Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Описание здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка используемых в 1 - 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_uroke_angliyskogo_yazyka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Петрова Юлия Александровна,
учитель английского языка высшей категории
534 школы Выборгского района г.Санкт-Петербурга
7 февраля 2018 г.
Бытует мнение, что среди принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим является принцип «Не навреди!» - одинаково верный, как для медиков, так и для педагогов. Автор категорически не согласен с такой постановкой вопроса и утверждает, что современный урок английского языка, проведенный с соблюдением здоровьесберегающих технологий, не только не может повредить школьникам, но и делает их более здоровыми физически, нравственно и психологически, сохраняя при этом свою основную функцию – передачу знаний. Наивно полагать, что урок здоровья – это урок, на котором соблюдены гигиенические нормы образовательного процесса. Размер, освещенность и чистота помещения, температура, отсутствие аллергенов, высота стола и стула, без сомнения, очень важны, но, в конечном счете, играют не основную роль в воспитании здорового, образованного человека, достойного гражданина общества.
Автор на своих уроках руководствуется триединым представлением о здоровье – единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Смена видов учебной деятельности, чередование видов преподавания, наличие эмоциональных разрядок, проведение физкультминуток, создание благоприятного психологического климата позволяют автору проводить качественный, психологически комфортный урок, достигая выполнения учебных целей. А комплексное использование личностно-ориентированных технологий дает возможность сделать каждый урок английского языка – уроком здоровья. Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
1. Одним из важнейших аспектов здоровьесбережения автор считает психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка в классе, улыбка, шутка, похвала, поддержка, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности позволяют раскрыть способности каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и как следствие к более высоким результатам. Личность учителя, его позитивный настрой, его умение поддерживать психологически комфортную обстановку на уроке является основополагающим звеном личностно-ориентированного урока.
2. Физкультминутки, чередование позы, перемещение по классу для выполнения задания необходимы для эмоциональной разрядки. Некоторые учителя понимают термин «физкультминутка» дословно и организуют выполнение физических упражнений или игр, никак не связанных с изучаемым материалом. А ведь можно связать физкультминутку с темой урока и разыграть диалог, спеть песню, показать на карте страну или пройтись по классу в поисках необходимого предмета.
3. Технологии проектной деятельности на уроках английского языка позволяют более полно раскрыть потенциал обучающегося. Проект может быть выполнен учащимся в виде электронной презентации или в виде стендового доклада, или таким неожиданным образом, как пьеса на тему защиты окружающей среды. Проектное обучение направлено на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей и формирование личностных качеств учащихся.
4. Учителю необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создать педагогическую ситуацию общения на уроке, позволяющую каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создать обстановку для естественного самовыражения ученика.
5. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, проведение обучающих игр, проектную деятельность. На уроках английского школьники получают творческое задание, связанное, например, с изучением прошлого своей семьи. Обучающийся сам выбирает тип, вид и форму выполнения задания.
6. Введение в урок английского языка исторических экскурсов и отступлений позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. В данном случае группа школьников получила задание описать старинные особняки Выборгского района.
7. Одной из форм личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках английского языка является коллективная деятельность. Работа в парах и группах не только способствует активизации лексического и грамматического материала, но и помогает каждому школьнику освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
8. Еще одним видом коллективной деятельности на уроках английского языка является театрализация. Этот метод позволяет активизировать творческий потенциал каждого обучающегося. Метод является личностно-ориентированным, так как учитываются способности и склонности каждого отдельного учащегося – одни пишут сценарий, другие с упоением репетируют свою роль и с радостью выступают, кто-то категорически отказывается выступать на сцене, но зато мастерски подбирает музыку и ставит танцы, один профессионально поет, а другой может сделать сальто. Задача учителя организовать процесс постановки спектакля таким образом, чтобы каждый учащийся был максимально задействован, чтобы работа каждого была оценена не только учителем, но и товарищами. Эту здоровьесберегающую технологию можно отнести к технологии раскрепощенного развития детей, так как театрализация - это подвижный вид деятельности, развивающий творческое воображение и целостное восприятие и познание мира. Психологический климат в коллективе улучшается.
9. Хороший обучающий, но при этом здоровьесберегающий эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Попадая в знакомую атмосферу компьютерных технологий обучающиеся чувствуют себя спокойно и уверенно.
10. Одним из методов личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка является использование проблемных творческих заданий. Рассмотрим один урок, на котором учащиеся проводили экологический эксперимент. При изучении темы «Экология» в 6-7 классах на первых занятиях вводится и активизируется новая лексика, изучаются тексты, связанные с проблемами загрязнения окружающей среды. На следующем этапе мы проводим экологический эксперимент как доказательство вредного влияния загрязнения на экологию. Для эксперимента учащиеся готовят:
- пробирку с чистой водой,
- пробирку с водой и уксусом,
- пробирку с водой и растительным маслом,
- пробирку с водой и пищевыми отходами,
- пробирку с водой и строительным мусором,
- листья герани душистой.
В каждую пробирку ребята помещают по одному листу герани и в течение нескольких дней проводят наблюдения. В пробирке с уксусом лист погибает через 2 часа, в пробирке с маслом через сутки, в пробирке со строительным мусором через 1-2 суток. В пробирке с пищевыми отходами лист герани либо дает корни, либо через неделю гибнет, это зависит от качества отходов. В чистой воде лист дает корни.
Все обсуждения эксперимента, его последствий и выводы проводятся на английском языке и, следовательно, решаются такие учебные задачи, как развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие навыков ведения дискуссии и вовлечение учащихся в проектную деятельность. Однако, решаются и воспитательные задачи – развитие интереса и ответственного отношения к проблемам окружающей среды, воспитание творческого подхода к делу.
Такой урок английского языка позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его заботиться о своем здоровье и об окружающей среде.
Заключение. Таким образом, становится очевидным, что личностно-ориентированные технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспекте. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"
Здоровье школьника...
Статья по теме" Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка помогает снять эмоциональное напряжение учащихся разных возрастных групп и делает урок более интересным....
Статья Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...
Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....
Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статистические нагрузки являю...
Статья "Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе"
Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах....
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков ученики учатся общать...