Представление собственного педагогического опыта
материал по английскому языку
Формирование коммуникативной компетеции посредством технологий проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.doc | 472 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Представление собственного
педагогического опыта
Баркиной Марины Викторовны
учителя английского языка
по проблеме
«Формирование коммуникативной компетенции посредством технологий проектной деятельности»
2019 г.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
«Формирование коммуникативной компетенции посредством технологий проектной деятельности» и является ведущей идеей моей работы.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Своеобразие и новизна опыта заключается в то что, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Теоретической базой своего опыта считаю работы учёных, таких как Байденко В.И., Зеер Э.Ф., Лебедева О.Е., Митина Л.М.
Основной целью своей педагогической деятельности считаю разработку методического сопровождения необходимого для реализации проектного метода и формирования коммуникативных компетенций учащихся.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- развитие познавательной деятельности учащихся посредством применения метода проектов;
- развитие самостоятельности учащихся в обучении;
- формирование культуры творческого оперативного мышления учащихся;
- адаптировать ведущие идеи и положения проблемных или интерактивных методов образования и использовать их в качестве методологической основы на уроке;
- подготовка учащихся, способных использовать личный жизненный опыт и приобретенные знания на практике.
Проектная деятельность как успешный и действенный прием в обучении общению, позволяет решить проблему совершенствования практических умений и навыков учащихся. Это особая форма сотрудничества, вызывающая активную напряженную мыслительную деятельность. Проект как форма учебной деятельности имеет ряд преимуществ:
- формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
- осваиваются основы исследовательской деятельности;
- создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
- предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
- развивается способность к рефлексии.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания английского языка. Причин тому несколько:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
При подготовке к проекту я использую следующие методы в работе с учащимися:
1. Метод решения поставленной задачи.
2. Метод формирования идеи.
3. Метод использования чужих идей.
4. Эвристические методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.
Метод проектов предполагает следующие формы работы учащихся на уроке:
- работа в парах;
- работа в группах (мини-группах);
- индивидуально-групповая работа.
Как показала практика, метод проектов можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Педагогический опыт показывает, что именно использование проблемных, интерактивных методов обучения с применением различных современных образовательных технологий, создаёт оптимальные условия для развития коммуникативной компетенции учащихся и для их становления как языковой личности, способной решать современные задачи в языковой области знаний.
Оптимальность и эффективность указанных средств положительно сказывается и на результативности обучения. Практика показала, что у учащихся повысился интерес к изучению английского языка благодаря использованию метода проекта в процессе обучения иностранному языку. Применение проблемных или интерактивных методов, в частности метода проекта, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции, способствующей развитию теоретического мышления, языковой интуиции и творческих способностей учащихся, при овладении культурой речевого поведения и общения, формируется и учебно-познавательная компетенция, интерес к предмету, что позволяет учащимся выступать на школьных и городских научно-практических конференциях, участвовать в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету.
В качестве показателей эффективности урока и практической значимости рассматривались следующие параметры:
- повышение познавательного интереса учащихся, уровня учебной мотивации;
- увеличение роли самостоятельной работы учащихся;
- снижение уровня тревожности, создание благоприятной для обучения обстановки на уроке;
- повышение интереса к научно-исследовательской и поисково-творческой деятельности;
- повышение качества знаний;
Подводя итоги, следует отметить, что проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Формирование коммуникативной компетенции посредством технологий проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Личностно-ориентированное образование, один из основных принципов обновления средней школы, предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. Процесс обучения иностранному языку - деятельность в высшей степени индивидуально ориентированная. Изучение английского языка есть сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства.
Целью обучения иностранным языкам является иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов, которому и посвящена настоящая методическая разработка, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Для начала сформулируем основные требования к использованию метода проектов, в том числе применительно к урокам английского языка:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация», выводы, выдвижение новых проблем исследования.
На уроках английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся:
-- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;
-- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
-- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)
-- развивают аналитическое мышление.
В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями. Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа обучающихся осуществляется на английском языке. Сначала определяют, какой проект будет выполняться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект парный или групповой, то происходит формирование микрогрупп по интересам, распределение ролей заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Роль учителя состоит в формулировке учебных задач; он указывает, где можно найти материал.
В творческий союз при выполнении проектов ученики вовлекаются постепенно. Для этого им необходимо ознакомиться с дополнительной литературой по заданной теме, разработать план ответа. Основным принципом обучения иностранному языку по проектной методике является личностная ориентация учебного процесса на интересы и цели обучающихся. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь им усвоить информацию, выразить свое отношение к миру, событиям.
Решающее звено этой деятельности — учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Следующие элементы проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом и вне её:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение собственно исследования , анализ и осмысление полученных результатов.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом— мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.
Существуют общие подходы к структурированию проекта:
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.
- Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
- Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
- Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Выделяются основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализации, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием проектной работы.
Стадии реализации проекта и функции его участников
Стадия работы над проектом | Содержание работы
| Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка (проблематизация, целеполагание) | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Инициирует проектную идею. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование и сбор материала (реализация)
| 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы и оформление проекта
| Анализ информации. Формулирование выводов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, презентация, публикация) | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов (рефлексия) | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Таким образом, роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся на уроке английского языка позволяет не только выполнять основные программные цели языкового обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
Результативность.
Эффективность обучения определялась на основе анализа сформированных умений и навыков у одних и тех же учащихся по линии «сильный», «средний» и «слабый» в начале и конце экспериментального обучения. Кроме этого, проводились текущие срезы. Экспериментальное обучение заключалось в выполнении учащимися проектов на занятиях и во внеурочное время. Выполнение проектов было интегрировано в систему обучения иностранному языку на старшем этапе в соответствии с требованиями программы.
При разработке критериев для определения уровня сформированности ключевых компетенций учащихся я руководствовалась требованиями к уровню подготовки выпускников по английскому языку, представленными в Федеральном образовательном стандарте, а также рекомендациями С.С.Татарченковой, изложенными в авторском учебно-методическом пособии «Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность». Учитывая специфику метода проектов, наряду с коммуникативной компетенцией, я отслеживаю развитие умения работать с информацией и решать проблемные задачи. Мониторинг проводится 3 раза в год, который показывает повышение уровня коммуникативной компетенции у обучающихся при изучении английского языка.
Таблица 1. Критерии оценивания ключевых компетентностей
Ключевые компетенции и их показатели | Оценка | ||
0 | 1 | 2 | |
Отсутствует | Частично присутствует | Ярко выражена | |
Коммуникативная компетенция | |||
Овладение новыми языковыми средствами | |||
Устные монологические высказывания | |||
Устные диалогические высказывания | |||
Письменная презентация | |||
Овладение страноведческим материалом | |||
Умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств | |||
Информационная компетенция | |||
Навыки работы с информацией в учебном предмете | |||
Навыки работы с дополнительной информацией | |||
Навыки работы при использовании КТ, Интернет-ресурсов | |||
Решение проблемы | |||
Понимание ситуации проблемы | |||
Умение сформулировать проблему |
Таблица 2. Уровень развития коммуникативной компетенции (мах-2 балла)
Список уча щихся | 2017-2018 учебный год | 2018-2019 учебный год | ||||
окт. | дек. | апр. | окт. | дек. | апр. | |
5 класс | 0,78 | 1 | 1,89 | 1 | 1,2 | 1,2 |
6 класс | 1,1 | 1,2 | 1,26 | 1,2 | 1,5 | 1,5 |
7 класс | 1,4 | 1,6 | 1,7 | 1,5 | 16 | 1,8 |
Наряду с этими показателями можно увидеть, что повысилось и качество знаний учащихся.
Опрос учащихся, принимавших участие в проектах, показал, что
92% учащихся понравилось принимать участие в проекте.
На «отлично» свою работу в проекте оценили 28%,
на «хорошо» - 64%,
на «удовлетворительно» - 6%,
затруднились дать оценку своей работе 2% опрошенных.
На вопрос: « Определите самый интересный этап проекта», - были получены следующие ответы: организация деятельности –20%,
осуществление деятельности –35%,
презентация результатов –45% учащихся.
При этом распределение этапов по сложности оказалось таким:
организация деятельности – 40%,
осуществление деятельности – 35%,
презентация результатов – 25%.
Следуя полученным результатам опроса , можно сделать вывод, что учителю, организующему проектную деятельность, необходимо уделить особое внимание на этапы организации и осуществления деятельности, с целью повышения интереса к процессу осуществления деятельности учащимися.
Определяя свою роль в проекте,
24% учащихся назвали себя лидерами,
57% - активными помощниками,
19% - пассивными участниками.
Учитывая эти данные, учитель должен способствовать понижению процента пассивных участников проекта, т.е. ребят, занимающих наблюдательскую позицию, слабо проявляющих себя в ходе работы.
В результате внедрения метода произошли качественные изменения в уровнях развития познавательной активности: в экспериментальных группах увеличилось число учащихся с исполнительным активным и творческим уровнями познавательной активности (исполнительный активный – с 15% до 46%,
творческий – с 12% до 23%);
уменьшилось число учащихся с нулевым уровнем активности (с 24% до 15%).
В ходе исследования в 2018 году учащимся было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с проектным методом. Разнообразные методы рефлексии (языковой портфель, языковой паспорт класса и ученика, «Что я умею»)
Цель опроса – выяснить, интересна ли такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Детям были заданы следующие вопросы:
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке
проекта?
а) книги; б) периодическая печать; в) интернет; г) учитель; д) другие источники
(укажите какие)
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) да; б) нет
3. Подготовка проектов потребовала много времени, оторвала Вас от более важных
и интересных дел?
а) да; б) нет
4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) да; б) нет
Анкетирование обучающихся проводилось анонимно, все результаты были
обработаны на компьютере и представлены статистически:
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке
проекта?
а) Книги – 15%.
б) Периодическая печать – 5%.
в) Интернет – 65%.
г) Учитель – 10%.
д) Другие источники – 5%.
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да – 95%.
б) Нет – 5%.
3. Подготовка проектов потребовала много времени, оторвала Вас от более важных
и интересных дел?
а) Да – 20%
б) Нет – 80%
4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да – 100%.
б) Нет – 0%.
Результаты исследования характера отношения учащихся к школьных предметам показывают повышение положительного отношения к предметам, знания и умения по которым были связаны с реализацией проекта. У учащихся повысилась эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом обучения. Для определения эффективности использования метода проектов в формировании коммуникативной компетенции были выделены основные и дополнительные параметры и соответствующие им критерии. Основными параметрами экспериментального обучения явились: лингвистическая, прагматическая, социокультурная. В качестве дополнительных параметров были выделены учебно-познавательная и социальная компетенции.
Таким образом, результаты опытного обучения могут рассматриваться как подтверждение ранее выдвинутой гипотезы исследования и доказательство эффективности применения данной технологии на старшем этапе обучения иностранному языку. Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой в начале работы гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Предложенная методика адекватна цели исследования.
2. Использование метода проектов для формирования и развития коммуникативной компетенции имеет ряд преимуществ, основные из которых:
а) повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся;
б) улучшение мотивации и развитию познавательных интересов учащихся, способностей само - и взаимооценки;
в) развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления;
г) возможность учета возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Учащиеся 5 классов представили свои проекты по следующим темам:
- My day.
- The best school.
- What are you warning?
- Marry Christmas.
- My hobby.
- My friends.
Ученики 6 классов представили следующие проектные работы:
- My homepage.
- My family
- My home.
- I like to travel.
- Golden Autumn
- London
Учащиеся 7 класса представляли свои проекты по следующим темам:
- The best place I would like to rest
- The Halloween Party
- The UK
- My holidays
- Camping is a real adventure!
Презентации проектов были представлены в виде:
• демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий;
• рекламы
• ролевой игры
• соревнования
• спектакля
• театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
• экскурсии
Таким образом Юткина Мария, обучающаяся 5"В" класса, заняла III место в конкурсе проектов и учебно - исследовательских работ по теме "Английский календарь" на муниципальном уровне в 2017-2018 уч.год
Литература
- Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М., 2003.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.– М., 2000.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
- Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам. //Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». — М., 2001.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46.
- Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы. М., Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...