Программа элективного предмета "Теория и практика исследовательской работы"
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Акуловская Нина Александровна

Данный элективный предмет рассчитан на работу с учащимися 10 классов, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_predmeta_10_klass.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного предмета

«Теория и практика исследовательской работы»

10 класс

Автор-составитель

Акуловская Н.А., учитель            

русского языка и литературы

МБОУ «Лингвистическая гимназия

№27» г. Северодвинска.

Пояснительная записка.

Исследовательская деятельность учащихся призвана обеспечить индивидуальный        подход    в    обучении    школьников,    цель    которого -  формирование социальных, информационных, психолого-коммуникативных и культурологических компетенций учащихся

Исследовательская деятельность в школе - это творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Исследовательская работа учащихся близка подлинному научному исследованию, так как учащиеся в результате такой работы делают для себя открытия, получая новые знания.

Практика проведения учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одарёнными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Данный элективный предмет рассчитан на работу с учащимися 10 классов, проявляющих интерес к исследовательской деятельности. При работе целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы учебно-познавательной деятельности учащихся.

Программа элективного предмета основывается на интерактивном принципе, т.к. требует от учащихся реализации имеющихся знаний и умений из различных областей знаний. Особое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение заданий предполагает импровизацию, свободную дискуссию, игровую деятельность.

Исследовательская работа предусматривает использование различных методов и методических приёмов, способствующих эффективному развитию творческого потенциала.

В процессе написания работы предусматривается  творческая работа с литературой, информацией на электронных носителях и в сети Интернет. Исследовательская работа предполагает умение перерабатывать текст первоисточника и производить различные виды переработки текста (конспект, реферат, выписки, тезисы), а также создавать аннотацию и рецензию на книгу или статью.

Элективный предмет состоит из трёх разделов:

1.  Основные виды исследований и этапы работы над ними (16 ч).

В разделе в доступной для учащихся форме даётся определение исследовательской работы, характеристика видов научных работ. Традиционно сложная для школьников проблема определения темы, целей и задач исследования решается практическим путём. Особенно большое внимание уделяется этапам работы над научным исследованием: не только перечисляются эти этапы, но и составляется удобный индивидуальный алгоритм работы для каждого ученика. Школьники на практике осваивают методы исследования, выдвигают гипотезы и конструируют выводы. Такие сложные научные понятия, как гипотеза, предмет и объект исследования, методы исследования, апробация, конструирование выводов, осваиваются на практике в форме игры, что позволяет преодолеть страх учащихся перед исследованием и вызвать интерес к данному виду работ.

2.  Оформление исследовательской работы (11 ч).

Этот этап работы над исследованием традиционно вызывает трудности у школьников. Собирать и систематизировать материал, проводить само исследование, экспериментировать гораздо интереснее, чем оформлять работу. Но успех исследовательской работы зависит именно от того, насколько правильно она оформлена. Поэтому такое большое значение уделяется оформительскому этапу в данном элективном курсе. На занятиях учащиеся на практике знакомятся с методом «репертуарной решетки» и требованиями к оформлению разделов работы. Много внимания уделяется оформлению приложений.

3. Оценка результатов работы и её представление (7 ч).

Этап защиты исследовательской работы нельзя недооценивать. Без него работа не может считаться завершенной. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов становления начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Работе по построению текста доклада и выступлению отводится завершающий раздел элективного курса. Роль преподавателя на этом этапе сводится к минимуму, зато ведущую роль здесь играют учащиеся, которые не только учатся оценивать результаты своего труда, но и оценивают работу и выступления других исследователей. Умение доброжелательно, объективно указать на достоинства и недостатки чужой работы способствует позитивной оценке мира, что, несомненно, чрезвычайно важно для становления личностей юных исследователей.

Цель элективного предмета:

•  формирование научного мировоззрения учащихся;

• освоение знаний о методах научного исследования;

•   овладение умениями выдвигать гипотезы и конструировать выводы;

•   применение знаний для объяснения явлений социальной жизни;

• воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции.

Задачи элективного предмета:

•   привлечь      учащихся      к      поисковой,      научно-исследовательской деятельности;

• формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания;

•   развивать навыки исследовательской работы, умения самостоятельно ставить и решать задачи исследовательского, поискового характера;

•  развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

В результате изучения предмета учащиеся должны научиться:

•   работать с различной научной и критической литературой;

• критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.

 •   использовать в работе научный стиль;

 •   различным способам оформления и представления исследовательской работы, писать

автореферат и тезисы работы;  

 • готовить презентацию работы с помощью современных информационных технологий;

 •  овладеть способами эффективной защиты работы;

 •  овладеть навыками дистанционного общения.

        

Содержание программы

Основные виды исследований и этапы работы над ними (16 ч).

Виды научных работ. Виды исследований и признаки исследовательской работы.

Примерный алгоритм разработки программы исследования.

Постановачный этап исследования, его назначение и место в работе.

Проблема, тема, цель и задачи исследования.

Предмет и объект исследования.

Собственно исследовательский этап и его составляющие.

Методы исследования. Отбор методов исследования.

Гипотеза исследования.

Предварительные выводы исследования. Заключительный вывод исследования.

Оформительско-внедренческий этап и его роль в исследовании.

Оформление исследовательской работы (11 ч).

        Стиль изложения в исследовательской работе. Особенности научного стиля речи.

        Метод «репертуарной решётки».

        Структура конкурсной работы. Принципы рубрикации текста.

        Оформление титульного листа и оглавления работы.

        Оформление раздела «Введение».

        Оформление основной части работы.

        Оформление выводов.

        Оформление ссылок и приложений.

        Оформление рисунков, таблиц, формул.

        Оформление списка использованной литературы.

Оценка результатов работы и её представление (7 ч).

Экспертиза текста работы.

Доклад по исследовательской работе. Экспертиза доклада. Корректировка текстов.

Оценивание достижений учащихся.

Для оценивания достижений на элективном предмете профильной подготовки применяется  система оценки знаний учащихся «зачёт – незачёт». Элективный предмет считается  зачтённым, если обучающийся  посетил не менее 80% занятий и выполнил зачётную исследовательскую работу. 

 

Календарно-тематическое планирование элективного предмета

Дата

Содержание занятия

Кол-во часов

Форма работы

Форма контроля

Основные виды исследований и этапы работы над ними.

16

1.

Виды научных работ. Виды исследований и признаки исследовательской работы.

1

Лекция

Анализ

2.

Примерный алгоритм разработки программы исследования.

1

Лекция, работа с источниками

Конспект

3.

Как составить план (алгоритм) своего исследования.

1

Работа в парах

Составление

своего

алгоритма

4.

Постановочный этап исследования, его назначение и место в работе.

1

Работа с литературой

Конспект

5.

Проблема, тема, цель и задачи исследования. Как их правильно сформулировать.

1

Работа с текстами

Наблюдение

6.

Определение проблемы и темы своего исследования, формулировка целей и задач.

1

Работа в группах

Выступление

7.

Что такое предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта своего исследования.

1

Работа в парах

Взаимопроверка

8.

Собственно исследовательский этап и его составляющие.

1

Лекция

Конспект

9.

Отбор методов исследования.

1

Сообщения

Анализ

10.

Отбор оптимальных методов для своего исследования.

1

Деловая игра

Наблюдение

11.

Проверка гипотезы исследования. Проверяем свою гипотезу.

1

Работа в группах

Выступление

12.

Конструирование предварительных выводов.

1

Работа в группах

Взаимопроверка

13.

Конструируем свои предварительные выводы.

1

Индивидуальные задания

Выступление

14.

Апробация и уточнение предварительных выводов. Построение заключительного вывода.

1

Анализ образцов

Наблюдение

15.

Апробация и уточнение предварительных выводов. Построение заключительного вывода

1

Анализ образцов

Наблюдение

16.

Оформительско-внедренческий этап и его роль в исследовании.

1

Работа в группах

Выступление

Оформление исследовательской работы

11

17.

Стиль изложения в исследовательской работе. Некоторые особенности научного стиля.

1

Сообщения

Выступление

18.

Как создать свой научный текст.            1

Метод «репертуарной решетки».

Анализ образцов

Выступление

19.

Создание своей «репертуарной решетки».

Индивидуальная работа

Анализ

20.

Структура конкурсной работы. Принципы рубрикации текста.

Анализ образцов

Выступление

21.

Оформление титульного листа и оглавления работы.

Анализ образцов

Взаимопроверка

22.

Как правильно оформить раздел «Введение».

Работа в парах

Анализ

23.

Оформление раздела «Введение» в своей работе.

Работа в группах

Взаимопроверка

24.

Требования к оформлению основной части работы и выводов.

Анализ образцов

Выступление

25.

Оформление ссылок и приложений.

Индивидуальные задания

Взаимопроверка

26.

Оформление рисунков, таблиц,

формул.

Индивидуальные задания

Взаимопроверка

27.

Оформление списка литературы.

Индивидуальные задания

Взаимопроверка

Оценка результатов работы и её представление.

7

28.

Экспертиза текста работы.

1

Работа в группах

Взаимопроверка

29-30.

Проведение экспертизы собственной работы.

Ролевая игра

Наблюдение

31-

32.

Подготовка доклада по исследовательской работе.

2

Работа в парах

Наблюдение

33-34.

Экспертиза доклада. Корректировка текстов.

2

Ролевая игра

Рейтинг

Список литературы по теме:

1.   Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. Методические рекомендации для учителя и педагогов. // Завуч. - 2005 -№6.

2.   Варежникова О. Научно-исследовательская деятельность - шанс изменить судьбу. // УГ - 2006 - № 22.

3.  Громыко Д.В. Исследование и проектирование в образовании. // Школьные технологии - 2005 - № 2.

4.  Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. // Школьные технологии - 2001 -№6.

5.  Ивочкина Т.Н. Продуктивно обогащенный воспитательно-образовательный процесс и научно-исследовательская работа в школе. // Школьные технологии - 2002 - № 6.

6. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. // Школьные технологии - 2004 - № 4.

7.  Программы и тематические планы исследовательских курсов. // Школьные технологии - 2002 - № 1.

8.  Худин А.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении. // Завуч. - 2006 - № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Технология работы с контрольно-измерительными материалами ГИА"

Подготовка учащихся к сдаче экзамена в новой форме в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...

Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"

Основным требованием «Закона об образовании в РФ» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти тр...

Программа метапредметного курса по проектно- исследовательской работе обучающихся

Программа метапредметного курса по проектно- исследовательской работе обучающихся 5-7 классы...

Программа межрегиональной конференции "Инновационные практики социальной работы"

Выступление на межрегиональной конференции "Инновационные практики социальной работы"...

Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...

Практико- исследовательская работа « Наш яблоневый сад»

В МБОУ Кэнтиксой СОШ имени Дьуэгэ Ааныстыырова –Седалищева Н.К. много лет действует лагеоь « Харыйалаах» агро- краеведческой направленности. Сфера деятельности лагеря широка. Имеются...