Современные подходы в преподавании английского языка в условиях введения новых ФГОС
методическая разработка по английскому языку (10 класс)

Давыденкова Марина Алексеевна
Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык», требования к результатам обучения в контексте стандартов второго поколения» изменились цели языкового образования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1203967_doklad.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы в преподавании английского языка в условиях введения новых ФГОС

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования. Такие качества личности, как толерантность, открытость, готовность к взаимодействию и диалогу, умение работать в паре, группе, команде, умение прийти к консенсусу при решении совместных корпоративных задач, уважение к представителям другой культуры и понимание особенностей их поведения и менталитета, воспитываются многими составляющими современной школьной системы, в которой предмет «иностранный язык» все ярче проявляет свою гуманную миссию. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях, ориентированных на повышение качества образования.  

Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык», требования к результатам обучения в контексте стандартов второго поколения» изменились цели языкового образования.

      Изучение предметной области «Иностранный язык» должно обеспечить:

  1. сформированность гражданской, социальной и этнической идентичности;
  2. способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
  3. свободное использование словарного запаса;
  4. сформированность умений написания текстов по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
  5. развитие эмоциональной сферы;
  6. сформированность устойчивого интереса к чтению, как способа познания других культур, уважительного отношения к ним.

В современном мире знание английского языка становится все более важным и необходимым для успешной коммуникации, карьерного роста и личного развития. Стремительное развитие технологий, глобализация и межкультурное взаимодействие требуют от нас умения свободно общаться на английском языке.

В связи с этим возрастает значимость эффективных методов преподавания английского языка, способных поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и развивать их коммуникативные навыки.

Традиционные методы преподавания английского языка, хотя и имеют свою ценность, часто ограничивают возможности  школьников в полноценном освоении языка. Поэтому сегодня все большее внимание уделяется разработке и внедрению современных методов обучения, которые активно вовлекают обучающихся в учебный процесс, стимулируют их к самостоятельному изучению и обеспечивают практическое применение знаний. 

В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка на высоком уровне необходимо использование современных образовательных технологий.

1.        Блочно-модульные технологии

2.        Технология уровневой дифференциации

3.        Разноуровневое обучение

4.        Информационно-коммуникативные технологии

5.        Игровые технологии

6.        Технология развивающего обучения

7.        Технология проектно-исследовательского обучения

8.        Здоровье-сберегающие технологии

9.        «Педагогика сотрудничества»

10.        Технология проблемно-поискового обучения

11.        Личностно-ориентированные технологии

   Компьютерные технологии и сети на сегодняшний день – реальность в жизни школьников, которые уже не мыслят себя вне Интернет-сообществ. Немаловажную роль информационные технологии могут играть и в образовательном процессе, если учитель сумеет увлечь учащихся соответствующими видами деятельности. Использование материалов сети Интернет помогает учителю и его ученику не только смоделировать языковую среду и получить возможность для совершенствования знаний, но и стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации, к исследовательской деятельности, что в итоге может и должно сформировать у школьников научный тип мышления и стабильный интерес к новым знаниям.

Возможности использования ИКТ учителем иностранного языка

1.        Использование Интернет

2.        Использование домашних ПК учащихся

3.        Наличие медиатеки (авторские диски, программы к УМК, электронные словари, справочники)

4.        Разработка электронных учебных ресурсов

5.        Исследовательская и проектная деятельность

6.        Контроль знаний (тестирование)

7.        Индивидуальная работа с учащимися.

Также часто в преподавании английского языка используются обучающие приемы. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Некоторые методические приемы, которые наиболее успешно применяются на уроках:

Прием «Фантастическая добавка»

Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету, перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зркемя, например глазами инопланетянина или древнего грека…

Прием «Тема-Вопрос»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может только высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) Отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Прием «Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общости всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Прием «Лови ошибку»

Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимательность и готовность вмешаться. Учащийся получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

Прием «лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенность ее использования в технологии критического мышления заключаются в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Также на уроках иностранного языка возможно применение необычных техник.

Необычные техники и приемы в преподавании английского языка

  • Warm up activities (с англ.яз. – «разминка)
  • Lead in – (привести) способ подвести к теме урока(мотивационный этап)
  • Lead-in всегда должен быть связан с темой занятия. Мы используем его, чтобы активировать знания учащихся о теме или развить так называемые predicting skills —умение строить догадки и предположения, основываясь на имеющейся информации.
  • Lead-in – это «мостик» для перехода от вводной части урока к основной. Он помогает ученику выявить тему самостоятельно.
  • упражнения «warm – up» - это короткие по времени и не требующие особой подготовки упражнения, способствующие формированию психолого-педагогического климата на уроках иностранного языка, помогающие преподавателю установить межличностный контакт с детьми, позволяющие повторить лексический и грамматический материал, определённый учителем. На русский язык мы переводим название как «разогревающие» упражнения, то есть подготовительные к основной части урока. Однако, использовать подобные упражнения можно на любом этапе, если это не нарушает хода урока и их использование целесообразно.

Примеры warm up:

  • Memory games направлены на развитие и тренировку различных видов памяти и применяются на различных этапах урока .(Снежный ком)
  • Story games : используются для развития творческих способностей и применяются на среднем и чаще старшем этапе обучения. (Вставь свое слово: Учитель говорит предложение. ( Например: “Once upon a time there lived a man”. Ученик добавляет свое предложение, второй добавляет свое и т.д. до тех пор, пока очередь не дойдет до последнего. )
  • Matching games: сопоставление .
  • Mime :с помощью мимики показать слова .(например по теме «Действие» swim,run,fly ..)
  • Questions :ребятам задаются простые вопросы .( what's the weather like today?what did you do yesterday? И т.п.)
  • Phonetic drill(фонетическая разминка): проговаривание стишков,пословиц,скороговорок и т.д.)
  • Snowball(снежный ком)
  • Why? Because .Можно на доске написать любой вопрос (отталкиваясь от тем)
  • Pick up :взять предмет, который под рукой и показать( Pick up the red pen, green pencil и т.д)
  • Флеш карточки.
  • Definition:определение

Многие современные методы преподавания английского языка способствуют развитию творческого мышления школьников. Это помогает им не только выучить язык, но и применять его в нестандартных ситуациях. В целом, современные методы преподавания английского языка обладают большим потенциалом для создания интересного, эффективного и инновационного учебного процесса.

В заключении можно подчеркнуть, что современные методы преподавания английского языка обладают огромным потенциалом для эффективного и интересного обучения. Они способствуют не только усвоению грамматики и лексики, но и развитию коммуникативных навыков, творческого мышления и умения применять язык на практике. Важно помнить, что каждый ученик уникален, и использование разнообразных методов позволяет индивидуализировать процесс обучения, делая его более эффективным и увлекательным. Современные методы преподавания английского языка открывают новые возможности для учащихся и педагогов, способствуя более качественному и результативному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности с учащимися на уроках английского языка в условиях введения новых стандартов ФГОС

Материал представлен в виде презентации с примерами к конкретной авторской программе по сравнительной фразеологии английского, русского и татарского языков....

Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС

Всем вам хорошоизвестно, что понятие образование в Законе РФ «Об образовании»определяется как целенаправленный процесс воспитания и обуче-ния в интересах человека, общества и государства. В связи с эт...

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

   Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...

"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"

Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диал...

"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...