Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ
статья по английскому языку по теме
компьютерные программы- праобраз электронных учебнико
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_shaytan_03.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная концепция школьного образования заключается в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие ключевых компетенций. В составе языковой компетенции, формируемой у младших школьниках на уроках английского языка, можно условно выделить лексическую компетенцию, включающую два аспекта:
-первый - связанный с правильным употреблением слова в соответствии с выражаемым понятием (включая семантически точное использование синонимов, антонимов, паронимов) и возможностями лексической сочетаемости
-второй - связанный с умением найти, объяснить и исправить лексическую ошибку.
Наиболее эффективными средствами формирования лексической компетенции младшего школьника через применение ИКТ являются: использование мультимедийных презентаций и компьютерных обучающих программ.
Мультимедийный урок — это тот же урок, но более оснащенный. Одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе и в часности при обучении лексике младших школьников, является компьютерная презентация. Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются:
- наглядность для младших школьников
- тезисность для учителя
Одной из наиболее эффективных форм работы с ИКТ для меня является презентации в Power Point. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания лексического материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно, лучшему усвоению материала.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие предметные и ситуативные картинки для работы с лексическим материалом, краткий текст, схемы, рисунки, анимации.(слайд)
Для закрепления и контроля знаний я использую :
Презентацию-тренажер «Гномик, где твой домик?», которая cтанет хорошим помощником при повторении и закреплении новой лексики по теме «Части тела». Урок 66-67 УМК «EnjoyEnglish – 3». (Слайд)
Презентация-тренажер « Леопольд на рыбалке» возможно использовать при изучении темы « Животные», « Глаголы движения».(слайд)
Презентация-тренажер « Голодная лягушка»- поможет вам при повторение и закрепление лексики, изученной в 1 четверти 4-го класса.(слайд)
Компьютерные программы (праобраз электронных учебников).Большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для школьника начальных классов является ведущей. Это игровые программы дидактического ( «закрытого») типа в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Все программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду. Большинство упражнений носят консолидирующий характер: объединяют развитие языковых компетенций (графику, орфографию, фонетику, лексику, грамматику) с речевыми умениями (слушанием, чтением, говорением, письмом). (слайд)
Я очень люблю компьютерные обучающие программы, т.к. они помогают нам замотивировать ребёнка к изучению английского языка и дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь на слух, правильно и красиво читать и говорить на английском, а также запомнить нужные английские слова – и всё это в игровой форме! Кроме того синхронное воздействие на слух и зрение младшего школьника повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.
Ни для кого не секрет, что существует активный и пассивный словарный запас, так моя первоочередная задача, как учителя иностранного языка, ознакомить младших школьников с иноязычной лексикой и перевести эти лексические единицы из пассивного словарного запаса в активный. Поэтому вводить новые слова, словосочетания и клише приходится на каждом уроке. Чтобы расширить активный словарный запас мне приходится решать следующие задачи:
- обеспечение правильности и точности распознания школьниками образца слова и установление связей между образцом и значением ( рецептивный аспект)
- правильная локализация слова в памяти ребёнка на основе привлечения других слов.
- правильное и разнообразное комбинирование лексических единиц . ( продуктивный аспект)
В этом мне помогают следующие образовательные программы Английский для детей «Дома и во дворе», « Английский с Винни Пухом», "Triple play plus in English” "Профессор Хиггинс" и многие другие.
Приведём примеры компьютерных упражнений направленных на отработку различных аспектов слова и рассмотрим их специфику.
Компьютерная программа «Английский с Винни Пухом» рекомендовано использовать на начальном этапе знакомства с английским языком.
- проводим отработку и закрепление алфавита;
- работа над звуками;
- распознавание значения слова на основе его звукового и графического образца;
- подбор и рифмование слов, что позволяет существенно расширить словарный запас;
- упражнения на отработку графической формы слова (на экран выведены слова с пропусками и ребёнку необходимо выбрать из разнообразия предлагаемых букв правильную и заполнить эти пропуски)
При работе над темой продукты питания я использую образовательную программу "Triple play plus in English". Ознакомление с лексикой построено на основе рецептивного аспекта – компьютер произносит слова, а ребята находят соответствующую картинку. При этом именно использование компьютерных обучающих программ позволяет проводить многократность повторения, что в свою очередь индивидуализирует процесс работы с лексическим материалом и решает проблему запоминания школьниками материала в не зависимости от психо-физиологических особенностей того или иного ребёнка.
Этап ознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты.
В данной образовательной программе представлен ряд упражнений на отработку формы слова
Звуковая форма.
Экран дисплея разделён на несколько колонок, в которых написаны звуки а справа даются слова в которых есть один из этих звуков. Дети распределяют слова по колонкам.(слайд)
Программа «Английский для детей дома и во дворе» мною применяется при отработке и закреплении лексики по теме «Цвета» и «Цифры». Экран монитора разделён на 2 поля. Одно поле – инопланетянин, второе поле – мальчик с Земли. Компьютер произносит название цветов а дети должны выстрелить таким образом, чтобы собрать 3 одинаковых по цвету шарика. Побеждает тот, кто наберёт большее количество балов. Если уровень не пройден, то игра проводится ещё раз и так до полного усвоения лексического материала по теме.
Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере компьютерной программы "TripleplayplusinEnglish" рассмотрим эти этапы при работе с диалогом.
На I-м этапе - введение лексики. Из предложенных 12 диалогов выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.
I - этап - знакомство с диалогом
II - этап - разучивание диалога
При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение Whatwouldyoulike? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.
III - этап - инсценировка диалога
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.
Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
Отработка произношения
Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс". Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше.
Обучение письму
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа «Английский с Винни Пухом» и "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.
По результатам исследований в 3 а класса наблюдается положительная динамика при изучении лексических единиц с использованием ИКТ. В сравнении с первым полугодием 2011- 2012 учебного года показатели по всем видам работы с лексическими единицами возросли в среднем на 18,2 % по итогам учебного года.
Результаты исследования сформированной лексической компетенции
первое полугодие 2011-2012 учебный год
Класс | Ф.И. | Сопоставление слова и его значения | Составление словосочетаний | Подбор синонимов | Подбор антонимов | Поиск и объяснение лексической ошибки | Восприятие и понимание слова на слух | Использование слов при построении диалогов и монологов | Правильность употребления слова в контексте |
3а | Беляев А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Клочков А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сергучова О. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Мазий В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Щековский В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Палий К. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Карпий К. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Савинов М. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Прокопов А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Швецов О. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Попов В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Гудимова В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Кальченко А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
результат | 10 | 9 | 9 | 6 | 8 | 9 | 8 | 8 |
Результаты исследования сформированной лексической компетенции
второе полугодие 2011-2012 учебный год
Класс | Ф.И. | Сопоставление слова и его значения | Составление словосочетаний | Подбор синонимов | Подбор антонимов | Поиск и объяснение лексической ошибки | Восприятие и понимание слова на слух | Использование слов при построении диалогов и монологов | Правильность употребления слова в контексте |
3а | Беляев А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Клочков А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сергучова О. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Мазий В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Щековский В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Палий К. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Карпий К. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Савинов М. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Прокопов А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Швецов О. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Попов В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Гудимова В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Кальченко А. | + | + | + | + | + | + | + | + |
результат | 13 | 12 | 10 | 10 | 11 | 12 | 9 | 10 |
Таблица
Класс | Полугодие | Сопоставление слова и его значения | Составление словосочетаний | Подбор синонимов | Подбор антонимов | Поиск и объяснение лексической ошибки | Восприятие и понимание слова на слух | Использование слов при построении диалогов и монологов | Правильность употребления слова в контексте |
3а | Первое Полугодие | 77% | 70% | 70% | 46% | 62% | 70% | 62% | 62% |
Второе полугодие | 100% | 92% | 79% | 79% | 85 % | 92% | 70% | 77% |
Рост | 23% | 23% | 9% | 33% | 23% | 12% | 8% | 15% |
Как и любой метод работы, работа с учебными компьютерными программами имеет свои достоинства и недостатки. И для того, чтобы деятельность в данном направлении была успешной, нужно взвесить все «за» и «против».слайд
СанПиН 2.4.2.2821-10
слайд
Применяя компьютерное обучение на уроках, необходимо помнить, что компьютер не заменяет учителя, но дает ему в руки мощное средство обучения детей. Следует отметить, что повышение эффективности занятий с использованием компьютера может иметь место лишь в случае соблюдения ряда методических условий оптимизации:
компьютерные технологии необходимо использовать систематически;
отобранные средства обучения должны соответствовать целям и задачам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной компете...
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках английского языка
Речь идет об обучении чтению и письму в начальной школе...
Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...
Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"
Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка...
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка
статья рассказывает о формирования навыков письма...
Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...
Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО
Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО...