Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка.
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Петрова Юлия Александровна

Описание здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка используемых в 1 - 11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Автор: Петрова Юлия Александровна,

учитель английского языка высшей категории

534 школы Выборгского района г.Санкт-Петербурга

7 февраля 2018 г.

       Бытует мнение, что среди принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим является принцип «Не навреди!» - одинаково верный, как для медиков, так и для педагогов. Автор категорически не согласен с такой постановкой вопроса и утверждает, что современный урок английского языка, проведенный с соблюдением здоровьесберегающих технологий, не только не может повредить школьникам, но и делает их более здоровыми физически, нравственно и психологически, сохраняя при этом свою основную функцию – передачу знаний. Наивно полагать, что урок здоровья – это урок, на котором соблюдены гигиенические нормы образовательного процесса. Размер, освещенность и чистота помещения, температура, отсутствие аллергенов, высота стола и стула, без сомнения, очень важны, но, в конечном счете, играют не основную роль в воспитании здорового, образованного человека, достойного гражданина общества.

       Автор на своих уроках  руководствуется триединым представлением о здоровье – единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Смена видов учебной деятельности, чередование видов преподавания, наличие эмоциональных разрядок, проведение физкультминуток, создание благоприятного психологического климата позволяют автору проводить качественный, психологически комфортный урок, достигая выполнения учебных целей. А комплексное использование личностно-ориентированных технологий дает возможность сделать каждый урок английского языка – уроком здоровья. Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей.

       Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

1. Одним из важнейших аспектов здоровьесбережения автор считает психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка в классе, улыбка, шутка, похвала, поддержка, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности позволяют раскрыть способности каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и как следствие к более высоким результатам. Личность учителя, его позитивный настрой, его умение поддерживать психологически комфортную обстановку на уроке является основополагающим звеном личностно-ориентированного урока.

2. Физкультминутки, чередование позы, перемещение по классу для выполнения задания необходимы для эмоциональной разрядки. Некоторые учителя понимают термин «физкультминутка» дословно и организуют выполнение физических упражнений или игр, никак не связанных с изучаемым материалом. А ведь можно связать физкультминутку с темой урока и разыграть диалог, спеть песню, показать на карте страну или пройтись по классу в поисках необходимого предмета.                                                                           

3. Технологии проектной деятельности на уроках английского языка позволяют более полно раскрыть потенциал обучающегося. Проект может быть выполнен учащимся в виде электронной презентации или в виде стендового доклада, или таким неожиданным образом, как пьеса на тему защиты окружающей среды. Проектное обучение направлено на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей и формирование личностных качеств учащихся.

4. Учителю необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создать педагогическую ситуацию общения на уроке, позволяющую каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создать обстановку для естественного самовыражения ученика.

5. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, проведение обучающих игр, проектную деятельность. На уроках английского школьники получают творческое задание, связанное, например, с изучением прошлого своей семьи. Обучающийся сам выбирает тип, вид и форму выполнения задания.

6. Введение в урок английского языка исторических экскурсов и отступлений позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. В данном случае группа школьников получила задание описать старинные особняки Выборгского района.

7. Одной из форм личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках английского языка является коллективная деятельность. Работа в парах и группах не только способствует активизации лексического и грамматического материала, но и помогает каждому школьнику освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Создание педагогических ситуаций общения на уроке позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

8. Еще одним видом коллективной деятельности на уроках английского языка является театрализация. Этот метод позволяет активизировать творческий потенциал каждого обучающегося. Метод является личностно-ориентированным, так как учитываются способности и склонности каждого отдельного учащегося – одни пишут сценарий, другие с упоением репетируют свою роль и с радостью выступают, кто-то категорически отказывается выступать на сцене, но зато мастерски подбирает музыку и ставит танцы, один профессионально поет, а другой может сделать сальто. Задача учителя организовать процесс постановки спектакля таким образом, чтобы каждый учащийся был максимально задействован, чтобы работа каждого была оценена не только учителем, но и товарищами. Эту здоровьесберегающую технологию можно отнести к технологии раскрепощенного развития детей, так как театрализация - это подвижный вид деятельности, развивающий творческое воображение и целостное восприятие и познание мира. Психологический климат в коллективе улучшается.

9. Хороший обучающий, но при этом здоровьесберегающий эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Попадая в знакомую атмосферу компьютерных технологий обучающиеся чувствуют себя спокойно и уверенно.

10. Одним из методов личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка является использование проблемных творческих заданий. Рассмотрим один урок, на котором учащиеся проводили экологический эксперимент. При изучении темы «Экология» в 6-7 классах на первых занятиях вводится и активизируется новая лексика, изучаются тексты, связанные с проблемами загрязнения окружающей среды. На следующем этапе мы проводим экологический эксперимент как доказательство вредного влияния загрязнения на экологию. Для эксперимента учащиеся готовят:

  1. пробирку с чистой водой,
  2. пробирку с водой и уксусом,
  3. пробирку с водой и растительным маслом,
  4. пробирку с водой и пищевыми отходами,
  5. пробирку с водой и строительным мусором,
  6. листья герани душистой.

В каждую пробирку ребята помещают по одному листу герани и в течение нескольких дней проводят наблюдения. В пробирке с уксусом лист погибает через 2 часа, в пробирке с маслом через сутки, в пробирке со строительным мусором через 1-2 суток. В пробирке с пищевыми отходами лист герани либо дает корни, либо через неделю гибнет, это зависит от качества отходов. В чистой воде лист дает корни.

Все обсуждения эксперимента, его последствий и выводы проводятся на английском языке и, следовательно, решаются такие учебные задачи, как развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие навыков ведения дискуссии и вовлечение учащихся в проектную деятельность. Однако, решаются и воспитательные задачи – развитие интереса и ответственного отношения к проблемам окружающей среды, воспитание творческого подхода к делу.

Такой урок английского языка позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его заботиться о своем здоровье и об окружающей среде.

Заключение. Таким образом, становится очевидным, что личностно-ориентированные технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспекте. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме" Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка помогает снять эмоциональное напряжение учащихся разных возрастных групп и делает урок более интересным....

Статья Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

      Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статистические нагрузки являю...

Статья "Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе"

Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков ученики учатся общать...