Инновационные подходы к обучению иностранным языкам и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
учебно-методический материал по английскому языку
Предварительный просмотр:
Трутнева Е. Ю., учитель английского языка МОУ СШ № 8
Инновационные подходы к обучению иностранным языкам и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Язык – средство общения, и потому, естественно, знание языков приобретает совершенно особенное значение. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.
В древности философы говорили: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты и человек. Язык – это живое второе я». За последние несколько лет значительно повысился интерес к английскому языку как к средству международного общения. «Инновации в жизнь!» – главный лозунг сегодняшнего этапа развития производства, предпринимательства, оптимизации социальных сфер деятельности государства. Инновации сегодня проникают даже в те области, которые традиционно признавались консервативными, классическими, не подверженными резким изменениям и модернизации. К последним относится образование, в недрах которого протекают весьма противоречивые процессы.
В современной России, согласно ФГОС, стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. Образовательные результаты должны быть ориентированы на познавательные возможности школьников.
Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.
В новых стандартах не ставится в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. Специфика предмета такова, что на едином государственном экзамене проверяются не столько знания учащегося, сколько владение английским языком как средством общения, то, как он решает задачу коммуникации, поэтому общие интеллектуальные умения являются частью проверяемых языковых. Умения выразить мысли в письменной и устной форме логично и связанно с учетом стилистических особенностей, с соблюдением норм вежливости и знанием социокультурных реалий иностранного языка – требования, предъявляемые испытуемому, положительно влияют на общий уровень подготовленности выпускника по другим предметам.
ЕГЭ привел формы итогового контроля в соответствие с требованиями нормативных документов по предмету и закрепил переход к когнитивно-коммуникативной методике.
Это влияние можно проследить по следующим направлениям:
1) наметилось сбалансированное обучение всем четырем видам речевой деятельности;
2) интенсифицировалась работа по формированию метапредметных (общеучебных и специальных учебных навыков),
3) изменились подходы к оцениванию и расширилось применение критериальных шкал при оценивании.
К числу современных образовательных педагогических инновационных технологий можно отнести:
- технология подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по английскому языку;
- ИКТ на уроках английского языка;
- технология развития критического мышления;
- проектные методы обучения;
Сегодня вопрос сдачи единого государственного экзамена по иностранному языку беспокоит всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей.
Учитель, с одной стороны, должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков всех обучающихся, а с другой — развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности детей.
На сегодняшний день в распоряжении, как учителей, так и самих учеников есть целый арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку. К ним относятся всевозможные пособия с тестами (КИМами) для самоподготовки, различные он-лайн тренажеры, обучающие компьютерные программы и конечно нельзя списывать со счетов традиционные УМК.
Как известно, в 2015г в ЕГЭ по английскому языку включили часть говорение. Для ее выполнения требуются хорошая подготовка, более глубокие и детальные знания, так как говорение является основным видом коммуникативной компетенции учащихся.
Для успешности коммуникации необходимо:
•понимать речь говорящего и уметь правильно реагировать на неё (аудирование);
•быстро ориентироваться в текстах разного уровня сложности и обладать достаточным словарным запасом для понимания речи (работа с текстом);
•грамматически правильно строить свои высказывания (грамматика), что способствует лучшему пониманию и, соответственно, успеху коммуникации.
- Устная часть экзамена по английскому языку включает в себя 4 задания.
- Чтение фрагмента текста, информационного или научно-популярного содержания.
- Формулировка вопросов с опорой на ситуацию.
- Монолог на тему, заданную ситуацией или картинкой.
- Сложный монолог с элементами анализа и сопоставления на тему, заданную ситуацией или картинкой.
Учителю необходимо подобрать материал ,чтобы подготовить обучающихся выполнению устной части ЕГЭ. И здесь на помощь педагогу приходят современные информационные технологии, основой которых являются: компьютеры, компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.
Компьютерные программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса в средних учебных заведениях. Уникальность дидактических свойств компьютерных технологий состоит в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческого), в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной речевой деятельности.
Вот несколько видов работы с презентациями при изучении темы ‘’English-speaking countries”:
1) учащиеся читают текст на слайде (отработка навыка чтения вслух);
2)выделяют ключевые слова (перефразируют речевые обороты,если текст сложный);
3) ученики составляют вопросы по тексту, используя ключевые слова;
4) учащиеся составляют небольшое монологической высказывание по предложенной теме.
5) ученики описывают одну из иллюстрация на слайде .
Методические рекомендации:
1. Основная цель образовательной деятельности – формирование коммуникативной компетенции.
2. Для достижения целей обучения должны применяться различные стратегии и приемы развития культуры речи, которые учитель выбирает и варьирует по своему усмотрению.
3. Процесс подготовки к ЕГЭ по иностранному языку предусматривает использование ТСО, наглядности, большого количества литературы, дидактического раздаточного материала.
4. Новый экзамен ориентирует учителя на использование современных технологий на уроках иностранного языка.
5. Учитель иностранного языка должен умело организовывать контроль всех навыков учащихся на уроках иностранного языка, т.к. контроль помогает учителю провести мониторинг знаний учащихся, готовить их к ЕГЭ по иностранному языку.
6. Необходимо начинать готовить к ЕГЭ в 9-10-м классе и нацелить на качественную подготовку к экзамену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Данная статья кратко раскрывает такие технологии как:1. Межкультурное обучение;2. Ролевые игры в обучении; 3. Проектная технология;4. Портфель ученика;5. Информационные технологи....
МЕТОД ПРОЕКТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Серобаба Наталья Николаевна Преподаватель английского языка В статье рассматривается вопрос инновационных технологий, особое внимание уделяется методу проекта, который является одной из акт...
"Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам"
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...
Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации ФГОС второго поколения
Автор рассматривает инновационные пдходы к обучению иностранным языкам в свете требований ФГОС ....
«Компетентностный подход в обучении иностранному языку или как добиться того, чтобы наши ученики стали практическими пользователями языка»
Сообщение для выступления на шмо учителей иностранного языка....
Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA
Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...
Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"
Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....