Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В данной работе выявлены особенности современного урока в свете стандартов второго поколения; - предложены основные формы и технологии учебной деятельности и показана роль применения на уроках системно-деятельностного подхода в достижении требований к результатам основной образовательной программы в рамках ФГОС; - дано представление о новой системе оценки достижения планируемых результатов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
specifika_realizacii_fgos_na_urokah_angliyskogo_yazyka.rar | 507.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете от 23.01.2012г.
Тема: Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
Учитель: Белкина Светлана Михайловна
МО: иностранных языков
Учебный год: 2011 – 2012
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетености, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
При сформированности коммуникативной компетентности выпускник научится:
* представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
* представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
* владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
* владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Поэтому мы, учителя иностранного языка МБОУ «СОШ №5», определили тему нашего МО: «Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся средствами иностранного языка».
Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:
* речевую
* языковую
* социокультурную
* компенсаторную
* учебно - познавательную
За основу мы взяли речевую компетенцию.
Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:
говорение
аудирование
чтение
письмо
С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться.
В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться).
Предметная компетенция | виды речевой деятельности | Выпускник научится (предметные умения) | Выпускник получит возможность научиться (метапредметные умения) |
речевая | говорение | Монологическая речь * Делать сообщения по теме * Кратко передавать содержание полученной информации * Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы Диалогическая речь * Осуществлять запрос информации * Выражать свое мнение по обсуждаемой теме | • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному; • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; • кратко излагать результаты выполненной работы. |
Аудирова-ние | * понимать основное содержания текстов по теме * выборочно понимать необходимую информации | • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; • отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных; • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова; • игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста. |
чтение | * понимать основное содержания текстов по теме * выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью | • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале; • догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту; • игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста; • пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. |
письмо | * делать выписки из текста * писать короткие поздравления * заполнять формуляр * писать личное письмо | • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; • составлять план/тезисы устного или письменного сообщения; • кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности; • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. |
Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности приобретают такие технологии как, метод проектов, технология критического мышления (ТРКМ), проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.
Примерами Нетрадиционных форм уроков могут быть:
· урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);
· урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
· урок — игра («Путешествие по зоопарку»);
· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
· урок-викторина («Занимательная грамматика»);
· видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);
·урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);
·урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);
· урок -розыгрыш («Интрига»)
· урок-разговор по душам («Внешность»)
· урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
· урок-зачет («Планы на будущее»)
· урок-экскурсия («Мой город. Где находится....?», «Покупки»)
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.
Одним из приемов такой работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью обучающихся. Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные).
АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Такие английские праздники как “Halloween”, “Christmas”, “St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
ВИКТОРИНЫ
Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.
КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ (КИД)
Средствами оценивания учебных достижений обучающихся могут быть различные способы, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.
Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:
- учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
- портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
- портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
- может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.
На следующих слайдах вы можете увидеть какие компоненты может содержать Портфолио:
Почему я изучаю английский язык?
Мой паспорт
Когда я слушаю,…
Я умею писать…
Когда я разговариваю,…
В заключении, хочу представить примерный Проект рабочего журнала учителя иностранного языка, в котором отражена накопительная система оценивания учебных достижений обучающихся.
Вы видите список обучающихся, участие каждого в урочной и внеурочной деятельности, и итоговый балл. Согласно шкале оценивания, определяется итоговая оценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
С 1 сентября 2011 г. введение ФГОС НОО обязательно во всех образовательных учреждениях РФ...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
В условиях реализации ФГОС учителю порой трудно бывает перестраиваться на новые стандарты. Данная статья призвана облегчить этот переход...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
В помощь коллегам: специфика реализации ФГОС на уроках английского языка на среднем этапе обучения....
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка.
с презентацией...
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
презентация...
"Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в начальной школе"
Обобщение опыта. В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается в...