Выступление на МО "Матрица возможностей гимназии для развития талантливых детей"
статья
Методическая тема
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matritsa_vozmozhnostey_gimnazii_dlya_rrazvitiya_talantlivyh_detey.docx | 184.36 КБ |
matritsa_vozmozhnostey_-_kopiya.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Сл.1
"Матрица возможностей" гимназии для развития талантливых детей
"У меня нет особого таланта. Я просто любознателен".
Альберт Эйнштейн
"У меня нет особого таланта. Я просто любознателен". Эта, на первый взгляд, неожиданная самооценка А.Эйнштейна говорит не столько о скромности великого человека, сколько о понимании источника таланта.
Как и какие создать условия для максимального развития имеющихся у ребенка задатков и способностей? Как помочь ему оставаться любознательным, не утрачивать способности удивляться? Эти вопросы так или иначе задает себе каждый творческий учитель. Одаренные, талантливые и обыкновенные. Дети так не делятся. Каждые по-своему талантлив. Поэтому, говоря о развитии талантливых детей, мы имеем в виду каждого ребенка.
Осознавая, что опора на талант, творчество и инициативность человека является важнейшим ресурсом экономического и социального развития общества, руководствуясь нормативными документами правительства РФ, Нижегородской области, на протяжении ряда лет реализуя городскую программу "Одаренные дети", гимназия ощущает необходимость функционирования в образовательном учреждении гибкой и адаптивной системы организационно-управленческого, психолого-педагогического, методологического сопровождения талантливых школьников. Данная система, направленная на создание многообразия форм и содержания образования для развития детей, умеющих самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом, призвана обеспечить: сл. 2
- формирование особых траекторий развития обучающихся, дающих возможность полностью реализовать творческий потенциал;
- информационную поддержку образовательных потребностей обучающихся, в том числе свободный доступ к образовательным ресурсам в системе непрерывного образования, когда ключевым фактором становится самостоятельная работа обучающихся, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования;
- культивирование форм самостоятельного, деятельностного обучения, что необходимо в динамично меняющемся обществе, где навыки и знания быстро устаревают и необходимо постоянно поддерживать свою компетентность.
Сл. 3 Миссию гимназии мы видим в создании оптимальных педагогических и социально-культурных условий для развития, самореализации и самоопределения личности как основы осознанного выбора направления своего профессионального образования и последующей адаптации к жизни не только в своей стране, но и в мировом сообществе.
Таким образом, ведущей проблемой инновационной деятельности гимназии является проблема поиска и разработки таких педагогических основ, условий и технологий, при которых стало бы возможным сочетание индивидуальной творческой самореализации обучающихся с одновременным эффективным освоением ими основных образовательных программ ФГОС общего образования. Разработанная модель личностно-ориентированной образовательной логистики должна стать фундаментом образовательной программы гимназии.
Сл. 4 В качестве концептуальной идеи мы выдвигаем идею создания единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему урочно - внеурочной деятельности, которая будет обеспечивать эффективные условия развития самостоятельной, творческой, инициативной социально-активной, ответственной личности, формирования у обучающихся исследовательской и проектной компетенций как главных составляющих модели «инновационного человека», востребованного в инновационной России, что обозначено в проекте «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Цель гимназии: становление гимназии как культурно-образовательной организации, способной обеспечить каждому ребенку высокое качество образования, адекватное социальным и экономическим потребностям общества и его индивидуальным талантам, духовно-нравственное развитие и воспитание качеств инициативной, творческой личности в современной инфраструктуре и творческо-развивающей среде образовательного учреждения. Основные шаги педагогического коллектива гимназии по достижению данной цели зафиксированы в следующем комплексе задач сл. 6 программы развития:
1. Обеспечить качественный переход гимназии на введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на основе инновационных изменений в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения;
2. Отработать различные модели индивидуального образования талантливых учащихся на основе создания современного ИКТ - комплекса, использования инновационных технологий и организации методического сопровождения педагогов в вопросах по работе с талантливыми детьми.
3. Разработать систему необходимых условий, обеспечивающих преемственность поддержки и развития талантливых детей на различных стадиях обучения, в школьной, семейной и социальных средах, в дифференцированных учебных коллективах;
4. Обеспечить качественное повышение эффективности психологического, методического, социального, педагогического сопровождения активных форм развития талантливых учащихся (исследовательские, социальные, художественные проекты);
5. Разработать систему профессионального самоопределения учащихся, на основе формирования совокупности компетенций решения проблем, знания о нормах поведения, существующих правилах «социального лифта» для будущего выпускника школы;
6. Совершенствовать формы и методы системы духовно-нравственного развития и воспитания ребенка как будущего гражданина России во взаимодействии с семьей и социумом;
7. Повысить эффективность образовательной системы гимназии через развитие форм государственно-общественного управления и социального партнерства с образовательными, культурно-досуговыми и общественными организациями.
Особую роль в решении поставленных задач играет тандем администрации образовательного учреждения, педагогического коллектива в целом, обучающихся и их родителей.
Решение обозначенных в Программе развития задач предполагает следующие основные этапы деятельности (сл. 7 ) всех участников образовательного процесса гимназии на краткосрочный (один год) и долгосрочный (несколько лет) периоды. Мы представляем схему организационно-управленческого механизма решения поставленных задач:
Представленные этапы деятельности позволяют систематизировать, регулировать образовательные потоки. Каждый из этапов наполнен своим содержанием. Мы анализируем образовательную ситуацию в целом, уделяя особое внимание анализу реализации плана программы "Одаренные дети", диагностируем виды одаренности, используем психологические методики и выбор учеником направления деятельности и ее результативность. Прогнозируем ожидаемые результаты и условия их достижения. Важным на этапе проектирования, моделирования, сценирования для нас является выбор форм, методов, способов деятельности учителя и ученика, разработка модели личностно-ориентированной образовательной логистики, модели центра поддержки талантливых детей. Процесс организации и управления заключается в совершенствовании "Матрицы возможностей", слаженном функционировании ее составляющих, в реализации системы кураторства. На заключительном этапе проводится мониторинг результатов деятельности, формируется банк данных (сл.8). На представленном слайде вы видите один из фрагментов банка - количественное соотношение участников и победителей и призеров олимпиад, конкурсов, конференций различных уровней. Всего1282 победителя и призера из 4594 участников.
По итогам учебного года на базе Дзержинского драмтеатра традиционно в апреле или мае проходит церемония награждения отличившихся гимназистов и их наставников "Прометеев дар". (сл.9) Мы чествуем также отличников учебы, на каждой ступени обучения выбирается гимназист года.
Образование - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивидуума в это общество (социализация). Развитие личности человека, его творческих способностей - это развитие системы "человек - мир". В этом процессе личность выступает как активное творческое начало.
Поэтому в показателях востребованности разрабатываемой образовательной программы мы называем формы и методы социализации ребенка по решению задач его самоопределения в образовательном маршруте и самоорганизации деятельности; возможности выбора каждым обучающимся своей образовательной траектории в профильной школе, расширение спектра программ, содействующих проектированию образовательных перспектив; разработка и реализация программ дополнительного образования, привлекательных для обучающихся младшего, среднего и старшего возрастов.
Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у итальянского педагога Марии Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Данная формула может реализоваться через «Матрицу возможностей» (сл. 9) гимназии, которую мы определяем как совокупность мероприятий (организационных действий) участников образовательного процесса, направленных на создание единого образовательного пространства гимназии, на развитие талантливых детей: учебный план гимназического образования, функционирование в гимназии различных объединений дополнительного образования, предполагающих как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, вектор творчества, т.е. система различных олимпиад, конкурсов, конференций, мероприятий, воспитательная система гимназии, включающая и ученическое самоуправление.
В чем особенность учебного плана гимназии?
Гимназия реализует образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательной программы трёх ступеней обучения: на первой ступени (сл. 10) – со 2-го класса вводится углубленное изучение английского языка
На второй и третьей ступенях - билингвальное, поликультурное образование. На второй ступени (сл.11) продолжается углубленное изучение английского языка, начинается изучение второго иностранного языка (французскогоили немецкого языков по выбору родителей (законных представителей)
, На третьей ступени - реализация программы профильного уровня (гимназического), углубленного изучения английского языка, программ элективных курсов ( деловлой английский, зарубежная литература, культуроведение англоязычных стран),
Сл. 12 На III ступени обучения для обучающихся открываются возможности учебного плана для формирования индивидуального образовательного маршрута. Так обучающиеся 10-х классов формируют индивидуальный учебный план, выбирая различные сочетания базовых, профильных предметов и элективных курсов, учитывая нормативы учебного времени. На выбор учащихся предлагается 9 элективов, из них 3 по английскому языку (сл. 13): культуроведение англоязычных стран, деловой английский, зарубежная литература на английском языке,– обучающиеся формируют 5 часов на изучение элективных предметов. Такой подход расширяет возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составляют его индивидуальную образовательную траекторию.
Сл. 14 Непременным условием создания единого образовательного пространства для развития талантливых детей, особенностью «Матрицы возможностей» гимназии является интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования. Сл. 15 Дошкольное образование в гимназии представлено "Школой будущего первоклассника" (для детей 5-6 лет), в общеразвивающую программу которой включён курс «По ступенькам к английскому языку» , одной из задач данной программы является «формирование у дошкольников любознательности, произвольности, творческого самовыражения, познавательной активности, интереса к изучению английского языка
Сл. 18 Центр дополнительного образования «Прометей», осуществляет работу по 9 направлениям.
В 2015-2016 учебном году в центре 62 объединения: из 59 кружков 15(около 180 учащихся) ведут преподаватели иностранных языков Дополнительное образование гимназии отличается не только наличием большого количества объединений, но и определенной их систематизацией. В гимназии функционируют Научное общество учащихся, центр спорта и здоровья, СМИ-центр (школьные газета"Парус", радио - 38, сайт), Музыкальный театр.
Научное общество» «Эврика», например, реализует свои задачи через интеллектуальные кружки «Старт в науку» Занятия в этих объединениях позволяет учащимся гимназии вести научно- исследовательскую работу и представлять свои первые научные изыскания на научно-практических конференциях разного уровня : от школьного до всероссийского. Несколько лет подряд наши юные исследователи становились призёрами и победителями научной конференции, проводимой НГЛУ им. Доборолюбова, Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», Всероссийскоой конференции учащихся
« Шаги в науку , проводимой в рамках национальной образовательной программы « Творческий потенциал России»
для тех, кто выбрал Музыкальный театр, открываются возможности в вокальной и театральной студиях.
студийцы принимают активное участие и побеждают в конкурсах песни на английском, французском языках, проводимых в городе, области В рамках студии работает кружок «Bookworms», который каждый год завершает работу постановкой сказки на английском языке, ребята, занимающиеся в этом кружке приобретают навыки литературого перевода. Так, под руководством педагога Васильевой Ю.П. ими были переведены стихи для 3 сборников Дзержинской поэтессы Ларисы Васильевой. Это совместный проект гимназии и поэтического клуба им. Н. Рубцова. Ребята постарше занимаются переводом более серьёзных произведений. Вышли в свет два сборника переводов под названием « Gifts of Destiny»
..
ЦДО "Прометей"
*Интеллектуальные кружки *Научно-исследовательская, творческая лаборатория "Эврика" | *Газета "Парус" *Радио-38 *Сайт гимназии *Творческая мастерская | *Студия " Музыка и мы" *Театральная студия |
Сл. 19 Обогащение учебно-воспитательного процесса гимназии разветвленной системой дополнительного образования дает возможность ученику выбрать направление деятельности по интересам, (сл. 20) попробовать себя в той или иной области или в нескольких областях сразу, (сл. 21) самоорганизоваться и самореализоваться. Сл. 22 Не случайно здесь имеют место творческие мастерские , где нет тяготения к монологичности, где в своих правах «уравниваются» все способы познания мира: когнитивное, эмоционально-образное, интуитивное. (сл. 24)
В этом отношении трудно переоценить значение СМИ-центра. Постоянными рубриками газеты являются “ENGLISHMANIA” and В центре дополнительного образования рождаются социальные проекты и акции, наполняются новым содержанием традиционные мероприятия: (сл. 25) неделя английского языка, рождественское заседание клуба “ Albion”- своего рода КВН на английском языке между командами 9, 10, 11 классов. В этом году темой игры 35-летие выхода на экраны фильма «Назад в будущее» сл.26) гостей гимназии (сл.27) (театрализованные представления на русском и английском языках, мюзиклы, даже рок-оперы).
Сл. 28 Система дополнительного образования способствует организации и проведению различных внеклассных мероприятий, направленных на приобщение подрастающего поколения к универсальным ценностям, на формирование интеллигентного, культурного человека, способного творчески мыслить и свободно выражать свои мысли, отстаивать свою позицию, готового к поиску нестандартных решений конкретных проблем и вопросов бытия, к преобразовательной и культуросозидательной деятельности.
Для нас некой «универсальной» формой раскрепощения ребёнка, раскрытия возможностей его индивидуальности (сл. 29) стала STUDIA HUMANITATIS – Студиа Хуманитатис (гуманитарные занятия), прообразом которой явилась Флорентийская академия эпохи Возрождения.
Академия, общество многознания – по-разному называли собрания Студиа Хуманитатис, девизом которых был универсализм: постичь всякое знание, всякое творчество. Выходцы из разных социальных кругов создавали мировоззрение и стиль жизни свободного человека. Диспуты, потребность в постоянном общении, стремление к творческому самовыражению в различных областях искусства позволяли человеку реализовать себя полностью, возвыситься, а значит, как считали флорентийские гуманисты, достичь истинного благородства и достоинства.
Цель нашей студии – формирование свободной творческой личности, способной к созидательной и преобразовательной деятельности. Перефразируя надпись на вратах Телемской обители из романа Рабле, мы утверждаем принцип: «Твори, что хочешь!» - созидай!».
Сл. 30 Заседания студии проходят в виде дискуссий, дебатов, диспутов, встреч с интересными людьми и всегда носят неформальный, деятельностный и диалоговый характер. Вот темы некоторых заседаний: "Глобализация: за и против", , «Россия: восток или запад?», Учиться в России или заграницей» (сл. 31
Сл. 36 Позволяет раскрыться ребенку так называемый «Свободный микрофон» - это и обобщённое название средств массовой информации гимназии (школьный сайт, радио, газета «Парус»), позволяющих каждому гимназисту выразить собственную позицию по волнующей проблеме, по теме, заявленной для обсуждения, (сл.37) это и собственно микрофон, установленный в фойе гимназии, например, на неделе английского языка, дающий возможность одним быть услышанным, а другим - возможность согласиться или поспорить. Идея так же заимствована из эпохи Возрождения - времени, когда нормой жизни были беседы, споры и диспуты, темы которых вывешивались на улицах итальянских городов, а дух городов был пронизан образованностью и восторженным почтением к гуманитарному знанию. Сл. 38 В ближайших планах гимназии и обустройство в рекреационной зоне перед актовым залом т.н. гостиного дворика с диалоговым окном с условным названием «Есть мнение».
Сл. 39 Еще одну важную составляющую "Матрицы возможностей" гимназии мы называем вектор творчества. Сл. 40 Это ежегодная циклограмма олимпиад, конкурсов, конференций различных уровней: от школьного, например, школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, , научно-практическая до международного, например, участие старшеклассников в некоммерческой программе «Flex» по обмену лидерами будущего, где нашими партнерами являются Американские советы, или относительно новая для нас, но очень популярная в гимназии международная онлайн олимпиада по основам наук, уже принесшая гимназистам бронзовые и серебряные медали. На слайде представлен фрагмент вектора творчества - Участие обучающихся гимназии в конкурсах, викторинах, играх и др. на школьном, муниципальном, региональном (сл. 41) всероссийском и международном уровнях. Полный вектор творчества представлен на стенде "Дополнительное образование" на 2 этаже гимназии. Остановлюсь на некоторых школьных и городских мероприятиях «Вектора творчества».
Сл. 42 На протяжении ряда лет в гимназии в январе проходит Школьная научно-практическая конференция - стартовая площадка для городской, областной и всероссийской научно-практических конференций. Сл. 43 Она является логическим завершением, определенным подведением итогов работы Научного общества учащихся, (сл.44) неким творческим продуктом. Членами жюри конференции являются не только педагоги гимназии, но и старшеклассники, выпускники гимназии, родители и наши социальные партнеры.
.
Сл. 50 Система дополнительного образования и Вектор творчества предоставляют гимназистам широкий спектр возможностей попробовать себя в различных областях знания, проявить и совершенствовать свои способности, а педагогу-наставнику - выявить интерес и определенные способности ребенка.
Сл 51 Система дополнительного образования и вектор творчества регулируются следующей системой принципов:
Добровольности – добровольный характер участия, заинтересованность в выбранном направлении;
Сотрудничества – взаимодействие, коллективное обсуждение, четкое определение функций и ответственности, выраженное в конкретике дел, сроков их реализации;
Творчества – инициативность, поиск новых путей деятельности, нестандартные подходы к проблеме;
Научности – глубокое изучение теоретических основ по направлению работы, анализ и прогнозирование результатов.
Сл. 52 Большое поле деятельности для развития талантливых детей предоставляет воспитательная система гимназии, поэтому ее мы рассматриваем как одну из составных частей «Матрицы возможностей». Выбрав курс на вхождение в единое мировое образовательное пространство, на обеспечение социальной мобильности граждан, Россия неизбежно должна развивать диалог культур и традиций, обычаев и ментальностей. Изучение живого языка как средства общения невозможно без одновременного изучения культуры того народа, который говорит на этом языке. Такая взаимосвязь и взаимообусловленность культуры и языка побудила нас уделить более пристальное внимание проблеме поликультурного воспитания детей в процессе билингвального образования. Отсюда и выбор темы воспитательной системы гимназии «На пути к культуре Мира».
Сл. 53
Поликультурное воспитание стало приоритетным системообразующим фактором воспитательной системы, а главными системообразующими видами деятельности являются: интеллектуальная, научно-познавательная и творческая деятельности.
Сл. 54 Содержание поликультурного воспитания в гимназии систематизировано в несколько блоков в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, по ступеням роста.
Блочная структура системы поликультурного воспитания направлена на развитие способности образного восприятия. Содержание каждого блока представлено по классам, что определяет личностно-ориентированный, дифференцированный подход к их реализации.
Направления деятельности (блоки)
Блоки | Тема | Классы | Направление |
I | «С чего начинается Родина» | 1-2 | «Родники» |
3-4 | «Мой край» | ||
II | «Небо общее для всех» | 5-6 | «Россия - Родина моя» |
7-8 | «Вокруг тебя Мир» | ||
III | «Я - гражданин Мира» | 9-11 | «Это высокое звание – Человек» |
Работа по данным направлениям На основании воспитательной системы гимназии педагоги разрабатывают авторские программы воспитательной работы класса. (Подробнее в мастерской).
Сл. 55 Важная роль в обеспечении позитивной социализации каждого учащегося, в развитии организаторских способностей, навыков лидерского поведения, коллективной и руководящей деятельности отводится действующей в гимназии административно-игровой модели ученического самоуправления, представляющей собой демократическую республику "Звездная", у которой есть свой герб, флаг, гимн, в которой функционируют республиканские города-классы со своими названиями и символикой. Модель ученического самоуправления предполагает функционирование республиканских и городских служб по различным направлениям.
Сл. 56 Ключевыми в формировании единого образовательного пространства гимназии, в «Матрице возможностей» являются субъект-субъектные отношения в образовательном процессе, "организация такого взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя" (Громыко Н.В.); учебное занятие мы рассматриваем как со-бытийную деятельность учителя и ученика. Руководствуясь технологией сценирования в инновационном образовании, сущностная характеристика которой представлена в информационом бюллетене кафедры педагогики и андрагогики, мы делаем акцент не на способах передачи информации и формирования умений и навыков, а на работе со способностями обучающихся, под которыми "понимается возникновение у школьников собственных средств и способов работы на основе присвоения способов деятельности, заданных как нормы в культуре." (Кейс-папка, с.10)
Сл. 57 В общем виде способы организации образовательного процесса в гимназии можно представить в следующем виде:
Принципы применения образовательных технологий | |||
10-11 классы | Личностно-ориентированные технологии, системно-деятельностный подход. Учебное занятие как событийная деятельность учителя и ученика | Модульные технологии, проблемное обучение, учебное исследование, допрофессиональные пробы, технология саморазвития | Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Диалог культур Интегрированное содержание в учебных дисциплинах Технология проектного обучения |
8-9 классы | Уровневая дифференциация, развитие критического мышления, технология мастерских | ||
5-7 классы | КСО, учебное сотрудничество, тренинги | ||
1-4 классы | Игровые технологии,технологии развивающего обучения | ||
Предшкола (дети 4-6 лет) | Игровые технологии |
Принципы применения образовательных технологий отвечают ступеням роста ученика. Ключевыми для всей вертикали являются системно-деятельностный подход, личностно-ориентированные технологии, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, диалог культур, интегрированное содержание в учебных дисциплинах, технология проектного обучения.
Сл. 58 Методической основой образовательной деятельности, предусмотренной "Матрицей возможностей, выступает комплекс методов педагогической поддержки развития творческих способностей школьников, включающий:
- Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых ребенок и педагог получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату
- наблюдение;
- коллективный анализ деятельности, размышления;
- рефлексия – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- сравнительные характеристики;
- тестирование и анкетирование и др.
- Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод «мозгового штурма»;
- метод «сократовской беседы» - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод мыследеятельности – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
- метод деловой игры;
- метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок, формирование креативной Я-концепции школьника в аспекте его самосознания и самоотношения, свободного самовыражения и продуктивной самореализации с позиций одаренности и др.
- Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод творческого выполнения задач;
- метод игры – творческое действие в воображаемых обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества и др.
- Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод создания ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, тренинг по этикету и т.д.);
- метод творческого поиска.
Сл. 59 "Матрица возможностей" - это гибкая, адаптивная система, положительно реагирующая на инновационные изменения, отраженные в следующих новациях:
1) в принципах обучения: - модульность, обучение до «желаемого результата», индивидуализация, обучение как исследование;
2) в формах и методах обучения: активные методы; дистанционное обучение; метод проектов;
3) в средствах обучения: электронные образовательные ресурсы; в том числе электронный учебник.
Деятельность образовательных учреждений в режиме инновационного развития имеет на сегодняшний момент две составляющие. Первая – проектирование, вторая – институциональное моделирование. Развитие проектной деятельности в образовательных учреждениях идет от инноваций в области содержания образования к инновациям социального характера вплоть до создания новых типов образовательных институтов. В качестве такого образовательного института в концептуальном проекте программы развития гимназии выступает инновационный ресурсный центр поддержки талантливых детей, (сл. 60) модель личностно-ориентированной логистики
Я-концепция формируется, реализуется через "Матрицу возможностей", которая призвана помочь ребенку подниматься по ступеням роста, самореализовываться, самоопределяться, через формирование индивидуального творческого маршрута, индивидуального учебного плана, которые являются ключевой составляющей портфолио ученика.
В данной модели попечительский совет способствует решению организационно-технических вопросов.
Социальные партнеры, помимо организационно-технической, оказывают информационно-методическую поддержку. Социальными партнерами гимназии являются МОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения» г.Дзержинска, Центр Молодежных инициатив, Центр художественных ремесел, Дворец детского творчества, Эколого - биологический центр, Станция юных техников г.Дзержинска, Дзержинский театр кукол, Дзержинский драматический театр, Нижегородская филармония, Нижегородский планетарий, Поволжский центр аэрокосмического образования, политех, НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, НИУ ВШЭ Нижнего Новгорода, Московский физико-технический институт, Институт продуктивного обучения Российской Академии Образования Центр дополнительного образования «Одаренный школьник» г. Киров, Автономная некоммерческая организация «Дом Учителя Уральского федерального округа», Россия, г. Екатеринбург, Общероссийская Малая академия наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО», Общероссийская общественная организация НС и "Интеграция", «Oxford University Press», Американские советы.
Сл. 61 Координационный совет представляет следующую структуру:
Он осуществляет информационно-методическую и диагностическую поддержку функционирования модели ЛООЛ.
Сл. 60 Институт кураторства, куда входят не только педагоги-кураторы и психологи, но и родители, возможно, старшеклассники-кураторы, призван обеспечивать информационно-методическую поддержку и психолого-педагогическое сопровождение ребенка по индивидуальному творческому маршруту, то есть помощь каждому ученику в совершенствовании индивидуальных способностей.
Выстраивая в гимназии целостную систему, обеспечивающую оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности обучающегося, мы создаем институт кураторства, (сл. 62) , ориентируясь на ступени роста, развития ученика: на задачи, поставленные для каждой ступени образования, "Я-концепцию" личности, имеющийся у ученика опыт познания - и определяем уровень психолого-педагогической поддержки.
На 1 ступени (1-3 классы) формируется "Хочу" и "Могу" ребенка, мы создаем единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности, диагностируем уровни сформированности понятийного аппарата и речевых процессов ученика как основы учебной деятельности. Здесь важны адаптация и мотивация ученика.
На 2 ступени (4-6 классы) происходит более активное включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую). "Могу" несколько конкретизируется, звучит более осознанно, "Хочу" отражает активное участие, но спонтанный поиск. Процесс адаптации и мотивации продолжается.
На 3 ступени (7-8 классы) начинается складываться система потребностей и мотивов, развиваются способности к стратегической деятельности. На этом этапе необходимо психологическое сопровождение формирования индивидуального творческого маршрута. Система кураторства, которая определенным образом складывается уже на первом этапе, необходима для профориентации и самоорганизации каждого ребенка.
На 4 ступени (9-11 классы) происходит профессиональное самоопределение, реализация возможностей ("достиг"), критичность, ставятся "новые планки" ("хочу достичь"). В идеале образовательная деятельность строится по индивидуальному учебному плану, по индивидуальному творческому маршруту. Большая роль здесь отводится самоорганизации, а роль куратора - "помочь ученику сделать все самому".
Ступени роста, развития ученика
Классы | Задачи | Психолого-пед. поддержка | "Я - концепция" |
9-11 кл. | Оформление и определение индивидуальных, социальных перспектив, самоопределение. Специализированная подготовка (профильное обучение), ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. | Образовательная деятельность по индивидуальному учебному плану, по индивидуальному творческому маршруту. Система кураторства. Самоорганизация. | "Могу", "знаю", "умею", "достиг". Реализация возможностей, профессиональное самоопределение, критичность. "Хочу достичь" |
7-8 кл. | Формирование инструментально-значимого комплекса, становление индивидуального стиля общения; дифференциация по уровням учебных возможностей, формирование целостного представления о мире; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, жизненного и профессионального пути. | Психологическое сопровождение формирования индивидуального творческого маршрута. Система кураторства. Тренинг, собеседование. Профориентация. | "Могу", "Хочу достичь". Система потребностей и мотивов. Развитие способности к стратегической деятельности. |
4-6 кл. | Включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую). Адаптация, мотивация. | "Хочу" (познавательный интерес) "Могу" (приобретенные навыки) Активное участие - спонтанный поиск. | |
1-3 кл. | Формирование базовой способности – умения учиться и выработка индивидуального стиля учебной деятельности; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-позитивного ценностного отношения к себе и окружающему миру; освоение опыта осуществления разнообразных видов деятельности, формирование универсальных учебных действий; поддержка индивидуальности ребенка. | Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности. Адаптация, мотивация. Диагностика уровня сформированности понятийного аппарата и речевых процессов ученика как основы учебной деятельности. | "Могу" (приобретенные навыки) "Хочу" (познавательный интерес) |
Я - личность |
Содержание инновационных изменений образовательной деятельности гимназии характеризуется как совокупность различных образовательных программ, выбор которых определяется образовательными задачами школьников, предоставляет возможность школьнику сформировать собственный индивидуальный творческий маршрут и, в дельнейшем, собственную образовательную программу.
Основу разрабатываемой образовательной программы составляет детско-взрослое проектирование индивидуальных творческих маршрутов, которые способствуют здоровьесбережению школьников, развивают самостоятельность мышления, индивидуальность, творчество учеников и помогают избежать дисбаланса в личностном развитии.
Сл. 63 ИТМ может быть краткосрочным (на один учебный год) и долгосрочным (на несколько лет). Вы видите разделы ИТМ. Алгоритм составления маршрута будет представлен в мастерской.
Разделы индивидуального творческого маршрута:
Индивидуальный творческий маршрут является составляющим портфолио обучающегося и может реализовываться через "Матрицу возможностей" гимназии.
Образовательная программа гимназии, проектируемая на основе индивидуальных творческих маршрутов, индивидуальных учебных планов, способствует установлению равного доступа к полноценному образованию обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, а также расширяет возможности социализации учащихся.
Сл. 64 Эффективность реализации поставленных нами задач "Матрицы возможностей" определяется следующими показателями:
- Организационно-управленческий эффект, определяемый наличием единой системы поддержки талантливых детей.
- Содержательно - деятельностный эффект, выражающийся в стабильно достаточной и положительной динамике участников, победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различных уровней.
- Образовательный эффект, связанный с использованием вариативных форм самореализации школьников в урочной и внеурочной деятельности, адаптирование к возможностям и способностям каждого ребенка.
- Социальный эффект, проявляемый удовлетворении социального заказа учащихся, родителей, социальных партнеров гимназии, в создании ресурсной базы для реализации экспериментальной и инновационной деятельности по поддержке талантливых детей на уровне города.
Сл. 65 Процесс развития - процесс бесконечный. И не важно, речь идет об отдельной личности или о коллективе, о некой системе или программе.
"Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось". Толстой Л. Н.
Процесс развития - процесс трудоемкий, требующий от каждого, тем более от того, кто в ответе за другого, больших энергозатрат. Но дорогу осилит идущий и желающий это сделать.
"У меня нет особого таланта. Я просто любознателен". Альберт Эйнштейн.
В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Педагогический коллектив Гимназии стремиться к тому, чтобы мир после уроков – стал миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
формирование особых траекторий развития обучающихся; информационную поддержку образовательных потребностей обучающихся; культивирование форм самостоятельного, деятельностного обучения. Система поддержки талантливых детей обеспечивает
Концептуальная идея- Цель проекта- становление гимназии как культурно-образовательной организации, способной обеспечить каждому ребенку высокое качество образования, адекватное социальным и экономическим потребностям общества и его индивидуальным талантам. создание единого образовательного пространства, представляющего собой целостную систему урочно - внеурочной деятельности, обеспечивающей эффективные условия развития самостоятельной, творческой, инициативной социально-активной, ответственной личности, формирования у обучающихся исследовательской и проектной компетенций
Задачи программы развития 1.Обеспечить качественный переход гимназии на введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; 2. Отработать различные модели индивидуального образования талантливых учащихся; 3. Разработать систему необходимых условий, обеспечивающих преемственность поддержки и развития талантливых детей на различных стадиях обучения, средах, в дифференцированных учебных коллективах; 4. Обеспечить качественное повышение эффективности психологического, методического, социального, педагогического сопровождения активных форм развития талантливых учащихся ; 5. Разработать систему профессионального самоопределения учащихся; 6. Совершенствовать формы и методы системы духовно-нравственного развития и воспитания ребенка как будущего гражданина России во взаимодействии с семьей и социумом; 7. Повысить эффективность образовательной системы гимназии через развитие форм государственно-общественного управления и социального партнерства .
Организационно-управленческий механизм Выявление и оценка результатов деятельности, эффективности взаимодействия, постановка новых целей Банк данных Церемония награждения "Прометеев дар" Проектирование, моделирование, сценирование Направления и уровни одаренности обучающихся Уровень готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности Самодиагностика Формулирование ожидаемого результата и условий его достижения Способы, формы, методы событийной деятельности, направленных на достижение цели, при необходимости их корректировка Модель центра поддержки талантливых детей Мотивация деятельности участников образовательного процесса Повышение квалификации педагогических кадров Совершенствование «Матрицы возможностей» Система кураторства Совершенствование материально-технической базы Э Т А П Ы Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И Мониторинг, анализ Диагностика Прогноз Организация, управление Мониторинг, анализ, рефлексия Материально-техническая база гимназии Психолого-педагогический ресурс гимназии Качество обученности Реализация плана гимназии «Одаренные дети»
«Матрица возможностей» гимназии
Элективные предметы на III ступени обучения (2012-2013 учебный год)
Студиа Хуманитатис «Твори, что хочешь!» - созидай!» Платоновская академия
3. Участие обучающихся гимназии в конкурсах, викторинах, играх и др. уровень/название возраст/класс срок проведения координаты организации школьный уровень Интеллектуальный марафон "Что? Где? Когда?" 8-11 классы сентябрь 2012 -март 2013 http://school38dz52.ru/ муниципальный уровень 1. Городской фестиваль «Мир IT» 8-11 классы март 2013 http://www.soido.ru/ 2. 6-й городской фестиваль французской песни 8-11 классы март 2013 http://www.soido.ru/ 3. Городской конкурс творческих работ "П.А.Столыпин-человек, государственный деятель, реформатор" 8-11 классы октябрь-ноябрь 2012 http://www.soido.ru/ 4. Городской конкурс эссе "Ратный подвиг нижегородцев" 7-11 классы октябрь 2012 Эколого-биологический центр (ЭкБЦ) www.ekbc.1my.ru 5. Городской конкурс "Физический калейдоскоп" 8 классы март 2013 http://www.soido.ru/ региональный уровень 1. Лингвистический конкурс OXFORD “My social Network” 6-9 классы апрель 2013 2. Региональный фетиваль школьных сочинений "Быть человеком" 8-11 классы сентябрь-март 2013 e-mail:krdedezsno@sinn.ru 2. Областной интеллектуальный естественно -научный конкурс-игра "Знатоки+" 5-11 классы апрель 2013 http://planetarium-nn.ru/categories/challenges/ 4. Участие обучающихся гимназии в творческих конкурсах «Вектор творчества»
Гуманитарная олимпиада «Вектор творчества» О мы Задание «Если бы я вел дневник…» От имени одного из воспитанников Царскосельского Лицея заполните страничку личного дневника от 18 марта 1814 года (день недели - среда) . Где, когда и какие события, взволновавшие лицеиста, могли происходить в этот день? Какие уроки и занятия имели место быть? С кем мог общаться воспитанник? Не забудьте зафиксировать мысли, впечатления, ощущения (звуки, запахи) и эмоции юного питомца Лицея.
Воспитательная система гимназии О мы «На пути к культуре мира» Поликультурное воспитание
«На пути к культуре мира» Воспитание во внеурочной деятельности Воспитание в процессе обучения Воспитание во взаимодействии с социумом Основные направления деятельности. Ценностно-ориентировочная деятельность Научно-познавательная деятельность Художественно-эстетическая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Трудовая и экологическая деятельность Культурно-досуговая деятельность Мероприятия классов-городов Общешкольные мероприятия Мероприятия социума Реализуемые программы Здоровье Прометей Каникулы «Данко» «Патриот» «Радуга» Д/Р «Звездная» Д/О «Данко» Центр ДО «Прометей»
Ученическая конференция Президент Председатель правительства Заместитель председателя Центр спорта и здоровья Служба труда и экологии Служба культуры Служба образования Пресс - центр Социологическая служба Общее собрание класса-города Ученический Совет ЦДО «Прометей» Д/О «Данко» Председатель Совета – мэр города Городские службы и центры Служба добрых дел Ученики класса - Горожане Структура ученического самоуправления
Ступени роста Технологии 10-11 Системно-деятельностный подход Учебное занятие как событийная деятельность учителя и ученика Модульные технологии, проблемное обучение, учебное исследование, допрофессиональные пробы, технология саморазвития Личностно-ориентированные технологии Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Диалог культур Интегрированное содержание в учебных дисциплинах Технология проектного обучения 8-9 Уровневая дифференциация, развитие критического мышления, технология мастерских 5-7 КСО, учебное сотрудничество, тренинги 1-4 Игровые технологии, технологии развивающего обучения Предшкола ( дети 4-6 л.) Игровые технологии Принципы применения образовательных технологий
Методы педагогической поддержки
«Хочу» «Могу» Формирование базовой способности умения учиться и выработка индивидуального стиля учебной деятельности 9-11 классы 7-8 классы 4-6 классы 1-3 классы Ступени роста, развития «Могу» (приобретенные навыки) «Хочу» (познавательный интерес) Формирование инструментально-значимого комплекса , становление индивидуального стиля общения, приобретение опыта разнообразной деятельности, подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории «Хочу достичь» «Могу» «Хочу достичь» «Могу», «знаю», умею», «достиг» Формирование и определение индивидуальных , социальных перспектив, самоопределение Я личность
Мониторинг, рефлексия Организация Проектирование Диагностика, анализ Разделы индивидуального творческого маршрута
Показатели эффективности реализации поставленных задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс-метод как средство развития талантливых детей.
В условиях модернизации образования на первое место выходят такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессион...
Роль семьи и школы в развитии талантливых детей.
Одной из стратегических задач, стоящих перед нашим государством, является модернизация и инновационное развитие, позволяющее России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жи...
«Роль музыкального воспитания в развитии талантливых детей»
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития духовности и культуры.Культуре, духовности нельзя научить, ...
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...
Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"
Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...
Развитие талантливых детей в условиях программы ПДО
Развитие талантливых детей в условиях программы ПДО...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Олеся Горлова
Очень доступный и познавательный материал!