Проектная деятельность как средство реализации ФГОС
статья по английскому языку

Петрова Ирина Викторовна

Проектно-творческая деятельность направлена на достижение определенного результата, то есть основным критерием npoeкта
является достижение заранее спланированного результата. Исследование - творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_realizatsii_fgos.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

(методическое пособие)

                                                          Петрова И.В.

                                                             ГБОУ СОШ № 451

                                               Санкт – Петербург

Эффективный метод, формирующий умение учащихся самостоятельно добывать новые знания

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена  новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.  Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?

  • Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  • Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  • Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  • Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта  ответственность существенно возрастает.

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся (PISA), слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания  реальной жизни
  • Компьютерная грамотность

Таких результатов  образования невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И учителю на помощь приходит метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.  Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. Идея его использования в образовательных учреждениях была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:

формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),

оценочных (личностных), коммуникативных.

Что такое проект? Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.  Проекты - научные, социальные, учебные.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Проект– это пять «П»

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Тема проекта

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая- то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся:

-практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении .Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

-исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

- информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

- творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

ролево – игровые (создание спектакля, сценария, игры);

2.) По продолжительности:

- мини – проекты (один урок), краткосрочные ( несколько уроков),

- средней продолжительности( от недели до года) ,

- долгосрочные (годовые)

3) По количеству участников:

- индивидуальные (личностные -проект, выполняемый одним учащимся),

- парные( выполняется двумя учащимися ),

- групповые- проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

4) 4) По охвату предметов:

-            - монопроект (монопредметный,-  проект по одному учебному  предмету);

- межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей,

- свободный – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

5) По форме продукта (проектный продукт)

1.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь.тесты , учебное пособие

2. Публицистические материалы: настенная газета ,школьная тиражная газета,журнал, заметка, интервью, обзор и др.

3.Творческий продукт: сборник стихотворений ,литературный альманах, альбом с иллюстрациями ,картина театральная постановка (ПРИМЕРЫ)

4. Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, Что? Где? Когда? выставка,  пресс-конференция, литературное кафе

5.Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация, видеоклип ,видеофильм, гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно- музыкальными материалами) компьютерная графика, веб- сай

Этапы проектной деятельности:  подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация,  осмысление и оценка.

Этап  1. Подготовительный.  Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)

«Мозговой штурм». Принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей; приветствуется свободный полёт фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи; идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей; нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей; необходимо записывать все идеи.

Этап 2. Планирование. Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Вопрос – Ответ. Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Вопрос. Ответ. Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)? Развёрнутый план работы. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? Индивидуальный график проектной работы.

Лист планирования

п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Место и время проведения совместных обсуждений

Ответственный

Этап 3. Реализация проекта. Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

Этап 4. Презентация проекта. Основная задача - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Устное сообщение на уроке. Защита проекта. Театрализованное представление. Демонстрация видеофильма. Презентация веб-сайта и др.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта. Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

При использовании метода проекта ученик…

  • Определяет цель деятельности
  • Открывает новые знания
  • Экспериментирует
  • Выбирает пути решения
  • Активен
  • Субъект обучения
  • Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель…

  • Помогает определять …
  • Рекомендует источники информации
  • Раскрывает возможные формы работы
  • Содействует прогнозированию результатов
  • Создаёт условия для активности школьника
  • Партнёр ученика
  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Портфолио проекта

Портфолио проекта (проектная папка) – это папка документов, фиксирующих ход работы над проектом. Портфолио включает: паспорт проекта; планы и графики выполнения этапов проекта; отчёты рабочих групп; рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта; материалы к презентации; результаты экспертизы.

1

Название проекта

Предмет

2

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины

3

Тип проекта

Цель проекта

5

Задачи проекта

6

Руководитель и консультанты проекта

7

Возраст участников проекта

8

Состав проектной группы (имена и фамилии участников)

9

Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение).

10

Предполагаемые продукты проекта

11

Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)

12

Необходимое оборудование и ресурсы.

Паспорт проекта

Требования к содержанию и структуре проекта

Любая проектная работа должна иметь:

титульный лист,

оглавление,

введение,

основную часть,

заключение;

список литературы.

При написании введения учащийся должен:

- обосновать актуальность;

- указать цель работы (в соответствии с названием темы);

- привести задачи (раскрывающие пункты плана, т.е. пути достижения цели);

- описать структуру работы;

Объем введения должен составлять 1-2 страницы.

Далее следует основная часть работы, которая делится на 2 части.

1 часть – теоретическая, включает анализ теории, в ней целесообразно дать самое общее описание рассматриваемой проблемы, определить основные положения и понятия, далее следует сосредоточиться уже на частных характеристиках описываемого объекта, опираясь на уже существующие исследования. Однако здесь можно высказать и собственные суждения относительно исследуемого объекта. Таким образом, эта часть работы имеет по преимуществу реферативный характер. Должна содержать 1-2 параграфа. В каждом из параграфов решается конкретный вопрос, имеющий значение для целого.

2 часть – практическая (исследовательская), содержит описание уже собственного материала учащегося, с привлечением лишь по необходимости данных других исследований (привлечение таких данных весьма желательно), включает анализ текущей ситуации на основе данных и/или описание выявленных проблем в рассматриваемой области, описание путей совершенствования рассматриваемого вопроса (путей решения проблем). Глава должна включать 1-2 параграфа. Необходимость разделения параграфов на подпараграфы определяется учащимся по согласованию с научным руководителем. Каждый параграф работы составляет не менее 2 страниц.

В заключении дается обобщенное (суммарное) изложение идей, выявленных в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено, приводятся основные выводы по итогам проведенного исследования, результаты, которые были достигнуты. Это выводы по всей работе, а не повторение фраз, завершающих части работы. Объем заключения – 1-2 страницы.

Список литературы должен содержать не менее 5 источников. В это число должны входить учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, материалы сети Internet.

Примерная схема защиты проекта

Рекомендуется составлять сценарий защиты. Примерная схема защиты может выглядеть так:

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

5. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

Для защиты должны быть расписаны роли участников проекта (сценарист, докладчик, оформитель, содокладчик, демонстратор, ассистент), определен перечень материалов для защиты (папка работы над проектом (дизайн-папка), рисунки, схемы, плакаты, видеофильм, мультимедийные средства и т.д)

Цель любого проекта – формирование универсальных учебных действий

  • Личностные УУД
  • Регулятивные УУД:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование

            контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

            с     целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения. Накопив опыт использования данного метода  ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных пр...