«Активные словообразовательные модели в современном английском языке»
статья по английскому языку (10, 11 класс)

Бурлак Антон Александрович

Тема " Активные словообразовательные модели в современном английском языке" была выбрана мною по причине высокой степени её актуальности и значимости в современных условиях. Это обусловлено широким общественным резонансом и активным интересом к данному вопросу со стороны научного сообщества. Большое практическое значение эта тема имеет для учителей английского языка. Расширение потенциального словарного запаса обучающихся является одной из основных задач, которые приходится решать преподавателю на занятиях по английскому языку. «Активный» словарь обучающихся нуждается в серьезном увеличении. В определенной степени эта задача решается, если обучающиеся овладевают продуктивными способами словообразования современного английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активные словообразовательные модели в современном английском языке»

Словообразовательная система языка в ходе своего развития претерпевает различные изменения.  На каждом этапе развития языка в нем имеется определенное количество словообразовательных способов, типов слов и словообразовательных элементов, с помощью которых осуществляется создание новых слов.

Значение знаний моделей словообразования  при изучении языка трудно переоценить.      . Расширение культурных и деловых связей между странами требует владения современным живым английским языком. Традиционные словари не успевают фиксировать все новые слова.

В целом, английский язык располагает самыми разными средствами словообразования. Исследователи насчитывают 32 префикса, 36 суффиксов, много типов словосложения, сокращений и т. д. Знание новейших тенденций в словообразовании и словообразовательных моделях помогает видеть и понимать новые слова.

 Тема " Активные словообразовательные модели в современном английском языке" была выбрана мною по причине высокой степени её актуальности и значимости в современных условиях. Это обусловлено широким общественным резонансом и активным интересом к данному вопросу со стороны научного сообщества. Большое практическое значение эта тема имеет для учителей английского языка. Расширение потенциального словарного запаса обучающихся является одной из основных задач, которые приходится решать преподавателю на занятиях по английскому языку. «Активный» словарь обучающихся нуждается в серьезном увеличении. В определенной степени эта задача решается, если обучающиеся овладевают продуктивными способами словообразования современного английского языка.

С 2003 года выпускники российских школ сдают ЕГЭ    по английскому языку. Опыт работы  учителей-практиков  по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ  показывает, что хуже  всего  учащиеся  справляются  с  частью  «Лексика  и  грамматика»  (В11–В16).  В  настоящее  время  практически  все  учебные  пособия  по  английскому языку для школы  содержат  упражнения на словообразование. Но их мало, и к упражнениям нет комментариев по технологии выполнения данных заданий.

В небольшой статье невозможно описать все продуктивные словообразовательные средства английского языка. Мы попытались на примере отдельных продуктивных типов слов и словообразовательных элементов  в публицистическом и научно-техническом стилях показать тенденции в развитии этой системы.

Словообразовательные процессы в языке газеты.

Язык прессы является той областью, где закрепляются, развиваются и получают статус разнообразные языковые инновации. Масштабность происходящих в обществе коммуникативных процессов во многом моделирует речевое поведение современного человека. Относительно английской газеты есть все основания утверждать, что она является тем типом речевого произведения, в котором находят адекватное отражение особенности речевого поведения современного носителя английского языка.

Среди морфологических средств образования новых слов на первый план выдвигается такой способ, как формирование инициальных аббревиатур. При этом широкая представленность данного типа сокращенных слов согласуется с функциональной направленностью текстов прессы, а именно: наиболее частотны сокращения, отражающие реалии актуальной жизни; в языке прессы особенно часто используются сокращения, связанные с текущими событиями.

Следует отметить, что нередко автор статьи отступает от нормы, фиксируя новые ненормативные употребления языковых единиц в речи. В этой связи можно привести в качестве примера присутствие социолингвистического аспекта, а именно: языковая мода в среде молодежи. Так, сегодня в прессе можно встретить трансформы, школьный жаргон (geo, gym, eco). Такое использование в прессе стилистически сниженной лексики является одним из способов привлечения молодежной аудитории, поскольку придание газетному тексту эмоциональности и экспрессии усиливает прагматический эффект высказывания.

В рамках семантического направления образования новых слов выделяется такой широко распространенный в английском языке способ словообразования как конверсия, и особенно такой ее самый продуктивный вид как субстантивация и вербализация.

Субстантивации подвергаются слова, принадлежащие к разным частям речи, например глаголы: PuttheFreezeonInterest 'Заморозьте прибыли'; наречия: TheUps: Food, RentRates, Fare, etc. 'Повысились цены на питание, оплату жилья, проезд и т. д.' Следует заметить, что не все виды перехода слов в другую часть речи приводят к образованию нового слова; часто это просто использование слова в функции другой части речи, как, например, наречий yes и nо в функции существительных: TheLeadersExpectaMighty "Yes" 'Лидеры ожидают мощное «да»'; SigntheNational N0 'Подпишите общенациональное «нет»'.

В газетных заголовках встречаются примеры вербализации существительных: StopNapalmingChildren! 'Прекратите сжигать напалмом детей'; наречий: ActiontoUpPensions 'Действия с целью повысить пенсии'. Интересны случаи вербализации сложных существительных: TheFirmIsStrikeBreaking . Так различные явления общественной жизни находят новое лексическое обозначение.

Отдельные слова этого лексического слоя попадают в литературный язык, как это произошло с существительным kid и образованным от него по конверсии глаголом: Who'sKiddingWho? 'Кто кого обманывает?'

Большую роль при словообразовании по конверсии играет семантика производного слова. Поэтому о семантических связях при образовании новых слов данным способом в лингвистике было написано немало. Например, Г.П.Троицкая выделяет следующие виды семантической связи по конверсии N→V:

1) снабжать тем, что обозначено исходным существительным – to water;

2) лишаться того, что обозначено исходным существительным – to skin;

3) вести себя подобно лицу называемому существительным – to ape;

4) совершать действие при помощи того, что обозначено исходным существительным – to hummer;

5) находиться в месте, или передвигаться в место, обозначенное исходным существительным – to school;

6) действовать как животное, называемое исходным существительным – to dog;

7) принимать форму того, что обозначено существительным – to round;

8) производить на свет животных, называемых исходным существительным – to calf;

9) проводить отрезок времени, названный существительным –to week-end

Аффиксация в научно-техническом стиле как самый продуктивный способ словообразования.

В научно-технических текстах наибольшей продуктивностью во всех частях речи обладают аффиксальные образования, т. к. они прошли самый длительный путь развития в истории английского языка. Данное явление характерно не только для языка науки, оно получило широкое распространение практически во всех стилях речи. Однако, следует отметить, что в каждом стиле словообразовательные модели различаются своей продуктивностью и активностью. Приведем примеры наиболее продуктивных суффиксов в текстах научно-технического стиля.

Суффикc -ment, с помощью которого в языке науки образовано значительное количество производных: requirement, management, development, investment.

Суффикс –er: repeater (V + er)→N, user.

Суффикс –ate (populate, demonstrate) исуффикс –al (functional, potentional, external, commercial).

Продуктивными суффиксами в текстах научно-технического характера являются суффиксы –ism (с абстрактным значением) – nuclearism, и суффикс –ion (-tion, - ation), также обладающий абстрактным значением. При помощи последнего в английском языке образуется существительное от глаголов V→N:

denuclearize – denuclearization,

depollute – depollution,

bourgeoisificate – bourgeoisification,

computerize – computerization,

culturalize – culturalization,

satellize – satellization.

Суффиксы –ist, и –man так же, как и в языке газеты, остаются наиболее продуктивными и в языке науки. Однако, в связи с действием языковой нормы и стилистических ограничений, количество основ слов, способных присоединять данные суффиксы в научном стиле, более ограничено: computerman, programmist, etc.

Высокой продуктивностью обладает префикс non-, со значением “противоположный, обратный”, а также может выражать отрицательное отношение лица к чему-либо: non-nuclear, noncandidate, non-aligned (против политического союза с большим государством), non-book, nondebate, nonpolicy.

Префиксы over-, extra-, super-, de-, также относятся к наиболее продуктивным аффиксам английского языка.

Существует большое количество производных с префиксом re-: reuse, reinstall, reestimate, и т. п.

Аффиксальные производные имеют очень большой процент распространения в научном тексте. Особое внимание следует уделить тому факту, что аффиксальные словообразовательные модели почти утратили свою активность. А такое их качество как продуктивность указывает лишь на то, что в языке уже существует огромное количество слов, образованных при помощи аффиксации. Следовательно, в практической разработке большее внимание хотелось бы уделить иным словообразовательным процессам, например, словосложению.

Таким образом, внимательное изучение и выявление наиболее существенных сторон словообразовательного процесса важно не только в теоретическом плане, для определения характера процессов развития языка науки и публицистики, но и в плане практическом, ибо результаты таких исследований могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка в старших классах средней школы. Изучение же продуктивных способов создания новых слов будет в большей степени способствовать выявлению внешних и внутренних законов словообразовательного процесса, что даст возможность свободно владеть конструкциями морфологического уровня и более верно и глубоко понимать семантику производных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках английского языка

Данная статья содержит обобщение опыта работы по примению активных методов обучения на уроках английского языка в условиях школы - интерната VI вида...

Активные формы работы на уроках английского языка

Современный урок ИЯ - это сложное образование. Проблемы повышения эффективного обучения ИЯ.  Решение многоплановых задач на уроках английского языка....

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Проект по английскому языку "Роль заимствований в современном английском языке"

Презентация проекта :"Роль заимствований в современном английском языке "...

Исследовательская работа На тему: ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКИХ ГАЗЕТ).

Исследовательская работа На тему:  ТЕНДЕНЦИИ   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   СРЕДСТВ    В  СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ  ЯЗЫКЕ(...

Педагогический проект "Фасилитация на основе модели разноуровневого обучения английскому языку в 5-7 классах в условиях ФГОС"

Педагогический проект "Фасилитация на основе модели разноуровневого обучения английскому языку в 5-7 классах в условиях ФГОС"...

« История английского языка. Образование современного английского языка»

Английский язык давно уже стал языком межнационального общения. Он распространился по всему миру, стал главным языком интернета и объединил все континенты. Почему это стало возможным, отчасти может от...