Теория и практика в работе над проектами.
проект по английскому языку

Долгих Людмила Викторовна

Метод проектов - один из эффективных методов в преподавании английского языка. В данной работе предоставлены как теоретические аспекты,так и практическая разработка проекта Моя семья в 3 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические  основы  разработки проекта в 3 классе «Моя семья»

Тема проекта: «Моя  семья»

Тип проекта: творческий монопроект с открытой координацией; внутренний; краткосрочный.

 Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе обучения английскому языку.

А также, доказать, что:

1) проектная деятельность обеспечивает повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;

2) проектная деятельность обеспечивает повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению иностранным языком;

3) проектная деятельность способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а также их  общему интеллектуальному развитию.

          Продолжительность проведения: 5 академических часов

          Возраст: 8-9 лет

          Место проведения: г. Гатчина CОШ №7

          Оборудование : рабочие тетради  УМК Spotlight 3 класс, фломастеры, карандаши, фотографии, клей, ножницы.

          Модель проектного занятия: занятие основано на пройденном материале по теме  «Семья» и нацелено на расширение и обогащение  языковых и речевых знаний учащихся по этой теме, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков  в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом. Проект выполняется индивидуально и в конечном итоге, каждый ученик представляет (защищает) свою работу. На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы.

 Содержание    и  реализация  проекта  системы   учебных занятий по   теме “My family”

Проект “My family” состоит из трех этапов : подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Подготовительный этап ( Урок 1 )

 Постановка проблемы. Ориентирование учащихся на выполнение проектов (конечный результат работы – защита и выставка проектов).

Занятие начинается с краткого введения учителя. Учитель приветствует учащихся, сообщает им о том, что на протяжении будущей темы ребята являются участниками проекта «My family», определяет роли учащихся и их проблему.  Необходимо каждому найти фотографию своей семьи или нарисовать семью и описать ее. Для этого учитель вместе с учениками намечает задачи:

  • Познакомиться с соответствующей лексикой по теме
  • Повторить изученную лексику
  • Ознакомится с новым грамматическим материалом

      На этом занятии учитель с учащимися повторяет уже известный языковой материал (члены семьи), структуру This is …. .

Основной этап ( Уроки 2-3 )

На этом этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения, происходит актуализация уже известного языкового и грамматического материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами, закладываются основы будущих самостоятельных высказываний. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом.

 Dad – father

Mum – mother

Grandma – grandmother

Grandpa – grandfather

Big sister

Little brother

       C целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной теме «Моя семья», учащимся предлагаются различные виды речевых упражнений:

1. Вместе с детьми учитель составляет диаграмму

Учитель проводит игру Бинго, направленную на активизацию необходимых лексических единиц .

Учитель демонстрирует иллюстрации, учащиеся называют членов семей, используя структуру This is … .

Для отработки написания слов учитель проводит игры, в которых необходимо

           1. дописать пропущенные буквы

           2. поставить буквы по порядку, чтобы получились слова

Для этого класс делится на команды. Выигрывает та команда, которая сделает задания безошибочно и быстрее.

На следующем занятии происходит знакомство с новым грамматическим материалом: притяжательные местоимения. Ребята называют своих членов семьи и их имена. I have got a mother. Her name is Maria.

С целью отработки и закрепления материала учащиеся выполняют упражнения по учебнику ( УМК Spotlight 3 ) и упражнения, предложенные учителем. После отработки материала учитель предлагает составить устный рассказ о своей семье.

В конце урока учитель сообщает, что на следующем занятии ребятам предстоит оформить свой проект, поэтому необходимо принести с собой фотографии, клей, ножницы, карандаши и т.д.

Заключительный этап ( Уроки 4-5 )

Учитель приветствует участников проекта и сообщает им, что сегодня им предстоит оформить свои проекты и представить их (защитить). На заключительном этапе идеальный вариант – иметь два урока подряд.

Учитель предоставляет время учащимся для проектной работы, ее оформления и подготовке к презентации результатов, наблюдает, корректирует и  координирует деятельность ребят.

По окончанию своей работы ребята начинают презентацию своих проектов. Каждый из участников выходит, показывает свою работу и рассказывает о своей семье. ( Приложение 3)

Слушатели могут задавать вопросы своим одноклассникам. Например, What is your dog’s name?  Have you got a little sister? и т.д.

Во время защиты проводится обсуждение результатов учащимися и учителем.

В результате обсуждения ребята выбирают наиболее удачные проекты, те, которые произвели особенно хорошее впечатление. Для того, чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения. Так, например, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, речевых клише и т.д. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки. В день защиты все проекты вывешиваются в классе для выставки, ребята рассматривают их, делятся впечатлениями между собой, а учитель, сняв проекты, фиксирует ошибки, чтобы работать над их представлением. В более слабых группах, для того чтобы учащиеся не боялись представлять проект, задавать вопросы и отвечать на них, можно оценивать работы не по баллам, а по номинациям. Например: «самый яркий проект», «самый изящный проект», «самый содержательный проект» и т.д.

           В ходе проведенного исследования были выявлены следующие результаты: в целом,  учащиеся показали достаточный интерес к предстоящей работе, что способствовало дальнейшему повышению мотивации участников в процессе проектной деятельности.

          Учащиеся соблюдали дисциплину, легко включались в работу и без особых трудностей выполняли задания учителя. Это способствовало большей концентрации внимания учащихся, активизации их речевой, мыслительной деятельности. Особенно активны были следующие учащиеся: Котова Мария, Алексеева Виктория, Исаева Арина, Люсов Артём, Мельник Даниил.

Выполнение итоговой работы и ее защита выявило, что по большинству показателей проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

1.     значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;

2.     повышение уровня внутренней мотивации учащихся;

3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива.

В целом, проектная работа, проведенная по теме “My family” способствовала укреплению языковой и речевой базы учащихся, обогащению их словарного запаса и  развитию коммуникативных умений.

Таким образом, рассмотрев применение метода проектов в начальной школе, можно сделать выводы, что правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая  у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. ИЯ при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.

Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

     

   

Заключение

В результате проведенного дипломного исследования по проблеме использования проектной методики в преподавании английскому языку были сделаны следующие выводы:

1. Метод проектов является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения данной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

В ходе работы над теоретической частью данной дипломной работы был сделан вывод, что проектная методика, будучи инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

  • сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
  • шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);
  • стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения ;
  • усилить степень автономии учащихся;
  • пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Однако, решение данных задач является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых умений.

2. Метод проектов  всё больше используется при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом  двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается  взаимосвязь теории и практики. Учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, свой собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем,  что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.

Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию,  развитию и совершенствованию языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной  и межкультурной компетенции школьников в целом.

3. Следует заметить, что метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Применение данного метода способствует развитию и индивидуализации личности ребенка, формированию мотивации  к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного метода, младшие школьники приобретают знания по изучаемому языку, а также у них развивается активность и творческая направленность. При этом главная задача учителя – заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу деятельности. Надо отметить, что познавательные мотивы  в ходе изучения английского языка имеют ярко выраженный характер именно в ситуации включения учащихся в творческую проектную деятельность.

Полученные в практической части дипломной работы данные позволяют сделать вывод о большом положительном влиянии на развитие мотивов учения, желание и стремление учиться именно при соблюдении педагогических условий организации творческой деятельности школьников.

На основании вышеперечисленных выводов следует сделать заключение о том, что в ходе написания работы была достигнута конечная цель, а именно, раскрыв содержание и специфику применения проектной методики в обучении английскому языку, была доказана эффективность использования данной методики.

Хочется добавить, что умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Учитель в своей работе может и должен использовать всё положительное, что есть в практике учителей, работающих с целью формирования мотивации школьников. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким, а также должен преследовать   одну из главнейших задач обучения  - сделать усвоение знаний учащихся прочным и осмысленным, а саму учёбу – желанной, доставляющей радость.

Однако, формировать мотивы следует не только в экспериментальном порядке, а в ходе постоянной ежедневной работы. Такая работа у младших школьников должна быть ориентирована, прежде всего,  на развитие устойчивости имеющейся позитивной мотивации к изучению английского языка, полученной на начальном этапе обучения.

Известная китайская мудрость гласит « слушаю – забываю, вижу – запоминаю».  Эти слова очень хочется отнести к теме данной дипломной работы – проектной методике. Ученик, который работает на уроке, построенном по технологии проектной деятельности, получает знания не только из уст учителя, но и путём самостоятельной работы. Учитель лишь управляет процессом приобретения знаний. Таким образом, проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.  

Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

 Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Краткий справочный материал по математике для студентов 1 курса колледжа (теория и практика)"

Настоящий проект предназначен для студентов 1 курса колледжа и может быть также использован в работе преподавателей математики. Он поможет систематизировать имеющиеся знания по математике и ликвидиров...

Программа элективного предмета "Теория и практика исследовательской работы"

Данный элективный предмет рассчитан на работу с учащимися 10 классов, проявляющих интерес к исследовательской деятельности....

Статья "Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика"

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форм...

Теория и практика групповой работы на уроках физики

Материал был разработан мной для молодых преподавателей....

Метод проектов: теория и практика

Презентация представлена в рамках единых методических дней  "Технологии работы со слобо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности" ...

Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...

Презентация «Защита итогового индивидуального проекта: теория, методика, практика»

ФГОС предполагает обязательное оценивание метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения образовательных программ основного общего образования. Одна из форм оценивания - это защита И...