Реализация системно-деятельностного подхода
статья по английскому языку

Лычко Марина Васильевна

В разработке представлена характеристика системно-деятельностного подхода. А также представлен способ  создания условий системно-деятельностного подхода на уроке английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Любинская средняя общеобразовательная школа №3»

Лычко Марина Васильевна,

учитель английского языка

Реализация системно-деятельностного подхода

 на уроке английского языка.

«Сведений науки не следует  сообщать учащемуся готовыми,

но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,

                                      сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший,

                                       самый трудный, самый лучший.»

А.Дистервег

      Подрастающее поколение сегодня живет в условиях быстро меняющегося мира. Стремительно развиваются изменения в обществе и экономике, которые требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и т.д.

         В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Соответственно основная задача современной школы состоит в том, чтобы  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Тогда задача учителя - создать такие условия на уроке, при которых ученик сам будет активным  созидателем своих знаний,  выберет уровень достижения результатов образовательной деятельности, что позволит развить ему познавательный интерес, сформировать  коммуникативно-информационную компетентность,  будет способствовать развитию самооценки, самоанализа.

Оптимальным подходом для формирования и развития названных критериев и качеств является  системно-деятельностный  подход.

Системно-деятельностный подход предполагает:

—  - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

—  - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

—  - признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

—  - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

—  -  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования;

—  - разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

 Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:

 - как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

 - какой учебный материал подобрать;

 - какие методы и средства обучения выбрать;

 - как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

 - как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.

 Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, а не натаскивать.

         Я считаю, что одним из путей  создания условий системно-деятельностного подхода на уроке английского языка является использование информационно-коммуникационных технологий.

Обучение английскому языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной, коммуникативной  и других компетенций. Сегодня компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому, в своей работе  я стараюсь реализовать системно-деятельностный подход посредством использования ИКТ-технологий, что повышает мотивацию учащихся и формирует у них ключевые  компетенциии.

Хотелось бы остановиться на некоторых формах, методах и приемах, которые можно использовать на различных уроках по английскому языку через использование ИКТ-технологий.

  1. Метод проектов.

В последнее время мы очень часто слышим слово «проект». Почти каждый день нам представляют различные проекты на телевидении, в медицине, в строительстве, в бизнесе и т.д. Очевидна важность метода проектов и в школе. В своей педагогической деятельности я часто прибегаю к методу проектов. Проектная деятельность позволяет мне расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. В ходе организации и выполнения учебных проектов школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Учащиеся с большим интересом выполняют индивидуальные мини-проекты («Алфавит», «Смешная закладка», «Книга о друге», «Любимый герой» и т.д.), групповые («Лондон», «Достопримечательности Лондона», «Мой поселок»), коллективные исследования и проекты с родителями («Моя семья», «Родословная», «Семейные традиции»). При организации проектной деятельности обязательно я учитываю индивидуальные, психолого-физиологические особенности школьников. Темы проектных работ соответствуют содержанию учебного предмета. Проекты позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.

2. Информационно-обучающие программы. Кроме проектной деятельности в своей практике я использую информационно-обучающие программы, которые позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Это обучение фонетике, лексике, грамматике, аудированию, говорению. На уроках английского языка я использую следующие электронные ресурсы: онлайн-платформу для обучения английского языка от компании DS Global, модули сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Витаминный курс английского языка», «Уроки тетушки Совы» и др. В таких программах собраны наиболее типичные ситуации повседневного общения, с которыми сталкивается любой человек в реальной жизни. На примере небольших диалогов можно научиться заказывать еду в ресторане, спрашивать дорогу, правильно общаться по телефону и т.д. Весь материал разбит на уроки, которые в свою очередь делятся на задания  - для развития определенных навыков:

чтение и работа с лексикой - изучение слов, понимание и прослушивание текстов;

грамматика – задания на закрепление грамматических знаний;

аудирование - развитие навыков восприятия на слух – тренировка понимания речи;

говорение - работа над произношением – тренировка  произношения фраз в мини-диалогах.

Остановимся немного подробнее на некоторых аспектах языка. Например, грамматика английского языка в традиционном виде может быть для  школьника скучной  и малопонятной. Используя материал электронных ресурсов можно скучную грамматику превратить в занимательный и интересный урок. Грамотно подобранные задания на отработку позволяют закрепить полученные знания, а  система автоматической проверки позволяет сразу же  оценить свои результаты.

Если, например, взять лексику, то «зубрить» просто написанные в словаре слова сложно, долго и неэффективно. Запоминать новые слова легко - если занимаешься  с удовольствием: игры, тексты, видео для запоминания  новых слов и идиом.

Здесь сочетаются индивидуальные, парные и групповые формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта, могут самостоятельно выбирать темы и задания, искать необходимую информацию, работая при этом в своем индивидуальном темпе. Обучение происходит с использованием визуальных и слуховых образов. Для контроля знаний я использую также эти программы или онлайн тесты. Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются несколько задач: усвоение программного материала, тренировка и закрепление пройденного, а также формируются коммуникативная и ИКТ компетенции.

  1. Компьютерные программы.

        Работа с такими компьютерными программами как Net class, Power Point, Word Pad, Movie Maker в процессе обучения позволяют сделать более эффективными индивидуальную и групповую формы работы. При помощи данных программ можно обобщать, систематизировать информацию, создавать карты, схемы, таблицы, презентации, видеоролики и фильмы (конкурс презентаций «Известные люди», фильмов «Моя малая Родина»). Данные программы я использую на уроках английского языка в старших классах. Программа Net class позволяет учащимся в индивидуальном режиме отрабатывать фонетические и лексические навыки, навыки аудирования, ориентируя их на успех. А учителю позволяет адаптировать учебный материал для каждого обучающегося, согласно его потребностям и возможностям.

Результаты

При использовании ИКТ-технологий успешнее достигаются цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать нужную информацию, факты, организовывать и выражать свои мысли. Логически рассуждать, слушать и понимать речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Анализируя результаты каждого учебного года, я пришла к выводу, что реализуя системно-деятельностный подход через использование ИКТ-технологий на уроках английского языка, у моих учеников повысилась любознательность, формируются стойкие познавательные интересы, повысилось умение самостоятельно применять знания на практике. Они деятельны, целеустремленны. Ребята активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, например: «Британский бульдог», «Английский лев», «История Британии», «Интеллект-экспресс» и т.д., занимая призовые места и являясь дипломатами первой и второй степени. Мои ученики достигают высоких результатов и я горжусь этим!

Перспективы

Каждый ребенок – это индивидуальная личность по своей природе. Поэтому на своих уроках я создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, отмечаю каждое его достижение, сравнивая его с самим собой.

Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. А применение информационных технологий помогает преобразовать традиционное преподавание, рационалазировав ученический труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднять интерес школьников к учебе.

Я уверена, что ИКТ-технологии помогают не только успешно реализовать системно-деятельностный подход, но и являются необходимым помощником на уроках английского языка в условиях перехода на ФГОС. Информационные технологии – это будущий успех наших детей. А наши дети –это наше будущее!!!

Литература

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

3. Интернет-ресурсы:

1. www. vgf.ru

2. http://www.festival.1septembr.ru

3. http://www.shkola.edu.ru

4. http://www.pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы педагога при реализации системно – деятельностного подхода.

Данная статья  рассказывает о ресурсах, с помощью которых педагог может сделать урок более интересным и продуктивным....

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"

Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...