Методические рекомендации для организации проектной деятельности. Индивидуальный итоговый проект.
учебно-методический материал по английскому языку (9 класс)

Вера Викторовна Еремеева

Рекомендации ведения проектной деятельности для руководителей и учащихся. Основные достижения и ошибки организации ииследовательской деятельности из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» Находкинского городского округа

Методические рекомендации для организации  проектной деятельности

Итоговый индивидуальный проект

Еремеева В.В. учитель высшей квалификационной категории

2020 г.

Документ содержит пошаговую инструкцию для работы над проектом, примеры, советы и рекомендации для руководителей и учащихся


Оглавление.

1. Теория

Глава 1.1 Понятие проектной деятельности и её продукта        2-3 стр.

Глава 1.2. Виды проектов        3-4 стр.

Глава 1.3. Направления проектов        5 стр.

2. Практика

Глава 2.1 Выбор темы        5 стр.

Глава 2.2 Постановка цели        6 стр.

Глава 2.3 Этапы работы над проектом        6-7 стр.

3. Требования

Глава 3.1 Оформление доклада проекта        7-9 стр.

Глава 3.2 Критерии оценки        9-10 стр.

Приложение 1. Рейтинг оценки публичных выступлений        11 стр.

Приложение 2. Образец титульного листа        12 стр.

Приложение 3. Оформление списка литературы        13 стр.

Теория.

Глава 1.1 Понятие проектной деятельности и ее продукта.

    Проектная деятельность – это современная, актуальная форма работы, которая позволяет раскрыть, глубоко изучить конкретную (не глобальную), интересную для вас и окружающих проблему, создав при этом определенный продукт.

    Продукт проектной деятельности: авторская презентация, которая не дублирует презентацию, составленную для защиты проекта, буклет, инструкция, обучающий муляж, пособие, стихи, картина, видеоролик. Продуктом является результат деятельности, который ярко демонстрирует всю проделанную работу и чётко соответствует поставленной цели.

    Например, вы столкнулись с проблемой некачественной водопроводной воды в городе Владивостоке. Решили выяснить степень чистоты воды в городе, котором проживаете (в данном случае г. Находка) поэтому начинаете изучать теоретически методы очистки воды и выяснять методы её очистки в вашем городе. Проводите аналогию и делаете выводы об уровне чистоты водопроводной воды города. Раскрывая различные вопросы заданной темы, вы глубже и тщательнее её прорабатываете. Продуктом (результатом) такой деятельности может стать список общественно-значимых объектов города с информацией о способе и степени очистки воды в них. Выводы, к которым вы приходите, могут отразить прогрессивность (новизну) очистных сооружений нашего города или, напротив, регресс, что естественно отражается на качестве водопроводной воды. Полученная информация будет, несомненно, интересна любому жителю города, значит, она имеет практическую значимость. Качество воды, которую мы пьем, влияет на наше здоровье, поэтому данный вопрос всегда актуален. Вид описанного проекта, скорее, практико-ориентированный или информационный. Если вы столкнулись с проблемой восприятия определенного стиля изобразительного искусства, например, кубизма.  Решили выяснить особенности, технику, закономерности стиля. Вы знакомитесь с великими художниками этого стиля, его эпоху, делаете свои самостоятельные выводы, возможно подмечая ранее не отмеченные характеристики стиля. Продуктом вашей работы может стать картина, написанная вами, с учетом полученных теоретических знаний, и (или) чёткая пошаговая инструкция к созданию картины в предложенном стиле для начинающих. В этом случае проект, скорее, творческий. Траектория проектной работы представлена очень схематично, но выделенные фразы (возможна их синонимичная замена) являются ключевыми и должны присутствовать в любом проекте.  

    Итак, теперь рассмотрим работу над проектом детально. Приступая к проектной деятельности, следует четко различать виды проектов.

Раздел 1.2 Виды проектов

Практико-ориентированные проекты. Они соответствуют решению определенной задачи общества. Результаты таких проектов имеют доминирующее практическое значение.

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.

Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Таблица 1. Виды проекта

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

    Как мы видим из таблицы, только исследовательский проект предполагает наличие гипотезы, которую в результате работы над проектом следует подтвердить или опровергнуть. Очень важно чтобы выдвигаемая гипотеза требовала доказательства или опровержения и не была констатацией общеизвестного правила, факта, закона. Пример из исследовательского проекта, который включает слишком очевидную гипотезу. Тема: «Улицы Лондона. Топонимика и секреты навигации», гипотеза: «знание улиц исторической части Лондона значительно облегчит пешую прогулку». Конечно облегчит, а как же иначе? То есть слишком очевидно, хотя исследователь в результате своей работы пришел к интересным выводам, например, что в Лондоне действительно возможна пешая прогулка, охватывающая значимую часть достопримечательностей.

Раздел 1.3 Возможные направления проектов:

естественно-научные исследования и проекты

исследования и проекты в гуманитарных областях

экономические исследования и проекты

социальные исследования и проекты

научно-технические исследования и проекты

исследования и проекты в области краеведения

Практика.

Раздел 2.1 Выбор темы проекта

    Осознавая, что вам предстоит проектная деятельность, очень важно правильно выбрать тему, корректно сформулировать ее и в процессе работы чётко ей следовать. Тема должна:

  1. содержать интригу, быть интересной;
  2. быть новой, ранее не изученной;
  3. соответствовать выстраиваемому содержанию работы;
  4. быть конкретной, иметь узкую направленность.

Например, «Очистка воды: в каком веке МЫ живем?» «Таинства импрессионизма». Примеры тем из личного опыта организации проектной деятельности: «Об идентичности и уникальности британского и американского английского», «Числительные английского и русского языка: тайное, явное, общее и различное», «Орнитология и этимология в системе перевода и запоминания», «Префиксы в языке английской поэзии XVI – XXI веков». То есть, видя название темы, читатель (слушатель) готовится к раскрытию определенной проблемы, загадки, чего-то важного и ранее неизученного!

Раздел 2.2 Постановка цели проекта

    Проект должен иметь ясную, реально достижимую цель. Цель работы рождается из выявленной и чётко сформулированной проблемы. Только интересная проблема, разрешить которую возникает потребность, может спровоцировать начало работы. На достижение цели автор формулирует задачи, которые пошагово отражают его работу. Цель – одна, формулируется с использованием доминирующего существительного. Например, «выявление…» «изучение…» «вскрытие особенностей…». Использование глаголов для формулирования цели недопустимо, то есть глаголы «выявить…» «изучить…» «создать…» больше подходят для формулирования задач, которых следует наметить не менее пяти. Задачи – это ступеньки, которые следует пройти для достижения поставленной цели.

Раздел 2.3 Этапы работы над проектом

Таблица 2. Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и цели проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Проект

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Требования.

Раздел 3.1 Оформление проектной работы.

    Реферативные работы к рассмотрению и защите не принимаются. Напоминаю, что реферат – это краткий доклад или презентация по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Текст проектной работы (доклад) содержит: титульный лист (приложение 2), оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложения (если необходимо).

Доклад проектной работы – это описание процесса работы над определенной темой с использованием собственных выводов, гипотез, включает теоретическую часть (обращение к разным источникам) и практическую часть (эксперимент, опрос, анализ, сравнение) с обязательной формулировкой собственных идей и наличием личного вклада в разрешение поставленной (возникшей) проблемы.

В оглавлении должны быть включены основные заголовки разделов (глав) и соответствующие номера страниц.

Введение должно включать в себя

формулировку проблемы,

отражать ее актуальность,

определять гипотезу (для исследовательского проекта),

цель и задачи,

объект и предмет учебного проекта (Предмет исследования – более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет – конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом – зависимость их роста от определенной музыки),

методы учебного проекта.

Основная часть содержит информацию о ходе учебного проекта, описаны этапы работы, обоснованы выбранные методы. Основная часть содержит доказательный иллюстративный, статистический материал, делающий ход проектной работы наглядным.

В заключении представлены результаты и сформулированы выводы. Приветствуется определение направления дальнейшего пути проектной работы, предложения по возможному практическому использованию её результатов. Заключение может содержать самооценку обучающегося в роли исследователя и прогноз на будущую профессиональную деятельность.

Список литературы включает публикации, издания, источники информации (в том числе электронные), использованные автором учебного проекта. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список литературы оформляется в соответствии со стандартными требованиями (приложение 3).

Текст проектной работы может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, фотографии, таблицы и т.п.), описание конкретных методов и методик исследования, опросные анкеты, планы интервью и т.п. Приложения связываются с основным содержанием ссылками.

3. Требования к оформлению

Текст конкурсной работы выполняется в текстовом редакторе Word, ориентация станицы книжная, шрифт Times New Roman, 12 кегль, для заголовков – 14 (жирный), межстрочный интервал 1,25; выравнивание по ширине, отступ первой строки 1,2. Поля: слева 2,5 см, справа 2 см, сверху и снизу – 2 см. Нумерация страниц внизу по центру (исключая титульный лист и оглавление). Страницы приложений в нумерацию не включаются. Объем доклада: для 9 – 11 классов: не более 12 страниц.

Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте на них должны содержаться ссылки.

Титульный лист содержит: наименование конкурса, название проектной работы, сведения об авторе (фамилия, имя, учебное заведение, класс) и научном руководителе (ФИО, место работы, должность) (приложение 2).

Распечатанный текст конкурсной работы скрепляется с титульным листом и размещается в файловой папке или папке-скоросшивателе. При выявлении плагиата более 25% работа не оценивается, участник не допускается к защите.

    На основе доклада формируется послайдовая речь автора с опорой на презентацию для защиты проекта. Время выступления не более 7 минут. Чтение речи при защите проекта создаёт отрицательное впечатление у жюри.

Раздел 3.2 Критерии оценки

Экспертные комиссии используют следующие общие критерии:

1.1        Критерии оценки представленных работ:

•        Актуальность поставленной проблемы проекта

•        Соответствие содержания работы заявленной теме

•        Научность излагаемого материала

•        Уровень проработанности темы исследования

•        Степень самостоятельности выводов

•        Оформление работы в соответствии с требованиями

•        Наличие продукта проектной деятельности

1.2        Критерии публичного выступления:

•        Ясное понимание целей работы

•        Владение материалом

•        Логика изложения, убедительность рассуждений и выводов

•        Наглядность представленных материалов

•        Полнота ответов на вопросы аудитории

•        Ораторское мастерство

    Методические рекомендации составлены на основе личного опыта учителя в организации научно-исследовательской деятельности учащихся с 2011 по 2020 год.

Приложение 1. Рейтинг оценки публичного выступления

Фамилия, имя, отчество

Баллы  за публичное выступление

Ясное понимание целей работы

5

Владение материалом

10

Логика изложения,

убедительность рассуждений и доводов

10

Наглядность представленных материалов

5

Полнота ответов на вопросы аудитории

5

Ораторское мастерство

5

Общая оценка за выступление

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Подпись члена экспертной комиссии:

Приложение 2. Образец титульного листа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14» Находкинского городского округа

Индивидуальный итоговый проект

на тему___________________________________________________________

выполнил:

Петров Дмитрий Сергеевич,

ученик 9 класса

МКОУ «СОШ № 14»

руководитель:

Семенова Анна Дмитриевна,

учитель географии

г. Находка

2020 г.

Приложение 3. Требования к оформлению

списка использованной литературы

 

        В списке литературы необходимо указывать: фамилии автора (авторов), название, город, издательство (при наличии), год издания, количество страниц.

Список использованных источников:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. – М.: Просвещение, 2002. – 92 с.

2. Игры у моря: Сборник методических материалов /Авт.-сост. Г.М. Чан, О.Г.

   Пермякова. ИСАР ДВ. – Владивосток, 2005. – 160 с.

3. Меделян Е.В., Какорина Г.А. Экологические исследования и проекты школьников на особо охраняемых природных территориях Приморского края: Учебно-методическое пособие. – Владивосток: ПК ИРО, 2015. – С 4-11.

4. Мишкина Л.Н. Талант, раскройся//Первое сентября. 2003. 18 октября. - С 8.

5.   Рыкова О.П. Состояние растительности на территории лагеря «Гелиос» в бухте Анна Находкинского городского округа https://studopedia.net/12_46988_sostoyanie-rastitelnosti-na-territorii-lagerya-gelios-v-buhte-anna-nahodkinskogo-gorodskogo-okruga.html.

Список источников:

  1. https://giftedschool.vvsu.ru/akademuya
  2. https://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Презентация на тему "Методические рекомендации по организации проектной деятельности" содержит информацию о классификации учебных проектов, их педагогических особенностях, требованиях к оформлению пор...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.

В статье описаны методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование  явля...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Методические  рекомендации по организации проектной деятельности...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий»,  ...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...