Введение и реализация ФГОС на уроках английского языка
учебно-методическое пособие по английскому языку
Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизировать познавательные возможности обучающегося направленные на изучение его личностных проявлений.
- требования к современному уроку ИЯ
- особенности современного урока ИЯ
- как правильно сформулировать цель урока
- структура современного урока ИЯ в рамках ФГОС
- нестандартные уроки
- рефлексивный подход
- критериирезультативности урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Аржакова С.А.
учитель английского языка
СОШ №18 г. Нерюнгри, РС (Якутия)
Введение и реализация ФГОС на уроках иностранного языка.
«Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний.
В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников.
Это - умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами»
Президент Российской Федерации В.В.Путин
Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизировать познавательные возможности обучающегося направленные на изучение его личностных проявлений. Давайте сравним:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока. | Учитель сообщает учащимся. | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы). |
Сообщение целей и задач. | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. |
Планирование. | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует). |
Практическая деятельность учащихся. | Применяется преимущественно фронтальный метод. | Применяется групповой, парный и индивидуальные методы. |
Осуществление контроля. | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). |
Осуществление коррекции. | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует. |
Оценивание учащихся. | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке. | Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует. |
Итог урока. | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. | Проводится рефлексия. |
Домашнее задание. | Учитель объявляет и комментирует (чаще задание одно для всех). | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи - американский философ и педагог
Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решая с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой ученики с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется взаимодействие учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода учитель и ученик становятся партнёрами. В центре внимания находится обучающийся, его личность. Цель современного преподавателя – это выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которые соответствуют поставленной цели развития личности.
В связи с этим выделяют следующие требования к современному уроку иностранного языка:
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;
- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся в процессе учения, обеспечивающая познавательную активность, - урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять их на сотрудничество с преподавателем и учениками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
- создание условий успешного учения обучающихся.
При планировании современного урока иностранного языка следует выделить и учесть ряд особенностей, а именно:
1. Практическая направленность урока. На уроке иностранного языка преподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство коммуникации. Знания сообщаются, чтобы более эффективно сформировать навыки и умения.
2. Атмосфера общения. Создание благоприятной атмосферы - это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Успешная коммуникация может осуществляться только в условиях, когда учитель и обучающийся являются речевыми партнерами.
3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. В рамках урока отрабатываются разные аспекты языка (фонетика, грамматика, лексика). Происходит работа над развитием умений в разных видах речевой деятельности: в аудировании, чтении, говорении, письменной речи. Однако, следует помнить, при планировании урока, это выделение одной главной практической цели. Остальные цели могут быть определены как задачи, с помощью которых обеспечивается достижение основной практической цели.
Например, цели урока могут быть следующими
- Формирование лексических навыков
- Развитие техники чтения
- Развитие монологических умений
Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя определенные задачи, преподаватель определяет путь к достижению цели, а также конкретизирует качество формируемого навыка и умения.
Приведем пример:
На уроке учитель планирует научить обучающихся рассказать о том, куда они поедут на летние каникулы
Цель: развитие монологической речи
Задачи: 1) Активизировать лексику по теме «Путешествие»
2) Тренировать учащихся в чтении текста
3) Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.
Таким образом, мы видим, что наряду с практической целью, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.
Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора и знаний о стране изучаемого языка. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение обучающимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.
Воспитательная цель обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей.
Примерами формулировок воспитательных целей могут быть:
- Воспитывать умение общаться с однокурсниками
- Развивать умение отстаивать свою точку зрения
- Прививать любовь к животным, природе и т.д.
Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций обучающихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.
Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.
4. Адекватность упражнений цели урока. Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. Например, если целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельности (говорении и аудировании), то упражнение на перевод с русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка. Адекватным в данном случае будет упражнение условно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие).
5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего.
6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что речевой материал «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, а именно через аудирование, говорение, чтение и письмо. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.
7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен проходить на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.
8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:
- Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;
- Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;
- Последовательность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает обучающегося к выполнению следующего;
- Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).
Исходя из выше сказанного, Структура современного урока в рамках ФГОС выглядит следующим образом:
1) Организационный момент
2) Тема,
3) Цель
«Мои ученики будут узнавать новое, не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрываться, развивать собственные идеи»
И.Г.Песталоцци (швейцарский педагог)
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию, возможно введение проблемного диалога. Учащимся дается проблемная ситуация, в которой они определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. Учитель задает вопрос: «Для чего нам это нужно?» Здесь может прозвучать несколько вариантов: «Чтобы правильно говорить», «Чтобы нас правильно понимали». Так, проблемная ситуация подвела детей к теме урока и к формулированию цели.
4) Образовательные, развивающие, воспитательные задачи
На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Также возможно использовать иллюстрации, схемы, модели.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также нужно предлагать более сложные задания для сильных учеников.
5) Мотивация их принятия
Для того, чтобы форма работы была максимально эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания языка.
6) Планируемые результаты: знания, умения, навыки
7) Личностно-формирующая направленность урока
8) Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
9) Подготовка к активной учебной деятельности каждого обучающегося на основном этапе урока
- постановка учебной задачи
– актуализация знаний
10) Сообщение нового материала
- Решение учебной задачи
- Усвоение новых знаний
- Первичная проверка понимания обучающимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом)
11) Закрепление изученного материала - Обобщение и систематизация знаний - Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)
12) Подведение итогов
- диагностика результатов урока
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам 5 класса использовать ромашки разного цвета («зеленая» – у меня все получилось, я справился с заданием без ошибок; «желтая» – у меня получилось выполнить задание, но были некоторые трудности, я допустил от 1 до 3 ошибок; «красная» – SOS, я не смог выполнить задание, допустил слишком много ошибок). Показ определенной ромашки сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран.
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного рассказа по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий.
Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. С детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы. Начать можно с взаимопроверки буквенных или словарных диктантов. При этом учитель должен представить образец выполнения задания. Также с детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы.
- рефлексия достижения цели
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы учителя. Начать можно с вопросов: Чему научились на уроке? Что нового узнали? Достигнута ли цель урока? Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей: Понравилось ли на уроке? Что понравилось больше? Что вызвало трудности? Почему не получилось? Здесь замечательно использовать смайлики, которые дети размещают в листах обратной связи или раскрашивают тот смайлик, который наиболее точно описывает их состояние.
Также важно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.
13) Домашнее задание - инструктаж по его выполнении.
Знания только тогда знания,
когда они приобретаются усилиями своей мысли,
а не памятью
Л. Толстой
В процессе обучения преподаватели иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у обучающихся потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности обучающихся необходимо применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность обучающихся. Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин, которые пробуждают интерес к уроку и мотивируют обучающихся к активной коммуникативной деятельности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и др. Приведем несколько видов нестандартных уроков:
1. Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию со стороны учеников.
2. Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства учеников по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманы преподавателем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний.
3. Деловая игра. Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее. Перед обучающимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и артистизм студентов, неординарность мышления.
4. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера.
5. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков общения учеников на иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка.
6. Урок-интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д.
Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Обучающиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует обучающихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
7. Урок-эссе. Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я». Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках иностранного языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Обучающиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции обучающихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
8. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса обучающихся.
9. Видеоурок. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.
10. В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность обучающихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление обучающегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.
Но, какая бы форма урока не была бы применена, важным заключительным этапом каждого урока должна быть рефлексивная деятельность. Именно, рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.
Проектируя любой урок, направленный на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, необходимо максимально использовать главное средство обучения – учебник. Сейчас большинство используемых в практике учебников английского языка прошли экспертизу на соответствии ФГОС. Планируя урок, нужно внимательно изучить предлагаемые авторами учебника задания, определить, на формирование каких УУД они направлены, какие из них выбрать, учитывая индивидуальные особенности учеников.
Итак, в условиях введения в практику работы ФГОС, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:
1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, использую для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учеб...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
С 1 сентября 2011 г. введение ФГОС НОО обязательно во всех образовательных учреждениях РФ...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
В условиях реализации ФГОС учителю порой трудно бывает перестраиваться на новые стандарты. Данная статья призвана облегчить этот переход...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
В помощь коллегам: специфика реализации ФГОС на уроках английского языка на среднем этапе обучения....
Индивидуальный план работы на межаттестационный период с 2015 по 2019 учебные годы по повышению профессионального уровня на тему «ВВЕДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ООО» УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Ахметшиной Гузель Фирдусовны
Индивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период с 2015 по 2019 учебные годы по повышению профессионального уровня на тему «ВВЕДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ООО» УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Измайловой Гульнур Шавкетовны
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (испо...