отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"
проект по английскому языку по теме

Бойкова Дарья Александровна

В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Бойковой Дарьи Александровны

учителя английского языка

МОУ «СОШ №12» г.Ржева

за 2012-2013 уч.год

Роль компьютера в обучении иностранному языку

Современный мир - это огромное информационное пространство, в котором для свободной ориентации необходим персональный компьютер. Любые технические, экономические и медиапроцессы зависят напрямую от развития IT-технологий. В последнее время на детей обрушивается новая информация, реклама, распространяются игровые приставки, электронные игрушки, компьютеры. Все это влияет на воспитательную роль, ребенок по-другому воспринимает окружающий мир. Более прогрессивно развивается интеллект и личность ребенка. Система  дидактических средств – это мощный фактор, обогащающий интеллектуальное, эстетическое, нравственное развитие человека. Поэтому  важно вводить компьютер в обучение.

Компьютеры заняли прочное место и в повседневной жизни каждого человека, стали непременным атрибутом любой квартиры.  Опросы, проводимые социологами, выявили наличие ПК у 85% учащихся средних школ. По оценкам специалистов через год-два компьютер будет иметь каждый школьник. Однако  школьные учителя используют в своей профессиональной деятельности компьютер только в 60%.

Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.

Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.

Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.

Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:

  • предъявление информации в различных формах;
  • формирование у учеников общих и специальных знаний и умений по предмету;
  • контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
  • организация индивидуального и группового обучения;
  • управление процессом обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет "Иностранный язык": его цели, задачи, содержание, методы, технологию.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

  1. интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
  2. ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
  3. индивидуализация обучения;
  4. возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
  5. компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок:
  6. объективность отметки;
  7. обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.

Специфика предмета ''Иностранный язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь общение с машиной.

Из этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.

Компьютерные программы должны использоваться в качестве важного, но дополнительного компонента учебной программы, наравне с традиционными материалами и методами. Работая с компьютером, неизбежно приходится менять всю структуру урока и вообще его компетенцию. Необходимо конкретно определить соответствующую роль и место компьютера в учебном процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и технические аспекты.

При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ следует выбрать конкретный раздел из учебной программы; спроектировать набор заданий; выбрать программные средства для подбора заданий; провести экспертизу подобранных компьютерных заданий; разработать методические рекомендации для учащегося.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Их потенциал заключается в том, что они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях; помогают осознать языковые явления; сформировать лингвистические способности; создавать коммуникативные ситуации; автоматизировать языковые и речевые навыки; а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы; реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося; способствуют повышению познавательной активности, мотивации и качества знаний обучаемых.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, любой ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам. Активное и уместное применение компьютера на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

Компьютер позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке. Компьютер обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть". Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, заканчивая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Обучать языку– значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение английского языка на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине (world wild web), публикация может осуществляться путём создания собственной страницы в Интернете.

В принципе все это можно делать и без Интернета. Общаться можно с помощью писем и по телефону, за информацией ходить в библиотеку, а свои труды публиковать в журналах и газетах. Но Интернет вносит в эти области совершенно новое веяние. Коммуникация облегчается и ускоряется, информация становится доступной, а публикация в Интернете имеет более широкую аудиторию. С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации.

Существуют сторонники идеи обучения ИЯ только с помощью Интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.

Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение ИЯ меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.

Интернет может стать вашим помощником и при обучении школьников письму. Идеально подойдет для этой цели общение по переписке с носителем языка. Более того, можно улучшить навыки произношения, разговаривая с иностранным другом при помощи программы Skype. Общаясь в виртуальной реальности, ребенок использует свои навыки владения иностранным языком, устанавливает дружеские контакты и изучает, таким образом культуру другой страны.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

-формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,

-совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети,

-пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества,

-знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Итак, компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

• возрастать познавательной активности учащихся, а следовательно, желанию изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцируемый подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;

• снимать такой отрицательный психологический фактор, как “ответобоязнь”;

• повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти);

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

Подводя итог, следует отметить, что несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является переход на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. Это помогает воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль компьютера в обучении иностранным языкам

Слайд 2

Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:

Слайд 3

предъявление информации в различных формах Время +/-/? Когда употребляется Употребляется со словами Simple Present +: He speaks. -: He does not speak. ?: Does he speak? § привычные действия § факты § повторяющиеся события § событие по расписанию (запланированное будущее действие) always, every …, never, normally, often, seldom, sometimes, usually условноепредложение I типа ( If I talk , … ) Present Continuous +: He is speaking. -: He is not speaking. ?: Is he speaking? § действие в момент речи § действие совершается некоторое время, не обязательно в момент речи § запланированное будущее действие at the moment, just, just now, Listen!, Look!, now, right now Past Simple +: He spoke. -: He did not speak. ?: Did he speak? § действие закончилось в прошлом § ряд последовательных прошедших действий § обычное, повторяющееся прошедшее действие yesterday, 2 minutes ago, in 1990, the other day, last Friday условноепредложение II типа( If I talked , … ) Past Continuous +: He was speaking. -: He was not speaking. ?: Was he speaking? § незаконченное действие, происходящее в опр. момент в прошлом § незаконченное действие, происходящее параллельно с другим § действие в прошлом, прерывается другим действием when, while, as long as Present Perfect Simple +: He has spoken. -: He has not spoken. ?: Has he spoken? § результат налицо § действие, не закончившееся к моменту речи, или только что закончившееся § действия в прошлом, но актуальные сейчас already, ever, just, never, not yet, so far, till now, up to now Present Perfect Continuous +: He has been speaking. -: He has not been speaking. ?: Has he been speaking? § продолжительность (а не результат) § действие закончилось перед моментом речи или все еще продолжается all day, for 4 years, since 1993, how long?, the whole week Past Perfect Simple +: He had spoken. -: He had not spoken. ?: Had he spoken? § действие закончилось к определенному моменту в прошлом § иногда взаимозаменяемо с past perfect continuous § ударение на факт совершения действия, а не длительность already, just, never, not yet, once, until that day условноепредложение III типа( If I had talked , … ) Past Perfect Continuous +: He had been speaking. -: He had not been speaking. ?: Had he been speaking? § длительное действие до определенного момента в прошлом § иногда взаимозаменяемо с past perfect simple § ударение на длительность совершенно действия for, since, the whole day, all day Future Simple +: He will speak. -: He will not speak. ?: Will he speak? § действие в будущем § спонтанное решение § предположение, относительно будущего in a year, next …, tomorrow условныепредложения I типа ( If you ask her, she will help you. ) предположение : I think, probably, we might …, perhaps Future Simple (going to) +: He is going to speak. -: He is not going to speak. ?: Is he going to speak? § намерение сделать что-либо § предположение или предсказание относительно будущего in one year, next week, tomorrow Future Continuous +: He will be speaking. -: He will not be speaking. ?: Will he be speaking? § действие длиться некоторое время в будущем § действие, которое обязательно произойдет в будущем in one year, next week, tomorrow Future Perfect +: He will have spoken. -: He will not have spoken. ?: Will he have spoken? § действие закончится к определенному времени в будущем by Monday, in a week Future Perfect Continuous +: He will have been speaking. -: He will not have been speaking. ?: Will he have been speaking? § длительное действие происходит в определенное время в будущем § ударение на продолжительность действия for …, the last couple of hours, all day long

Слайд 4

формирование у учеников общих и специальных знаний и умений по предмету; контроль, оценка и коррекция результатов обучения; организация индивидуального и группового обучения; управление процессом обучения.

Слайд 6

Использование сети Интернет на уроках

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное обучение и функции компьютера при изучении иностранного языка

Статья на тему "компьютерное обучение и функции компьютера при изучении иностранного языка"...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды в обучении иностранному языку

Выступление на тему: Роль электронной образовательной среды  в обучении иностранному языку...

Компьютерное обучение и функции компьютера при изучении иностранного языка.

В настоящее время компьютер играет важную роль в процессе обучения иностранным языкам.Персональный компьютер может рассматриваться в качестве одного из участников учебногопроцесса в рамках его взаимод...