Реализация системно-деятельностного подхода
статья по английскому языку
В разработке представлена характеристика системно-деятельностного подхода. А также представлен способ создания условий системно-деятельностного подхода на уроке английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Любинская средняя общеобразовательная школа №3»
Лычко Марина Васильевна,
учитель английского языка
Реализация системно-деятельностного подхода
на уроке английского языка.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми,
но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,
сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший,
самый трудный, самый лучший.»
А.Дистервег
Подрастающее поколение сегодня живет в условиях быстро меняющегося мира. Стремительно развиваются изменения в обществе и экономике, которые требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и т.д.
В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Соответственно основная задача современной школы состоит в том, чтобы подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Тогда задача учителя - создать такие условия на уроке, при которых ученик сам будет активным созидателем своих знаний, выберет уровень достижения результатов образовательной деятельности, что позволит развить ему познавательный интерес, сформировать коммуникативно-информационную компетентность, будет способствовать развитию самооценки, самоанализа.
Оптимальным подходом для формирования и развития названных критериев и качеств является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал подобрать;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, а не натаскивать.
Я считаю, что одним из путей создания условий системно-деятельностного подхода на уроке английского языка является использование информационно-коммуникационных технологий.
Обучение английскому языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций. Сегодня компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому, в своей работе я стараюсь реализовать системно-деятельностный подход посредством использования ИКТ-технологий, что повышает мотивацию учащихся и формирует у них ключевые компетенциии.
Хотелось бы остановиться на некоторых формах, методах и приемах, которые можно использовать на различных уроках по английскому языку через использование ИКТ-технологий.
- Метод проектов.
В последнее время мы очень часто слышим слово «проект». Почти каждый день нам представляют различные проекты на телевидении, в медицине, в строительстве, в бизнесе и т.д. Очевидна важность метода проектов и в школе. В своей педагогической деятельности я часто прибегаю к методу проектов. Проектная деятельность позволяет мне расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. В ходе организации и выполнения учебных проектов школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Учащиеся с большим интересом выполняют индивидуальные мини-проекты («Алфавит», «Смешная закладка», «Книга о друге», «Любимый герой» и т.д.), групповые («Лондон», «Достопримечательности Лондона», «Мой поселок»), коллективные исследования и проекты с родителями («Моя семья», «Родословная», «Семейные традиции»). При организации проектной деятельности обязательно я учитываю индивидуальные, психолого-физиологические особенности школьников. Темы проектных работ соответствуют содержанию учебного предмета. Проекты позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.
2. Информационно-обучающие программы. Кроме проектной деятельности в своей практике я использую информационно-обучающие программы, которые позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Это обучение фонетике, лексике, грамматике, аудированию, говорению. На уроках английского языка я использую следующие электронные ресурсы: онлайн-платформу для обучения английского языка от компании DS Global, модули сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Витаминный курс английского языка», «Уроки тетушки Совы» и др. В таких программах собраны наиболее типичные ситуации повседневного общения, с которыми сталкивается любой человек в реальной жизни. На примере небольших диалогов можно научиться заказывать еду в ресторане, спрашивать дорогу, правильно общаться по телефону и т.д. Весь материал разбит на уроки, которые в свою очередь делятся на задания - для развития определенных навыков:
чтение и работа с лексикой - изучение слов, понимание и прослушивание текстов;
грамматика – задания на закрепление грамматических знаний;
аудирование - развитие навыков восприятия на слух – тренировка понимания речи;
говорение - работа над произношением – тренировка произношения фраз в мини-диалогах.
Остановимся немного подробнее на некоторых аспектах языка. Например, грамматика английского языка в традиционном виде может быть для школьника скучной и малопонятной. Используя материал электронных ресурсов можно скучную грамматику превратить в занимательный и интересный урок. Грамотно подобранные задания на отработку позволяют закрепить полученные знания, а система автоматической проверки позволяет сразу же оценить свои результаты.
Если, например, взять лексику, то «зубрить» просто написанные в словаре слова сложно, долго и неэффективно. Запоминать новые слова легко - если занимаешься с удовольствием: игры, тексты, видео для запоминания новых слов и идиом.
Здесь сочетаются индивидуальные, парные и групповые формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта, могут самостоятельно выбирать темы и задания, искать необходимую информацию, работая при этом в своем индивидуальном темпе. Обучение происходит с использованием визуальных и слуховых образов. Для контроля знаний я использую также эти программы или онлайн тесты. Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются несколько задач: усвоение программного материала, тренировка и закрепление пройденного, а также формируются коммуникативная и ИКТ компетенции.
- Компьютерные программы.
Работа с такими компьютерными программами как Net class, Power Point, Word Pad, Movie Maker в процессе обучения позволяют сделать более эффективными индивидуальную и групповую формы работы. При помощи данных программ можно обобщать, систематизировать информацию, создавать карты, схемы, таблицы, презентации, видеоролики и фильмы (конкурс презентаций «Известные люди», фильмов «Моя малая Родина»). Данные программы я использую на уроках английского языка в старших классах. Программа Net class позволяет учащимся в индивидуальном режиме отрабатывать фонетические и лексические навыки, навыки аудирования, ориентируя их на успех. А учителю позволяет адаптировать учебный материал для каждого обучающегося, согласно его потребностям и возможностям.
Результаты
При использовании ИКТ-технологий успешнее достигаются цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать нужную информацию, факты, организовывать и выражать свои мысли. Логически рассуждать, слушать и понимать речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Анализируя результаты каждого учебного года, я пришла к выводу, что реализуя системно-деятельностный подход через использование ИКТ-технологий на уроках английского языка, у моих учеников повысилась любознательность, формируются стойкие познавательные интересы, повысилось умение самостоятельно применять знания на практике. Они деятельны, целеустремленны. Ребята активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, например: «Британский бульдог», «Английский лев», «История Британии», «Интеллект-экспресс» и т.д., занимая призовые места и являясь дипломатами первой и второй степени. Мои ученики достигают высоких результатов и я горжусь этим!
Перспективы
Каждый ребенок – это индивидуальная личность по своей природе. Поэтому на своих уроках я создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, отмечаю каждое его достижение, сравнивая его с самим собой.
Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. А применение информационных технологий помогает преобразовать традиционное преподавание, рационалазировав ученический труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднять интерес школьников к учебе.
Я уверена, что ИКТ-технологии помогают не только успешно реализовать системно-деятельностный подход, но и являются необходимым помощником на уроках английского языка в условиях перехода на ФГОС. Информационные технологии – это будущий успех наших детей. А наши дети –это наше будущее!!!
Литература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.
2. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
3. Интернет-ресурсы:
1. www. vgf.ru
2. http://www.festival.1septembr.ru
3. http://www.shkola.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ресурсы педагога при реализации системно – деятельностного подхода.
Данная статья рассказывает о ресурсах, с помощью которых педагог может сделать урок более интересным и продуктивным....
Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода с учетом перехода на ФГОСы второго поколения.
Материалы с выступления на ГМО....
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.
Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...
Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"
Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....
Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ
В докладе представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно: повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...