Формирование компенсаторной компетенции на уроках иностранного языка
статья по английскому языку (10 класс)

Что такое компенсаторная компетенция и какие приемы и упражнения способствуют ее формированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компенсаторной компетенции на уроках иностранного языка.

Что такое компенсаторная компетенция?

Существуют различные определения. Мне больше понравилось следующее: это  способность «выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации».

Почему мне это представляется важным?

Во-первых, компенсаторная компетенция является одним из самых важных элементов коммуникативной компетенции (а это основная цель обучения иностранному языку), уровень развития компенсаторных умений считается качественным показателем иноязычной коммуникативной компетенции.

Во-вторых, на мой взгляд, именно сформированная компенсаторная компетенция может стать тем необходимым опытом, который поможет нашим детям преодолеть трудности, возникающие в процессе общения на иностранном языке. Не секрет, что далеко не все учащиеся заканчивают школу с прекрасным знанием иностранного языка. Не отдают себе отчета в необходимости таких знаний. Поэтому мне представляется важным вооружить их способами получения и передачи информации в условиях дефицита языковых средств.

Я работаю с учащимися 10-11 классов, старшая школа – это уже обобщение полученных знаний.

При обучении аудированию 

  • важно научить не "зацикливаться" на незнакомом, а продолжать слушать, чтобы из контекста понять самое существенное, и т. д.
  • всегда обращать внимание на тембр, интонацию, настроение говорящего,
  • до слушания предположить, о чем пойдет речь и какие возможно прозвучат слова,

Для формирования компенсаторной компетенции в говорении использую такие приемы как

  • замена незнакомых слов синонимами,
  • замена сложных предложений простыми,
  • описание свойств и особенностей предмета,
  • уклонение от темы высказывания и переход на другую тему,
  • обращение за помощью к партнеру, например с просьбой повторить сказанное,
  • использование мимики, жестов, взгляда, интонации, рисунков, тембра и т.п..для выражения эмоций.

При обучении чтению важно учить учащихся системе анализа текста при разных видах чтения.

В чтении с пониманием основного содержания я стараюсь вырабатывать у учащихся уверенность в беспереводном понимании читаемого, и  подбираю такие задания, которые бы убеждали учащегося в том, что он может понять читаемое без знания всех слов.

  • Чтение из ЕГЭ. Подбор заголовков к текстам.
  • Найти в тексте слова, относящиеся к теме, найти слова, значение которых можно понять, используя русский язык, найти в отдельных предложениях подлежащее, сказуемое, и др. части речи;
  • Найти английские эквиваленты русских слов (формируется языковая догадка),
  • Анализ предложений с пропущенным словом и определение части речи этого слова.
  • Формирование навыка словообразования
  • Умение работать со словарем.

На мой взгляд, все вышеперечисленные приемы способствуют формированию компенсаторной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с методами обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции у...

Формирование информационных компетенций на уроках иностранного языка.

Для успешного формирования компетенций необходимо создать соответствующие условия для учебной деятельности школьника.Одно из этих условий – это создание информационного поля ученика, помогающее ему ис...

статья на конференцию"Формирование професиональных компетенций на уроках иностранного языка

Интегрированные занятия как одна из форм формирования профессинальных компетенций....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка" ( печатный вариант + компьютерная презентация) педагогический проект...

Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:• формировать и...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ори...