Формирующее оценивание
статья по английскому языку (5 класс)

Формирующее оценивание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx106.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание

Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.

Одним из таких подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.

Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение. Особенности техники формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

Работая в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта у педагога в современной школе возникла необходимость изменить традиционные подходы к оцениваю достижений обучающихся и расширить инструментарий оценивания. Почему именно технология формирующего оценивания? Технология формирующего оценивания позволяет проследить прогресс каждого учащегося, она дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию.

Существует огромное количество техник формирующего оценивания, которые применяются на различных этапах современного урока английского языка. Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. К данным техникам относятся:

  • Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы.
  • Corners: учитель предлагает вопрос и четыре вероятных ответа на него располагает по углам комнаты. Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения.
  • Sorting: ученики распределяют предложенные педагогом слова по темам.
  • Know-Want to Learn-Learned: учащиеся заполняют таблицу Знаю–Интересуюсь–Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты.
  • Листы самооценивания и взаимооценивания, в которых прописываются критерии оценивания. Данные критерии могут предлагаться учителем, а также могут обсуждаться совместно в начале урока. Работая с данными картами, младшие школьники учатся оценивать свою работу либо работу одноклассников. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек.


Лист самооценки работы в группе

ДА

НЕТ

1. Я был активен в группе

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы

5. Я очень хотел успешно выполнить задание

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы

7. Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально


Мини-обзор (проводится в конце урока)

  • 1. Что мы сегодня изучали на уроке? Назовите тему урока.
  • 2. С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
  • 3. Определите наиболее важное в этом уроке.
  • 4. Что вызвало трудности, осталось неясным?
  • 5. Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
  • 6. Что у тебя получилось лучше всего?
  • 7. Что тебе необходимо улучшить?


Для эффективного самооценивания необходимо:

  • понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;
  • развитие навыков критического мышления;
  • развитие объективизма;
  • концентрирование внимания учащихся на своих целях

Предлагаю вашему вниманию следующие примерные листы самооценки, которые сама разрабатываю в зависимости от поставленной цели урока и успешно применяю их на практике.

Evaluation card  Surname ____________ Date _______________

Ex 3 p 39

What do you think about these activity?
10 points

The Present Perfect Tense

Какие действия обозначает?

5 points

Как образуется?

5 points

Какие слова указывают на время?

3 points

  • “5” 26 - 28 points
  • “4” 18 - 20 points
  • “3” 12 - 15 points

Прием “BLOB’s Tree”

Выполнение данного задания предусматривает развитие навыков критического мышления, высокого уровня – оценки, объяснения и метапознания. Перед детьми стоит задача оценить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, на начало урока, и обозначить себя на «Blob’s tree», объяснить, почему ученик так думает, и поместил себя на определенной ветке, высоте. При объяснении, каждый ребенок сможет определить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, и наметить пути самопознания в процессе изучения грамматического или лексического материала. Учащиеся смогут прийти к единому мнению, что необходимо повторить.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667228/img1.gif

Прием: «Взаимооценивание»

Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования, креативности. Задание выполняется в парах, ученикам предлагаю форму, с прилагательными и наречиями, которые необходимо выбрать и оценить работу ученика.

Прилагательные и наречия подбираются с учетом возрастных особенностей учеников.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667228/img2.gif

  • Bright
  • Capable
  • Modern
  • Painstaking
  • Confident
  • Diligent
  • Reflective
  • Dynamic
  • Efficient
  • Willing
  • Wise
  • well
  • fast
  • quickly
  • slowly
  • quietly
  • easily

Приемы:

1. «Лестница успеха» для средних классов.

При подведении итога урока, ученикам предлагаю оценить свою работу на уроке, используя лестницу успеха и смайликов определить ступеньку, по «5» балльной шкале оценивания и объяснить свою оценку. Оценивая свою работу, учащиеся оценивают каждый вид деятельности на уроке, проводят суммарное оценивание, и стараются объективно объяснить свою оценку и выбор ступеньки.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667228/img3.jpg

2. «Лесенка успеха»  для начальной школы.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667228/img4.jpg

Прием: «Пирамида»

Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, можнопредлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.

Оценивание по дескрипторам.

Дескри́ птор(от лат. descriptor — описывающий) — лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, служащая для описания основного смыслового содержания документа или формулировки запроса при поиске документа (информации) в информационно-поисковой системе. Дескриптор однозначно ставится в соответствие группе ключевых слов естественного языка, отобранных из текста, относящегося к определённой области знаний.

Использование дескрипторов позволяют оценить индивидуальную, парную, групповую работу учащихся. Дескрипторы составляем в группах, для определенного вида задания: говорения, аудирования, чтения, письма.

При составлении дескрипторов, дети развивают навыки критического мышления: наблюдения, анализа, вывода; развивают внимание, речевые навыки и навыки внимания, размышления, аргументирования, креативности; каждый ученик проявляет свои лидерские способности. Составляя дескрипторы, учащиеся анализируют изученный материал, определяют ключевые позиции, оценивают валидность и надежность доказательств возникшим идеям, чтобы правильно и объективно оценить задание.

Критерий

Дескрипторы

Говорение

(макс. 5)

1

Владение информацией, знание темы

высказывания

1

Правильное употребление

грамматического времени

1

Правильное построение предложений

1

Произношение слов

1

Умение делать устные сообщения по

теме

Ошибки

Общий балл

Прием: «Ведомость»

Так же для оценивания можно использовать прием: «Ведомость» для проверки домашнего задания и ведения словарика. В ведомости указываем дату проверки, отмечаем отсутствующих и ставим «+» или «-», в зависимости от выполнения. В группе назначаем ответственных учеников за ведение данных ведомостей.

Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь

для преподавателя и учеников

название

описание

что делать с полученными данными

временные

Мини (минутный) обзор

Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?»

Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии.

На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ: небольшое

Цепочка заметок

Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт

Просмотрев все ответы надо определить наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов. Обсуждение этих паттернов с учениками может улучшить преподавание и учение.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ:  небольшое

Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом. Например, для музыкального курса это будет название стиля (Барокко, классицизм) и страны (германия, Франция и др.). И ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия

Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине.

Подготовка: среднее

В классе: среднее

Анализ: среднее

Направленная расшифровка

Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.

Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя таким образом возникшие у них проблемы.

Подготовка: небольшое

В классе: среднее

Анализ: среднее

Саммари в одном предложении

Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта

Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с

учениками.

Подготовка: небольшое

В классе: среднее

Анализ: среднее

Оценка экзамена учениками

Выберите тот тип теста, который собираетесь использовать неоднократно или тот, который существенно влияет на достижения учеников. Придумайте несколько вопросов, которые оценивают качество теста. Присовокупите его к тем, на которые ученики будут отвечать, выполняя тест

Постараться различить комментарии учеников относительно справедливости ваших оценок от тех, которые характеризуют справедливость теста как инструмента оценивания

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ: среднее

Карты приложения

После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу

знаний

Быстро просмотреть все предложения и категоризовать их в соответствии с их качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ: среднее

Тестовые вопросы, составленные учениками

Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

Оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.

Подготовка: среднее

В классе: значительное

Анализ: значительное (возможно в виде домашнего задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"

              Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...

Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP

Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...

Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии

Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Формирующее оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта .

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Формирующее оценивание: оценивание для обучения

Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....