Кейс-метод как средство развития талантливых детей.
статья по истории на тему

Стиховнина Ирина Владимировна

В условиях модернизации образования на первое место выходят такие  качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Большая роль сегодня отводится самостоятельной деятельности обучающихся, что становится возможным при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, технологии кейс-метода позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а обучающимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Кейс-метод - это не просто методическое нововведение. Распространение метода напрямую связано с изменением  современной ситуации в образовании.

Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Важно, что данный метод формирует интерес, позитивную мотивацию к учебе, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход в процессе обучения школьников.

Практика показывает, что изложение нового материала в проблемном ключе, повышает уровень активности обучающихся. Например, ученикам при изучении темы «Инфляция. Последствия инфляции» при постановке проблемы “Кто выигрывает, а кто проигрывает во время инфляции?” предоставляется возможность высказать собственную точку зрения, обосновать ее, доказать на реальных примерах, учитывая события, происходящие в реальной жизни.

При изучении темы «Экономический рост» ребята анализируют статистические данные ВВП России и других стран, проводят анализ факторов, влияющих на экономический рост. ( Примеры кейсов в приложении)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_konferencii.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-метод как средство развития талантливых детей.

Стиховнина И.В. , учитель истории и обществознания  МБОУ «Гимназия № 38»

г. Дзержинска, Нижегородской области

В условиях модернизации образования на первое место выходят такие  качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Одна из задач современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Решение данной задачи не требует от педагога формальной передачи знаний, а предполагает использование в образовательном процессе новых форм общения, инновационных педагогических технологий.

Большая роль сегодня отводится самостоятельной деятельности обучающихся, что становится возможным при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, технологии кейс-метода позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а обучающимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Кейс-метод - это не просто методическое нововведение. Распространение метода напрямую связано с изменением  современной ситуации в образовании.

Новизна (инновационость) представляемого педагогического опыта состоит в том, что метод кейсов адаптируется к школьному предмету. Активно применяя данный метод  в преподавании обществознании, истории и экономики, мы однозначно делаем вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность  получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.

Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Важно, что данный метод формирует интерес, позитивную мотивацию к учебе, и, в конечном итоге, формирует компетентностный подход в процессе обучения школьников.

Кейс-метод развивает следующие навыки:

Навыки

Пример

аналитические навыки

умение отличать данные от информации, классифицировать и выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, мыслить четко и логично

практические навыки

решение проблем представленных в кейсе через реальные ситуации, способствует формированию навыка практического применения теоретических знаний

творческие навыки

генерация альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем

коммуникативные навыки

умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать  наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет

социальные навыки

оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя

самоанализ, рефлексия

осознание  и анализ мнения других и своего собственного

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование: использованию этого метода в обучении предшествует разработка учителем конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной ситуации. Это может быть констатация каких-либо событий, описание какого-то конфликта или проблемы, эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия - моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией  происходит  «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?»

Эти вопросы способствуют выработке у учащегося способности по-новому смотреть на мир: на конкретную работу, организацию, собственную деятельность и взгляды. Оно ориентировано на будущее, направлено на переоценку своей деятельности, выработку новых подходов: «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?»

Практика показывает, что изложение нового материала в проблемном ключе, повышает уровень активности обучающихся. Например, ученикам при изучении темы «Инфляция. Последствия инфляции» при постановке проблемы “Кто выигрывает, а кто проигрывает во время инфляции?” предоставляется возможность высказать собственную точку зрения, обосновать ее, доказать на реальных примерах, учитывая события, происходящие в реальной жизни.

При изучении темы «Экономический рост» ребята анализируют статистические данные ВВП России и других стран, проводят анализ факторов, влияющих на экономический рост. ( Примеры кейсов в приложении)

Использование кейс-метода не ограничивается только обучением, очень активно кейс-метод используется как исследовательская методика.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, меняется роль учителя. В начале урока ученик в свободной дискуссии формулируют проблему (проблемы), вытекающие из формулирования темы урока. Данное начало урока предполагает свободную дискуссию и нацеливает класс на самостоятельную деятельность, на активную позицию. Итогом урока будет индивидуальная или групповая творческая работа, предполагающая анализ кейса. Учитель становится  консультантом, помощником, наблюдателем, источником информации, координатором, организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.  Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Кейс 1.  Как инфляция наносит удар по благосостоянию людей?

Проанализировать статистические данные   экономической ситуации, что произошло с благосостоянием населения, если известны следующие статистические данные.

Таблица № 1 Данные по ценам и объемам потребления.

Товар

Январь 2009 г.

Январь 2010

Р, руб

Q, шт

Р, руб

Q, шт

Хлеб

14,00

14

16,5

15

Сахар

26,00

2

32,50

1

Проезд м/т

10,00

27

11,00

25

Молоко

31,00

6

34,00

4

Таблица № 2 Данные по темпам инфляции и банковским процентам

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп инфляции

6%

10,5%

9,5%

Банковский процент по депозитам

6%

7,5%

4,5%

Банковский процент по кредитам

17,5%

18%

19%

Средняя заработная плата, руб

12880

15480

14250

Вопросы и задания:

1.Найти статистические данные: темп инфляции, банковский процент (Сбербанка России), средняя заработная плата  (использовать  сайт «Федеральная служба государственной статистики», сайт Сбербанка России).

2. Рассчитать показатели: дефлятор, ИПЦ. В каких случаях для анализа используют дефлятор, а в каких ИПЦ?

3.Рассчитать темп инфляции по годам и средний темп инфляции за 5 лет.

4.Как изменится реальный процент по кредитам и депозитам во время инфляции.

5.Рассчитать реальную заработную плату работников производственной сферы

6.Кто выигрывает,  и кто проигрывает  во время инфляции?

7.Выявить последствия инфляции для населения

8.Построить графики темпа инфляции, номинальной и реальной заработной платы по годам  (используя мастер диаграмм).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Кейс 2. Экономическое Развитие России. Факторы экономического роста

 

  1. Что можно сказать о темпах экономического роста России за последние пять лет.
  2. От чего зависит экономический рост (используя теоретический материал)
  3. Провести сравнительный анализ роста ВВП и изменение цены на нефть.
  4. Сделать вывод о характере экономики России.
  5. Какие отрицательные стороны в развитии экономики России вы можете назвать.
  6. Какие пути вы можете предложить для решения выявленных проблем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Кейс 3. Правление царя Алексея Михайловича. 6 класс

Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку.

Известный историк С. Ф. Платонов писал об Алексее Михайловиче: «Он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы… каждый афоризм продуман, из каждой фразы глядит живая мысль». (Исторический сборник под редакцией В.В. Каллаша с. 103-132.)

Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».

 Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.

Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.

  1. Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек? Справедливо ли его считали «тишайшим»?
  2. Как царь относится к окружающим его людям?
  3. Сравните систему государственного управления Руси при Алексее
    Михайловиче и в XV - XVI веках? Что изменилось за два века? Какая политическая система утвердилась при царе Алексее? Не противоречит ли «тихость» царя явному усилению самодержавия в период его правлении?
  4. Какими методами управлялась страна? Как обеспечивалось в государстве соблюдение законов? Определите проблему и дальнейшее развитие государства.

Кейс 4. Правление царя Алексея Михайловича. 10 класс.

Основополагающим трудом, посвященным правлению Алексея Михайловича, является исследование С.М. Соловьева «История с древнейших времен». Почти три тома (10-12 и одна глава 13 тома) этой работы занимает период царствования Тишайшего. Он очень полно освещает бурные события того периода - бунты, восстание Стеньки Разина, войну с Польшей, но как нами было сказано выше, практически не привлекает в свой труд переписку царя.

Труд В.О. Ключевского добавляет образ царя интересными психологическими характеристиками, говоря, что именно в нем воплотилось соединение «власти и кротости». Ключевский отмечает его литературность (на основе посланий к Никону и «Повести о преставлении…»), но сравнивает талант Тишайшего с Иваном Грозным и считает, что «Нет тех смелых и бойких оборотов мысли, ни той иронии».  Но в целом вполне позитивно оценивает Алексея Михайловича.

Другой историк XIX в., Н.И. Костомаров, считает правление Алексея Михайловича  временем упущенных возможностей, как во внутренней, так и во внешней политики. Описывает сюжеты семейной, частной жизни царя. Это позволяет понять особенности его человеческой натуры. Из переписки употребляет одно письмо, а все исследование ведет на записках современников и иностранцев.

Исследователь начала XX века, С.Ф. Платонов проводит всеобщую характеристику всего XVII века и в частности эпохи Алексея Михайловича. Его работу отличает «глубина и легкость слога, позволяющие доступно говорить о серьезных вопросах русской истории». Он уже намного больше отмечает значение литературного наследия оставленного Алексеем Михайловичем, на его основе дает характеристику личности Тишайшего, говорит о «живости и впечатлительности царя».

А.А. Преображенский посвящает свою работу оценки значимости политической деятельности царя, его внутренней и внешней политики. И как его дореволюционные предшественники говорит о том, что Тишайший был прямым предшественником своего сына: «В делах царя Алексея можно усмотреть гораздо большую личную активность и узнаваемые черты его знаменитого сына». Использует письма Тишайшего как дополнение к его политическому портрету.

А.В. Гусев, попытался своей статьей утвердить мнение о том, что «активный диалог с иностранной культурой» возник еще до Петра, а именно в царствование Алексея Михайловича, тем самым подчеркивая неподдельный интерес царя к западным веяниям. Изучает переписку и старается найти в ней любые соприкосновения с Западом.

Следует отметить, что большинство исследователей рассматривали в основном время правления Алексея Михайловича, уделяя своё внимание политическим событиям и фактам, работ, которые рассматривали Тишайшего как незаурядную личность с особым мировоззрением - достаточно мало.

  1. Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек? Справедливо ли его считали «тишайшим»?
  2. Как царь относится к окружающим его людям?
  3. Мнение, какого историка Вы считаете наиболее точным, на каких исторических фактах Вы основываете свое мнение

Литература

  1. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. 
  2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  3. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. - 2005.-  N5-6.- С.65-90.
  4. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.-  1997.-   № 10-11.- С. 177-189.
  5. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.-    2004.- №1.
  6. Рейнгольд,  Л.В. За пределами CASE — технологий // Компьютера.-  , 2000. - №13-15.
  7. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  8. http://www.casemethod.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и школы в развитии талантливых детей.

Одной из стратегических задач, стоящих перед нашим государством, является модернизация и инновационное развитие, позволяющее России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жи...

Организация городской «Школы исследователя», как средство поддержки талантливых детей (система работы)

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школы» говорится, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, у...

«Роль музыкального воспитания в развитии талантливых детей»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития духовности  и культуры.Культуре, духовности нельзя научить, ...

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...

Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и подростков

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним ...

Методическая работа на тему: "Проектно -исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания, во внеурочное время_важнейшее условие развития талантливых детей"

Методическая работаНА ТЕМУ:«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ»...