Формирование культуры здоровья у обучающихся и педагогов
статья по английскому языку

Бабкина Светлана Ивановна

Здоровье – является бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. В настоящее время становится очень заметно сильное ухудшение здоровья обучающихся. Неблагоприятные социальные и экологические факторы являются и признаются причиной отрицательного влияния образовательного учреждения на здоровье обучающихся. Проблема поддержания и укрепления здоровья молодежи очень актуальна на сегодняшний день. Улучшение здоровья обучающихся является одной из самых важных форм оздоровления всего нашего общества. Поэтому, в первую очередь, забота и сохранение здоровья обучающихся в течение учебного процесса – самая главная и важная обязанность учебного заведения, преподавателя и самого обучающегося. Студенты, у которых есть проблемы со здоровьем, постоянно будут испытывать трудности в процессе обучения.

Здоровье – это основа формирования личности. Здоровье человека это высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Здоровье человека во все времена была и остаётся самой актуальной темой в жизни и развитии человека.  Ж. Ж. Руссо однажды сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным- сделайте его крепким и здоровым». В последнее время в нашем обществе, к сожалению, прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья россиян. Особенно мы можем наблюдать данную тенденцию среди молодёжи, подростков и детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности обучающихся, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья.

Зд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babkina.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры здоровья у обучающихся и педагогов

Светлана Ивановна Бабкина

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

г. Острогожск, Воронежской области

Здоровье — самое лучшее достояние человека. (татар)

Здоровье – является бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. В настоящее время становится очень заметно сильное ухудшение здоровья обучающихся. Неблагоприятные социальные и экологические факторы являются и признаются причиной отрицательного влияния образовательного учреждения на здоровье обучающихся. Проблема поддержания и укрепления здоровья молодежи очень актуальна на сегодняшний день. Улучшение здоровья обучающихся является одной из самых важных форм оздоровления всего нашего общества. Поэтому, в первую очередь, забота и сохранение здоровья обучающихся в течение учебного процесса – самая главная и важная обязанность учебного заведения, преподавателя и самого обучающегося. Студенты, у которых есть проблемы со здоровьем, постоянно будут испытывать трудности в процессе обучения.

Здоровье – это основа формирования личности. Здоровье человека это высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Здоровье человека во все времена была и остаётся самой актуальной темой в жизни и развитии человека.  Ж. Ж. Руссо однажды сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным- сделайте его крепким и здоровым». В последнее время в нашем обществе, к сожалению, прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья россиян. Особенно мы можем наблюдать данную тенденцию среди молодёжи, подростков и детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности обучающихся, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психотропных веществ). Основой воспитания культуры здоровья обучающихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и взаимопомощи. От жизнерадостности и бодрости молодежи зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе и в завтрашнем дне. Всегда необходимо помнить о влиянии учебного заведения на здоровье обучающихся, о его возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение без ущерба для их здоровья. Это важно именно сейчас, когда во многих современных учебных заведениях среди обучающихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие их образ жизни.

Семья играет важную роль и оказывает существенную помощь в организации режима учебного труда и отдыха, позволяющего сохранить высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Это связано с соблюдением обучающимися режима учебной работы, правильного чередования труда и отдыха и выполнением правил общей гигиены умственного труда.

Формирование культуры здоровья успешно происходит в общественно-полезной трудовой деятельности. Формирование положительного отношения к труду, желание трудиться приводит к накоплению запаса жизненной силы, которая предохраняет от многих болезней, удлиняя жизненное существование. Важно, чтобы обучающиеся находили в своей трудовой деятельности применение тем знаниям и умениям, которые они приобрели в учебном заведении. Ежегодно студенты нашего техникума участвуют в субботниках по очистке и облагораживанию и озеленению территории. Молодежь, как правило, учится на примерах взрослых, которые их окружают. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья обучающихся во многом зависит от родителей. Работа учебных заведений с семьёй должна быть направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании обучающихся через занятия классных руководителей и преподавателей с родителями.

Использование здоровьесберегающих технологий позволяют педагогам улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье обучающихся. С помощью здоровьесберегающих технологий снимается нагрузка с учебного процесса. Кроме того, повышается внимательность, терпение, усидчивость, работоспособность и активность. Оказывается сильное влияние на умственную деятельность студентов. У обучающихся появляется устойчивый интерес к учебе и вырабатывается способность самоконтроля. Используя свои наблюдения, я могу сделать вывод, что применение здоровьесберегающих технологий в учебно-познавательном процессе позволяет обучающимся более оптимально приспособиться в социальном и образовательном пространстве.

Во многом на психологическое состояние обучающегося, а следовательно, и на его здоровье в целом, влияет правильная организация занятий и внеурочной деятельности. Очень важно, чтобы обучающиеся испытывали положительные эмоции на занятии, с интересом осваивали новый материал, имели возможность и желание реализовать свои способности в разных видах учебной деятельности. Следовательно, преподаватель должен создавать на своих занятиях комфортную психологическую атмосферу, стараться быть доброжелательным, понимать, что происходит с обучающимся, обладать чувством юмора. Преподаватель должен быть другом и помощником для обучающихся. Иногда поддержка добрым словом, удачная добрая шутка, улыбка, сказанная в нужный момент, даёт возможность отдохнуть или снять напряжение. Преподавая иностранный язык, на своих занятиях всегда использую чередование всех видов деятельности. Это влияет на физические показатели обучающихся, их память и внимание, повышает качество полученных ими знаний. Письменные задания сменяются устными. На своих занятиях применяю информационно-коммуникационные технологии. Одним из важных моментов во время занятия является рефлексия и физминутка для профилактики нарушений осанки и снятия напряжения с глаз. Особое внимание во время физминутка стараюсь уделять гимнастике глаз с целью снятия утомления зрительного аппарата.

Не маловажную роль в развитии и формировании организма человека играет питание. Большую часть дня у студентов занимает процесс обучения и выполнение домашних заданий. Обучающиеся расходуют для этого много энергии. Питание студентов должно быть разнообразным и составлять не меньше 4 раз в день. Кроме того, необходимо чтобы режим питания соблюдался как дома, так и в учебном заведении. Когда обучающийся испытывает голод - он рассеян, не может сосредоточиться на выполнении заданий и иногда даже можно заметить, что обучающиеся становятся более агрессивными.

Физическая культура играет не меньшее значение, чем питание. Это гигиенические условия жизни, и правильный режим, и систематические занятия физическими упражнениями – все это играет важную роль в формировании полезных привычек у обучающихся. Доказано, что систематические занятия физкультурой не только благотворно влияют на правильное формирование осанки, но и укрепляют нервную систему.

Режим дня тоже оказывает влияние на здоровье, физическое развитие и работоспособность студентов. Режим -это правильное распределение времени для еды, сна, различных видов занятий и отдыха в течение суток. Он устанавливается с учетом возрастных особенностей, условий, в которых обучающиеся живут и учатся. При соблюдении режима дня обучающиеся быстро втягиваются в работу, успешнее выполняют различные виды учебных заданий, у них хороший аппетит, нормальное пищеварение, они быстро засыпают.

В заключении нужно отметить, что важной задачей современного образовательного учреждения является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, воспитание их здоровыми, но особенно важно - научить их быть здоровыми. Поэтому на сегодняшний день мы должны найти такую модель образования, с помощью которой мог бы обеспечиваться высокий уровень подготовки студентов, и который также мог бы способствовать формированию обязательной потребности в улучшении и поддержании своего здоровья, а также применения данных практических навыков здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. кан. пед. наук. - Екатеринбург, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413).
  3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». - М.: Просвещение, 2004.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/ Н. К. Смирнов - М.: АПК и ПРО, 2002.
  5. Борисова И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: 2005.-№10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...

Программа по формированию культуры здорового питания обучающихся в 5 «г» классе

Необходимо серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следо...