Формирующее оценивание на уроках английского языка.
статья по английскому языку
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание на уроках английского языка.
Оцениванию в документах стандарта уделяется большое и серьезное внимание. Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Это, в свою очередь, с необходимостью требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.
Одним из инструментов формирующего оценивания являются "линеечки".
На полях ученики чертят три отрезка- линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на линеечке на то место, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквами - правильность, аккуратность, оформление работы.
Для оценки самостоятельной работы может быть полезен инструмент, автором которого является Г.А.Цукерман. Это «линеечки», пятиуровневая шкала.
После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с учителем класс договаривается о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: Правильность, Аккуратность и Оформление работы.
На полях тетради ученики чертят три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале на том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквами П, А или О. П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.
Учитель оговаривает с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа.
Правильность (П)
- Высокий уровень – у меня нет ошибок и я хорошо выполнил работу.
- Выше среднего – у меня есть 1-2 ошибки.
- Средний – у меня есть 3-4 ошибки.
- Ниже среднего - у меня почти всё неправильно.
- Низкий – я совсем не справился с заданием
Аккуратность (А)
- Высокий уровень – мне очень нравится, как я написал.
- Выше среднего – мне очень нравится, как я написал, но у меня есть немного исправлений.
- Средний – я не очень красиво и правильно написал буквы или цифры, у меня есть исправления и помарки.
- Ниже среднего – мне не нравится, как я написал, у меня грязно и плохо написано.
- Низкий – я написал совсем непонятным и плохим почерком, нельзя прочитать что я написал.
Оформление работы (О)
- Высокий уровень – я правильно, и где нужно, записал работу.
- Выше среднего - я допустил одну-две ошибку при записи.
- Средний - я допустил 3 ошибки при записи.
- Ниже среднего - я не правильно оформил работу. Написал не там , где нужно, и не так, как требовалось
- Низкий – я не смог совсем оформить работу.
Для закрепления лексики и взаимопроверки применяю «смайлики». У каждого ученика имеются подписанные листочки со смайликами (3). У1 подходит к У2, который проверяет его, если У1 отвечает без ошибок, то У2 закрашивает смайлик зеленым цветом, если У1 допустил 1-2 ошибки, то - синим, а если больше ошибок - красным. Далее У1 подходит к У3 и У3 также проверяет У1.
В средних и старших классах для формирующего оценивания применяется лист индивидуальных достижений, в котором имеются следующие критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
- самый высокий уровень – 85-100%;
- высокий уровень – 70-84%;
- средний уровень – 50-69%;
- ниже среднего – 30-49%;
- низкий уровень – менее 30%.
Использование этого инструмента имеет множественный положительный эффект, позволяет:
- Научить детей оценивать свои знания.
- Более критично относиться к своей работе.
- Знать, что я знаю и что ещё не знаю.
- Вырабатывать умение замечать собственные ошибки, а не только ошибки других.
Сверяя свою оценку за урок с оценкой учителя, ученик учится лучше видеть свои ошибки.
В целом эта работа стимулирует детей больше стараться и делать меньше ошибок.
Для контроля техники чтения применяется метод «горка». Горка делится на десять этапов. Самый верх – это 10. После прослушивания каждого ученика, учитель говорит ученику на каком этапе подъема в гору он находится.
Результаты формирующего оценивания:
-снижается уровень тревожности уч-ся, повышается вера в свои силы;
-проводится своевременная коррекция;
-повышается объективное оценивание ученической успешности;
-стимулируется активизация учебной деятельности;
-развивается самостоятельность, воспитывается сотрудничество;
-отслеживается динамика развития успеха ученика на всех этапах обучения;
-обеспечиваются благоприятные условия для каждого ученика;
-формируется адекватная самооценка ученика;
-повышается мотивация в обучении.
Самооценка учащихся
Самооценка как неотъемлемая часть оценивания деятельности учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки является актуальным в настоящее время.
Основные функции самооценки:
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно);
- мобилизационно - побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
Форма самооценки своей деятельности на уроке
На уроках английского языка часто используется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Наряду с такими этапами технологии как вызов, осмысление и рефлексия, важную роль для оценки своих действий и мыслительных процессов играет этап распаковки занятия. На данном этапе можно предложить учащимся оценить себя, свою работу и свое эмоциональное состояние с помощью разных приемов.
Лист самооценки учащихся на уроке английского языка
В анкетах учащиеся подчеркивают взаимосвязь между положительными эмоциями на уроке и успешным усвоением материала.
Также можно оценить свою работу с помощью смайликов, лестниц успеха и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание на уроках английского языка
Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель,...
Критерии оценивания урока английского языка по ФГОС для аттестационной комиссии
Критерии оценивания урока английского языка по ФГОС ...
Использование приемов формирующего оценивания на разных этапах урока английского языка
В данной статье рассматриваются различные практические приемы формирующего оценивания, которые можно использовать на различных этапах урока английского языка....
Инновационный проект "Технология формирующего оценивания по английскому языку"
С 2018-2019 учебного года планируется реализация проекта «Технология формирующего оценивания по английскому языку» (подготовка учащихся к устной части экзамена по английскому, раздел &laqu...
Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга на уроках английского языка
Данная статья представляет собой материал к теоретическому семинару о техниках формирующего оценивания и скаффолдинга на уроках английского языка....
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....
мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"
Данный урок входит в циклл уроков по УМК "English" автор В.П. Кузовлев, 6 класс. Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....