Доклад на тему «Компьютерные технологии и их роль на уроках английского языка»
материал по английскому языку

Шмелёва Анастасия Сергеевна

«Компьютерные технологии и их роль на уроках английского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komp_teh.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Компьютерные технологии и их роль

на уроках английского языка»

Роль компьютерных технологий в обучении иностранному языку.

.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства .

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение .

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся.

Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками.

Проблемы обучения иностранному языку.

1.Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка .Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

2. Проблема заключается в сформированности умений и навыков самостоятельной работы , так как изучение иностранного языка это прежде всего самостоятельная работа ученика. Исключительно его желание приведет к успеху в овладение иностранным языком. Эффективность самостоятельной работы зависит от четырех составляющих эффективного взаимодействия учителя и обучаемого , используемых при этом педагогических технологий , эффективности разработанных методических материалов и способов их образования , качество обратной связи.

Реализация в организации самостоятельной работы учащихся будет способствовать формированию личности с глобальным мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального , культурного , психологического и социального развития , становлению жизненного самоопределения личности.

3.Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника , и во-вторых , умение правильно выявлять их и разумно управлять ими .

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления , восприятия ,понимания и усвоения иноязычного материала . Для этого необходимо повышать уровни мотивации , способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся , стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения .

Управление мотивацией обучения иностранным языкам является одной из центральных проблем методики обучения в школе . Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт , одной из которых является овладение иностранным языкам путем обучения умению общения на иностранном языке . К сожалению , на данный момент , обучение иностранным языкам в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников естественной потребности в общении на иностранном языкам .

В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку , максимально приближенной к естественным условиям .Важнейшем фактором , стимулирующим процесс иноязычного речевого общения , следует считать мотивацию усвоения иностранного языка.

Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним использование иностранного языка для получения определенной информации ( чтение журналов , газет , толковых словарей , и тому подобное ) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого , вместе с тем сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, а следовательно , повышается и мотивация изучения языка.

4.В теоретическом плане современные исследования показали, что современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иноязычной культуры . Большинство методистов ставят во главу угла современное состояние теории и практики обучения иностранному языку с ярко выраженной коммуникативной направленностью , что способствует всестороннему развитию личности , развитию духовных ценностей учащихся .

Эти и другие проблемы изучения иностранного языка создают тенденцию к снижению интереса учащихся к занятиям иностранным языком.

В век информационных технологий все чаще предъявляются высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и сфере профессиональной деятельности. Объёмы учебного материала увеличиваются, и традиционные методы его передачи и тренировки нередко являются малоэффективными. В настоящее время всё чаще обсуждается вопрос об эффективном использовании новейших информационных технологий в российских школах. К ним относятся не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Основная цель обучения иностранным языкам заключается в формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся, обучении практическому овладению иностранным языком. Задача учителя иностранного языка – создать условия для каждого учащегося индивидуально, необходимые для практического овладения языком, подобрать целесообразные методы обучения, которые позволили бы стимулировать познавательную активность учащегося на уроке иностранного языка.

Приоритетными направлениями в обучении иностранным языкам являются коммуникативность, аутентичность, интерактивность, изучение языка в культурном контексте, развитие межкультурной компетенции. Конечной целью обучения иностранным языкам является свободное ориентирование в иноязычной среде, и этому в большой степени способствуют новые мультимедийные инновации, которые определяются как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм, реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации.

В ходе изучения иностранного языка все большую популярность приобретают информационные и коммуникационные технологии. Их активное применение в обучении иностранному языку служит рычагом повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся и расширения их кругозора. Кроме того, используя информационно – коммуникационные технологии в процессе обучения иностранному языку, учитель повышает интерес к преподаваемому предмету. Также информационные и коммуникационные технологии могут выступать как в качестве средства подачи учебного материала, так и средством мониторинга знаний.

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Применение современных технологий обучения иностранному языку раскрывает огромные возможности перед учителем. Например, они дают возможность отрабатывать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях. Помимо того, компьютерные технологии помогают выработать лингвистические умения и навыки, организовать коммуникативные ситуации, довести до автоматизма языковые и речевые действия, а также гарантируют реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика, кроме того могут помочь в преодолении психологического барьера при практическом использовании языка как средства общения. Таким образом, при работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Выделяют несколько основных методических функций, реализуемых с помощью компьютера и компьютерных технологий:

1)      информативная – главным превосходством компьютера является возможность хранения и обработки большого объема информации, вследствие чего компьютер активно применяется на уроке иностранного языка;

2)      тренировочная функция заключается в использовании ПК с целью тренировки, отработки общеуниверсальных действий учащихся в процессе обучения иностранному языку. В некоторых случаях компьютер обладает рядом преимуществом по сравнению с учителем, например, в ходе тренировки и закрепления учебного материала. Это можно объяснить тем, что учащийся неограничен во времени при работе с компьютером, а также компьютер характеризуется объективным оцениванием работы учащегося и безграничным терпением;

3)      функция контроля и коррекции знаний учащихся с применением компьютерных технологий используется для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности. Применение компьютерных технологий положительно влияет на  возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в ходе проведения фронтального контроля; реализацию сильной обратной связи, максимального объективного оценивания результатов, что позволит учителю максимально сократить затраты времени на осуществление контроля и избавит учителя от трудоемкой работы во время обработки результатов контрольной работы.

4)      коммуникативная, под этой функцией подразумевается возможность общения в глобальной сети Интернет;

5)      организационно-стимулирующая функция осуществляется следующим образом: ответ учащегося автоматически принимается компьютером и происходит его распознавание, затем ответ анализируется и определяется, является ли ответ правильным, результат запоминается и сообщается учащемуся.

Отсюда следует, что компьютер в процессе обучения иностранному языку позволяет сделать активным участником педагогического процесса каждого учащегося. Например, при обучении аудированию, каждый ученик имеет возможность воспринимать на слух аутентичную иноязычную речь, при обучении говорению или отработке фонетических навыков используются обучающие программы, которые предусматривают работу с микрофоном. После того как учащийся прослушал слова или фразы на иностранном языке, ему предлагается произнести эти фразы самому, после чего он может узнать, насколько его произношение данных фраз и их интонирование близко к произношению носителя языка, т.е диктора, сравнив свою речь с речью диктора, учащийся может увидеть неточности в своем произношении и в последующем работать над их коррекцией, с целью улучшить свои произносительные навыки. Недостаток такого вида работы заключается в том, что такая работа отнимает у преподавателя много времени, но если несколько минут урока уделить этой работе, она принесет свои плоды. При тренировке грамматических навыков – каждый ученик имеет возможность выполнять грамматические упражнения, констатировать свои ошибки и добиваться верных ответов. Кроме того, компьютер может выступать в роли вспомогательного средства на уроке при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтении и письма, а так же, при тестировании. В случае если в классе компьютер только у учителя, он может быть использован как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики.


Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные технологии имеют свои преимущества. К примеру, у каждого учащегося, даже у самого пассивного,  есть возможность продемонстрировать свои умения и навыки, соревнуясь с другими учащимися, что позволит разбудить в нем желание и стимул достичь высоких результатов. С помощью компьютерных технологий учитель может своевременно корректировать учебные планы, учитывая при этом возможности и интересы всех учащихся. В свою очередь мультимедийные элементы могут быть использованы учащимся в своих домашних работах, которые они могут отправить учителю в электронной форме. А во внеурочное время или дома при наличии компьютера и соответствующих программ учащийся может упражняться столько, сколько ему необходимо, исходя из его возможностей и желаний.

В последние десятилетия теория и практика обучения языку существенно обогатились за счет Интернет- ресурсов. Необходимо отметить, что ресурсы глобальной сети играют огромную роль для лингводидактики, поскольку позволяют общаться с носителями языка в режиме реального времени на изучаемых языках, осуществляют доступ к аутентичным материалам и большому количеству учебных ресурсов в текстовом, аудио- и видеоформатах. С развитием мультимедийных средств и распространением Интернета можно заявлять о другом подходе к созданию компьютерной обучающей языковой среды. Этот подход предусматривает комплексное применение тщательно отобранных для конкретных целей обучения аутентичных и учебных материалов. Так, глобальная сеть Интернет может быть полезна как учащимся, так и учителям при получении необходимой информации. Это может быть и страноведческий материал, и новости из жизни молодёжи, и различные газетные общественно-политические статьи и т.д. Учащиеся могут принимать онлайн-участие в различных тестированиях, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, обмениваться сообщениями в чатах, форумах со сверстниками из других стран. В рамках реализации проблемного обучения учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

При внедрении и успешном использовании инновационных форм обучения в педагогическом процессе учителю отводится роль активного помощника, который организует, направляет и стимулирует учебную деятельность учащихся. Отсюда следует, что современные интернет-технологии играют важную роль при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, так как эффективное изучение иностранного языка строится на работе с аутентичными аудио-, видео- и печатными материалами.

Заключение

Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что студены выучили и что они знают. Вместо того чтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.

Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе. Это связано не только с проблемами, обозначенными в научной литературе. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:

·  временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных технологий;

·  техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т. п.). Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер. Например: для работы на уроках изобразительного искусства или черчения потребуется более мощный компьютер чем, скажем, на уроках математики или информатики;

·  организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут служить действенным дидактическим средством. Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с готовностью современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства.


Библиографический список.

  1. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г.Мур, У.Макинтош, Л.Блэк и др. М.: Издат.дом «Обучение-Сервис», 2006.
  2. Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного образования: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2006.
  3. Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 22 – 26.
  4. Нелунов А.И. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий // Информатика и образование. – 2008. – №9. – С. 31 – 33.
  5. Полипова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – №10. – С.11 – 16.
  6. Рахимова А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2012. – №10. – С. 56 –59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий и средств мультимедиа на уроках английского языка

Сегодня мы не можем представить урок без использования ИКТ....

Компьютерные технологии и их роль на уроках английского языка. Выступление на ШМО учителей МБОУ СОШ № 6, г.Пушкино, Пушкинский муниципальный район .

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:1)   интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;2) ...

«Здоровьесберегающие технологии и их роль на уроках английского языка»

laquo;Здоровьесберегающие технологии и их роль на уроках английского языка»...

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

Статья " Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...

Статья "Использование компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка средней ступени обучения"

quot;Использование компьютерных технологий в проектной деятельности  на уроках английского языка средней ступени обучения"...