правила организации слов в связное целое диктуются системой стереотипов, действующей в коре головного мозга, определяющей существование интуитивной грамматики, которую носит в себе каждый человек на родном языке. При изучении ИЯ необходимо создать интуитивную грамматику, которая способствовала бы организации речи. Но при этом надо учитывать существенные отличия в условиях овладения родным и иностранным языком: применение "чистой" теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления, равно как и "чистая" практика без ее осмысления невозможна при овладении грамматикой. При работе над активным грамматическим минимумом применяем следующие основные типы упражнений.
1.Имитативные.
Имитация осуществляется на основе образца в громкой речи учащихся, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте. Например, в данном диалоге фигурируют формы страдательного залога прошедшего времени:
-Whom was this poem written by?
-It was written by Robert Burns.
-Was it translated into Russian?
-No, it wasn't I think.
2.Упражнения в видоизменении грамматических явлений.
Применяем для формирования гибкости навыка, для освоения всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет различных трансформаций, перефраза, дополнения и расширения. Здесь также предлагаем материалы подстановочной таблицы по определенной теме, или упражнения по восстановлению и дополнению соответствующей формы. Например, переделать небольшой текст от 1 лица единственного числа в 3-е лицо единственное число для усвоения окончания -s в Present Simple или переделать его в прошедшее время для усвоения форм Past Simple, или дополнить предложения в заданном времени.
3. Комбинирование грамматических явлений для выражения мыслей в устной речи. Здесь метод тренировки сливается с методом применения усвоенного грамматического материала в речи. Для этого задаваемые ситуации общения снабжаем опорами грамматического характера, чтобы управлять речевым поведением ученика, отработать новый материал и впоследствии научить ученика употреблять нужные материалы в неподготовленной речи. Например, во время рассказа о себе в настоящем, прошедшем и будущем времени ученик ориентируется на фразы типа:
- I usually (often) go to the camp in summer.
- Last summer I went to the camp too.
- Next summer I shall go to my grandparents'.
Упражнения в овладении пассивной грамматикой, лежащей в основе обучения чтению на старшем этапе, имеют целью формирование навыков узнавания формы, соотнесение ее со значением и на этой основе - проникновение в смысл читаемого. Владение пассивной грамматикой обусловливает грамотный подход к чтению и является слагаемым общей культуры чтения.
Узнавание иноязычной формы предполагает владение ее информативными сигнальными признаками. К ним относятся явления внешней и внутренней флексии, порядок слов, позволяющий выделить главные члены предложения, союзы, союзные слова, предлоги, знаки препинания, подчеркивающие синтаксические отношения. Пассивная грамматика усваивается на основе тех же методов, что и активная: ознакомления, тренировки и применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика в обучении иностранным языкам
Ни один из аспектов обучения иностранным языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий , как грамматика. Грамматика является структурой...
Роль наглядности при обучении иностранному языку учеников младшего школьного возраста.
В статье говорится о необходимости использования наглядного материала при обучении иностранному языку с учетом особенностей процессов запоминания у детей в разном возрасте....
Роль игры в обучении иностранным языкам
Презентация была представлена учителям английского языка на курсах повышения квалификации и получила одобрение коллег. Основана на собственных исследованиях. Дата 18.02.2013....
отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"
В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...
Статья: Роль игры при обучении иностранному языку
Статья: Роль игры при обучении иностранному языку...
Роль наглядности в обучении иностранным языкам
Роль наглядности в обучении английскому языку....
РОЛЬ ЛЕКСИКОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Предметом лексикологии, как следует из самого названия этой науки, является слово в разных аспектах. Лексикология как лингвистическая дисциплина существует в тесном контакте с другими аспектами языкоз...