Обзор новых технологий преподавания английского языка
статья по английскому языку (10 класс)

Дзюбанюк Татьяна Николаевна

Размещаемый материал является выборкой из различных источников и посвящен современным эклектическим подходам к изучению английского языка. Почти все современные методы и методики предполагают

       осуществлять индивидуальный подход к учащимся (метод подбирается под ученика, а не наоборот);

·         использовать онлайн ресурсы в обучении (учебные видеоролики, веб - упражнения и тесты, образовательные онлайн платформы);

·         продуктивно применять игровые задания (edutainment);

·         использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, онлайн тренажеры, платформы для общения, языковой          обмен в виде видеоконференций);

·         внедрить творческие задания с использованием технологий (веб-квизы, веб- коллажи, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов).

Однако каждый имеет свои преимущества и недостатки. Эти аспекты и будут рассматриваться в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

                     НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

                                                                                            TECHNOLOGY   IS JUST ANOTHER TOOL, NOT A DESTINATION

                                                                                                                                                                                      Unknown

Быстрое изменение технологий и развитие подходов к изучению иностранных языков в новом тысячелетии было, несомненно,  следствием появления новых цифровых технологий и других инновационных продуктов.

Какие конкретные перемены произошли в преподавании английского языка, одного из самых востребованных языков в мире? Что стало с уже традиционной моделью коммуникативного метода преподавания  иностранного языка?  

Современный учитель как  и современный урок должен быть эффективен, интерактивен и компетентностно- ориентирован.  Как показывает практика, наиболее продуктивными технологиями в последние 2-3 года являются информационно-коммуникационная, проектная, исследовательская деятельность учащихся, технология разноуровневого обучения, дифференцированного обучения, технология обучения в сотрудничестве.

Они позволяют

  •  активизировать  роль учащихся  на уроках (student-centered lessons);
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся (метод подбирается под ученика, а не наоборот);
  • использовать онлайн ресурсы в обучении (учебные видеоролики, веб - упражнения и тесты, образовательные онлайн платформы);
  • продуктивно применять игровые задания (edutainment);
  • использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, онлайн тренажеры, платформы для общения, языковой обмен в виде видеоконференций);
  • внедрить творческие задания с использованием технологий (веб-квизы, веб- коллажи, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов);

   Хотя коммуникативный подход и является действенным и дает неплохие результаты, появились его более современные модификации, новые подходы в методике обучения  и изучения английского языка. Здесь представлены наиболее популярные из них:

 

1. Task-based Approach

Task- based learning
Подход появился в конце 80-х, но популярность набрал в середине 2000-х.
Теоретические основы заложили: Peter Skehan, Rod Ellis, Jane Willis и другие.

TBL является ответвлением  коммуникативного метода, в котором студенты выполняют аутентичные задания; используют материалы и упражнения ,которые учащиеся выполняют в повседневной жизни.  Технология TBL делает основной акцент на умения и компетенции. И важным является вопрос, не только чему мы учим, а и почему учим так.

Главное — решить поставленную задачу (взять машину напрокат, провести собеседование), используя языковые структуры, которые есть в обиходе обучающегося. Выполнение задания включает следующие ступени : постановка проблемы( задания) – планирование деятельности – выполнение и рефлексия ( получилось не получилось). Ученики обязательно рассказывают о том, как выполняли задание и каких результатов достигли. Например, делают презентацию для всего класса — это является одним из отличий от традиционного метода. Глобальное распространение информации и возможность использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи переводит учащихся в инновационную среду: социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн. Новейшие технологии позволяют внедрить больше творческих заданий с использованием технологий (веб- коллажи,проекты, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов). Обязательным для этого подхода является выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.

2 .CLIL (Content and Language Integrated Learning) – интегрированный контентно- языковой подход.

Известен с 1994 г., но популярность набрал с середины 2000-го. Термин придумал David Marsh. Базовые принципы достаточно просты, но осуществление зависит от многих других факторов. Основной принцип – это изучение других предметов посредством английского языка, т.е. изучаем не только язык, но и предмет. Приобретаем предметные знания и изучаем язык. Контент должен быть доступным для понимания и сопровождаться визуальными опорами: (иллюстрациями, графиками, диаграммами, видео).  Все виды речевой деятельности интегрируются, но язык не адаптируется в зависимости от уровня. Трудности и пробелы преодолеваются за счет формирования языковой интуиции и догадки. Основной недостаток заключается в том, что не хватает аутентичных  материалов и квалифицированных преподавателей.

Надо сказать, что похожая технология использовалась и в советской языковой школе, где существовала программа среднего политехнического образования в школах с преподаванием ряда предметов на английском языке. Такое образование было, на мой взгляд, действительно всеобъемлющим хоть, к сожалению, мало распространенным и довольно дорогостоящим.

2. Project-based Approach- технология проектного обучения        

Этот подход к обучению соответствует  конкретным запросам и задачам учащихся,

подбирая языковые формы и структуры необходимые для развития определенных умений и компетенций для обучения или работы по профессии. Основной принцип обучения – выбор одной глобальной или важной темы, над которой работает группа или пара, или целый класс. Результатом такой работы может быть постановка спектакля или исследовательская работа по Истории модальных глаголов. Под выполнение этой глобальной задачи учитель подстраивает набор лексико-грамматических структур и выбор форм для представления результат обучения.

3. Flipped classroom- «перевернутый класс»
Jonathan Bergman и Aaron Sams считаются основателями этой технологии обучения . Этот тренд стал использоваться в преподавании английского языка в середине 2000-х годов. Эта технология делает упор на самостоятельное изучение части языковых явлений с широким использованием видео, интернет, мобильных ресурсов и платформ типа «Лекториум». Задание даётся учащимся на проработку до урока (например, по видео лекциям по грамматике), на самом занятии время не тратится на разбор теории, всё внимание уделяется обсуждению трудностей  и продуктивной практике.  Ученики занимаются в удобном для них темпе и приходят на урок подготовленными. Благодаря самостоятельной работе и видео опорам  учителя успевают охватывать больше материала.
К сожалению, этот подход
 годится только для мотивированных учащихся  уровня выше среднего.

Однако и эти методы и технологии, предлагаемые современной методикой и учителями, уже не могут соответствовать требованиям нового поколения учащихся. Новые технологии в IT секторе и цифровых инновациях привели к появлению Новейших подходов к преподаванию английского языка. На основании выводов международной ассоциации учителей английского языка в 2018 году было выделено топ-7 технологий

в обучении иностранному языку.        

Возглавляет этот список, так называемая, технология « смешанного обучения».

1. Blended learning

Эта технология удачно объединяет традиционные формы обучения с цифровыми медиа ресурсами при подборе современного тематического материала интересного для молодого поколения. Обучение «лицом к лицу» в стенах школы обогащается практической онлайн активностью: переписка с учителем в формате электронного письма, совместное  обсуждение в сети школьных проблем и т.д. Lindsay Clandfield and  Jill  Ladfield’s  Interaction Online  является примером творческого взаимодействия ученика и учителя.

«Мобильное обучение»

2. Mobile learning

Эта технология завоевывает все большую популярность с наличием и доступностью различных мобильных приложений или же онлайн приложений доступных на смарт или мобильных телефонах нового поколения. Особенно полезны такие приложения для изучения лексических единиц и их сочетаемости. Такие приложения структурированы в виде языковых игр, в которые можно «играть» вдвоем или втроем. В них встроены функции повтора и закрепления новых слов и выражений. ( Например: Wordable  (Playlingo Ltd. with Cambridge University Press). Essential English ( Oxford University Press)- приложение, использующее мобильную технологию, предоставляет свободный доступ учителей и учащихся к планам уроков и внеклассных мероприятий, справочникам-разговорникам, а также игровым технологиям. Tri Pro English Website and Mobile Apps предоставляет бесплатную возможность развить и улучшить навыки аудирования  (по-уровнево) и закрепить успех, выполняя различные задания на проверку понимания.

Достаточно близко к мобильной технологии примыкает технология « обмена контентом»

3. Creating and sharing content

На сегодняшний день всемирная сеть предлагает обучающий контент на любой вкус и уровень, но современного ученика привлекает возможность создавать свой контент и делиться им с другими. А еще получать за это знаки одобрения. Уже созданы специальные программы и приложения, такие как Quizizz и Socrative, которые позволяют ученикам и учителям создавать свои игры и играть в них в сети со сверстниками со всего мира. Сайты эти очень креативны и создают творческую атмосферу для изучения языка. Наиболее интересными заданиями подростки считают создание постеров, баннеров и мемов, что требует хорошей компьютерной подготовки и умения работать с аутентичной информацией. Эта технология очень широко использует приемы создания своих видео фильмов или озвучивания уже готовых роликов с интересным контентом.

«Игровые мобильные технологии»

4.Gamification

Технология основана на двух принципах: новые цифровые возможности + интерактивная среда. Приложение Learn Match использует принцип спортивной тренировки, соревнования или кубка для развития фонетической и лексической стороны речи. На более высоком уровне учащиеся погружаются в приключенческую среду, где необходимо проявить умения сотрудничать, договариваться или влиться в команду, чтобы вернуться с незнакомой планеты домой. Ситуации в такой игре меняются в зависимости от поведения играющих и заставляют их проявлять разные языковые умения.( Learn Language with Ruby Rei)

5. Embodied learning - « актуализированное обучение»

Основной идеей этой технологии является не запоминание набора, фактов, правил, клише, а эмоциональное, интеллектуальное, физическое и социальное вовлечение в процесс обучения. Сотрудничество, дискуссия и исследования являются основным видом деятельности обучающихся. Один из главных приемов – кинетическое движение и активное взаимодействие не только с помощью английского языка, но и с помощью рисунков, моделей, музыки. Учащиеся чаще всего помещаются в виртуальный мир с разной поликультурной средой.  

«Технологии гибких навыков и критического мышления»

  6. Teaching soft skills and critical thinking skills

Современный английский уже давно взял на себя роль всемирного « лингва франка». Многие изучают его, чтобы полноценно общаться в мире бизнеса, торговли, образования и туризма. Для того, чтобы наши ученики могли стать хорошими собеседниками и переговорщиками, учителям, наверное, необходимо выйти за рамки обучения грамматике, лексике и произношению, и научить их эффективно общаться в международной бизнес среде. Ричмонд Бизнес Теория является основой для онлайн ресурсов, которые помогают учителям и ученикам формировать «гибкие или надпрофессиональные» навыки такие как умение принимать решения, создавать презентации и эффективно решать проблемы. Так называемые “interpersonal skills”очень важны и во время обучения в колледже или университете.

Технология критического мышления в изучении английского языка имеет свою специ-фику. Она объединяет несколько методов и подходов и использует новейшие достижения цифровых технологий. Основной принцип заключается в том, что внедрять  эту техно-логию необходимо как можно раньше, предлагая детям уже с раннего возраста оценивать полученную информацию и высказывать собственное мнение по разным вопросам. Критическое мышление дает в руки инструмент, а как его употребить решает сам пользователь.

«Цифровые платформы»        

7. Digital platforms

Когда мы говорим об инновациях, мы, несомненно, думаем об Интернете и тех возмож-ностях, которые он предоставляет изучающим английский язык. Очень многие онлайн ресурсы, такие как Фейсбук и Гугл Док обеспечивают учеников, учителей и их родителей безопасной средой для общения. Незаменимыми при современном объеме информации стали облачные ресурсы i-Cloud и учебные платформы типа «Антитренинг», «Рунет» или «Учи.ру». Все платформы дают возможность выбора готовых курсов обучения, от-дельных тем или уроков. Это не только среда общения, но и возможность создавать свои интересные сайты, веб- странички, языковые сценарии как учителей, так и учеников.  К сожалению отдельных платформ, для изучения языка английского языка пока в нашей стране мало. Это в основном, платформы с тестовыми заданиями к ЕГЭ или ОГЭ ( фипи.ру, решу ЕГЭ.ру), но есть неплохой выбор аутентичных международных платформ. По международному рейтингу одни из лучших:

ABA English for all levels 4+;

Alison – платформа с начальной ступенью обучения с 0;

Genius English – разговорный английский за 20 уроков по методу Эббингауза;

Udemy – с приложением для Андроид, для профессионально ориентированных.

В заключении хотелось бы заметить, что выбор технологии зависит от цели обучения, сроков, интересов обучающихся и конечно от возможностей учителя. Несомненно одно- «обучение похоже на работу плотника: выбор правильного инструмента делает работу легче, а неправильного тяжелее.» ( Дэвид Гриффит)

Список использованных материалов:

Инновационные технологии обучения иностранным языкам [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004- 200с 156-159. — URL

Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004- 200с.

Библиотека материалов сайта Инфоурок, Презентация на тему « Современные технологии обучения английскому языку» info@infourok.ru СМИ: Эл № ФС77-60625

«Современные образовательные технологии на уроках английского языка» – статья на сайте angliyskiyazil.ru Изучаем английский вместе 2018

«Современные тенденции в методике преподавания английского языка» Юлия Белонг, Skyteach 18.07.2017  с сайта skyteach.ru

Статья “Teach with Technology” by Manuel Campos, englispost.org, 2019

Статья «Ten trends and innovations in English language teaching for 2018» bChia Suan Chong 11 июня 2018 на сайте British Council.org

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мультимедийных средств в современной коммуникативной технологии преподавания английского языка

статья посвященна использованию современных мультимедийных средств на уроках английского языка...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

"Новые технологии обучения английскому языку во внеурочное время"

Одной из задач учебно-воспитательного процесса является формирование социальной компетентности, в том числе способности к коммуникации. УМК нового поколения призваны выполнять эту задачу. Новые технол...

К урокам английского языка - Инновационные технологии в преподавании английского языка

Инновационные технологии в преподавании английского языка: Новые информационные технологии в обучении английскому языку Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета  Са...

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Средняя школа – это время, когда ученики начинают осваивать новые предметы и развиваться как лич...

Современные подходы в преподавании английского языка в условиях введения новых ФГОС

Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержат...

ФГОС нового поколения: трудности и пути их преодоления в преподавании английского языка

В  современном мире знание английского языка является одним из ключевых компетенций, открывающих двери к  международным коммуникациям и успешной карьере. Поэтому преподавание английского в ш...