методы духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка.
материал по английскому языку
методы и приемы преподавания иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Параньгинская средняя общеобразовательная школа»
Методы духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка
Учитель иностранного языка: Бушкова Эльвира Геннадьевна
п. Параньга 2018
Одним из важных направлений реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является воспитательный компонент. К нему относится интеллектуальное, гражданско-патриотическое, творческое, а также духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося является главным аспектом стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Основной целью обучения иностранному языку является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться им в иноязычной речевой деятельности.
Проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной. В современном обществе наблюдается низкий уровень общественной морали, у детей в подростковом возрасте постепенно утрачиваются семейные традиции и ценности, патриотические чувства, чувство толерантности и уважения к другим людям. Важную роль играет не только семья и социум, но и образовательное учреждение. Одной из приоритетных задач образовательного учреждения – это способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных качеств. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и общества.
В преподавании иностранного языка я использую различные методы, которые помогают акцентировать внимание обучающихся именно на духовно-нравственных ценностях человечества.
– коллективная (групповая) работа и работа в паре;
– ролевая игра;
– тематическое учебное занятие;
– метод проектных исследований;
– использование ИКТ на уроках иностранного языка;
– внеклассная работа;
А теперь рассмотрим каждый метод по отдельности.
1. Коллективная (групповая) работа и работа в паре.
Работа в парах или в небольших группах является одним из главных методов, который направлен на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке иностранного языка. В ходе такой работы обучающиеся обсуждают актуальные проблемы, взаимодействуют со своими одноклассниками и высказывают определенные точки зрения. В конце такой работы участники группы выбирают наиболее эффективное решение проблемы, обосновывают свой выбор и приводят веские аргументы. В целях достижения наибольшей речевой активности учащихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка.
Работу в парах следует вводить с первого года обучения английскому языку. Так, например, в учебно-методическом комплекте «Enjoy English» (М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н.Н. Трубанева) уже в учебнике для второго класса можно встретить такие задания, как: посмотри на картинки и побеседуй со своим одноклассником о семье, о друзьях, как показано в по схеме , что он умеет делать, а что не умеет, провести беседу по условным обозначениям и т. д.
2. Ролевая игра.
Еще одним эффективным методом является ролевая игра. Такие игры на уроках английского языка включены во все учебники и пособия для изучения этого языка. Всем нам известно, что каждый урок в таком учебнике посвящен какой-то определенной теме, материал которой необходимо усвоить и закрепить. Например, в учебно-методическом комплекте «Enjoy Englisht» для 9 класса есть раздел «Can we learn to live in peace?», который посвящен декларации прав человека. Учащиеся должны понять, что каждый человек имеет право на свободу, правосудие и равенство, что действительно должны соблюдать права других людей. Другими словами, они должны быть терпимыми к другим культурам, религиям, идеям и мыслям, которые отличаются от их. По этой теме проходили дискуссии. Ребята описывали какой-либо конфликт любой страны, давали свою точку зрения и задумывались над вопросом, можно ли было предотвратить конфликт мирным путем.
В отличие от коллективной работы в ролевой игре каждый обучающийся несет индивидуальную ответственность за принятое решение, самостоятельно анализирует эффективность и уместность той или иной модели поведения. Во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но и нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения.
Создавать ролевые игры на уроках английского языка можно по любой теме и для отработки любого материала.
3. Тематические уроки.
В реализации духовно-нравственного воспитания на уроке английского языка важную роль играют тематические уроки. На таких учебных занятиях обучающиеся приобщаются к духу и культуре народа - носителя языка. Например, в учебно-методическом комплекте ««Enjoy English 5» есть раздел «We are going to travel to London» («Мы собираемся в Лондон»), где происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения со своей страной. В результате сравнения проведения праздников в Великобритании и России обучающиеся выделяют общие черты и отличительные особенности, что способствует развитию понимания иностранных традиций и доброго отношения к стране в целом.
Тематические уроки очень важны для обучающихся, педагогов и для учебного процесса в целом, так как они воспитывают интерес к изучению иностранного языка.
4. Метод проектных исследований.
Выполнение разнообразных проектных исследований позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на реалии своей каждодневной жизни, на историю своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Этот метод способствует развитию более широкого взгляда на проблемы современного общества и жизни, формирует активную гражданскую позицию и развивает индивидуальные способности и таланты каждого обучающегося.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых. Проектная работа начинается со второго класса по этому учебнику. Обучающиеся 10 класса с интересом создают и защищают на уроках такие проекты, как «Истории из прошлого», «Семейные истории», мини – проекты «Изобретение нового приза», «Местное чудо» и т.д. Такая работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает учащихся толерантности, проявлению уважения как друг другу, так и к представителям других культур.
Также стоит отметить, что при использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации и координатора. Главной задачей преподавателя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу обучающиеся предъявляют скорее всего своим одноклассникам, чем учителю. Метод проектных исследований является педагогической технологией, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
5. Использование информационно-коммуникативных технологий.
Одним из новых, но эффективных направлений в реализации духовно-нравственного воспитания является использование информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ) на уроке английского языка. На сегодняшний день абсолютно все обучающиеся знакомы с информационными технологиями, активно используют компьютеры, мобильные телефоны и планшеты как в школе, так и дома. Через интерес к ИКТ можно повысить мотивацию изучения иностранного языка, изменить формы и методы духовно-нравственного воспитания учащихся. Например, можно совершить «виртуальные экскурсии» по англоязычным странам или просто посетить музей Мадам Тюссо или Шерлока Холмса на Бейкер стрит в Лондоне( 5 класс)
Очень актуально также просматривать фильмы на иностранном языке, хотя бы короткометражные. Видеофильм имеет довольно сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, влияет на формирование личностного отношения к увиденному и услышанному. Этот метод является наиболее эффективным. Но так как по учебной программме у нас в неделю 3 часа, мы не успеваем просматривать полностью, нет специально-оборудованного кабинета. Просмотр видео фильмов предъявляет большие требования не только к обучающимся, но и к преподавателю.
6. Внеклассная работа.
Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании обучающегося играет внеклассная работа. Она имеет воспитательное, образовательное, развивающее значение, способствует расширению культурологического кругозора обучающихся, повышает мотивацию к обучению иностранному языку.
Внеклассные мероприятия – это эффективный способ заинтересовать обучающихся, дать им понять, что учеба может быть не скучной и тяжелой, но легкой, творческой и разнообразной. Они дают возможность развить и улучшить умение мыслить логически, укрепить дисциплину и командный дух. Основными целями такой работы являются расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью, а также всестороннее развитие личности, включая эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа помогает обучающимся воспитать в себе любовь и уважение не только к людям своего родного края, но и к людям страны изучаемого языка. По своей форме внеклассная работа может быть индивидуальная (сообщение, доклады), групповая (разговорные кружки, клубы) и массовая (экскурсии, театрализованные постановки, викторины, конкурсы). В основе внеклассной работы лежит самоуправление учащихся, регулируемое учителем. Таким образом, реализуется развитие самодисциплины, ответственности, культуры общения учащихся. Наиболее частым методом в моей работе являются театрализованные постановки.
Внедрение на уроках иностранного языка форм и методов работы, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся, как показывает наш опыт, даёт положительные результаты. Среди обучающихся 3-5, 9-10 классов был проведен анонимный опрос в виде анкеты. Как показывают, результаты анкетирования всем обучающимся нравятся разнообразные приемы и формы обучения английскому языку, но большинство из них (от 54 % до 70 %) отдает предпочтение следующим методам: коллективная работа, внеклассная работа и использование информационно-коммуникативных технологий. Так же каждый обучающийся (80 %) уверен, что популярность английского языка в условиях современной жизни действительно огромна в связи с возможностью получения качественного образования, высокооплачиваемой и престижной работы. Практически все обучающиеся на учащиеся находятся в спокойном состоянии, и только некоторые испытывают нервное напряжение из-за боязни сказать неправильно, не верно.
Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...
Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка
В данной статье показана работа учителя по духовно-нравственному воспитанию уч-ся на уроках английского языка...
Проект – как метод духовно- нравственного воспитания на уроках английского языка во 2 классе.
Сегодня наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Все острее ощущается потребность в вос...
«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.
Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка. В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...
методы духовно-нравственного воспитания на уроках английского языка.
методы и приемы преподавания иностранного языка....
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к наше...
Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.
В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...