Какой урок считается современным?
статья по английскому языку
При всем многообразии типов и форм урока главные его функции – обучать и воспитывать.
Не все «старое» несовременно, не все новомодное современно по своей сути.
Современный урок ставит перед собой и решает определенные задачи. Оценивая урок, мы рассматриваем определённые вопросы, а именно - как решается образовательная, воспитательная и др. задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoy_urok_schitaetsya_sovremennym.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В.ТАСЕНЮК
КАКОЙ УРОК СЧИТАЕТСЯ СОВРЕМЕННЫМ?
При всем многообразии типов и форм урока главные его функции – обучать и воспитывать. Не все «старое» несовременно, не все новомодное современно по своей сути.
Важны и формы, и методы, и типы, и целевые установки.
Целевая установка современного учебного процесса в целом, а, значит, урока, как его части, может быть определена в следующем:
- главный показатель оценки урока – самочувствие человека (как ученика, так и учителя)
- воспитание и обучение эффективны, когда есть постоянная заинтересованность в ученике
- высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя, во-первых, уважение к его человеческому достоинству, а, во-вторых, не менее высокую требовательность к себе; воспитывать и обучать без подавления
- обучение эффективно, если оно целесообразно и нешаблонно
- воспитание и обучение эффективны, если они системны: нет системы – нет успеха.
Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры, педагогического мастерства.
Мало самому знать свой предмет и то, что когда-то было выучено по общей дидактике и методике. Важно владеть различными видами деятельности, в которые учитель должен уметь включать учащихся:
- конструктивная деятельность – отбор и организация учебного материала. Конструктивное мастерство учителя состоит в том, чтобы уметь гибко приспосабливать внутреннюю организацию учебного материала в рамках программы и учебника к конкретным обстоятельствам. Особенностям данного состава учащихся. Важно правильно сделать тематическое планирование, уделив необходимое количество часов на прохождение тем программы, учтя особенности класса, не допустив при этом непрохождение программы. При необходимости уметь произвести корректировку учебно-тематического планирования
- организаторская деятельность – связана с организацией собственной деятельности и деятельности учащихся
- коммуникативная деятельность – с точки зрения современности считается наиболее важной. Она включает следующие моменты: а) способность передать свои знания кратко и интересно; б) способность понимать ученика; в) самостоятельность и творчество; г) находчивость и быстрая ориентировка.
Для организации современного урока необходимо обладать определенными способностями, развивать их:
- экспрессивные – речь, мимика, формы поведения, даже внешний вид учителя
- перцептивные – внимание учителя, способность читать по лицам детей, умение общаться с детьми, установка контакта с ними
- суггестивные – способность к внушению, заключающаяся в силе непосредственного волевого влияния на учащихся
- научно-познавательные способности (академические).
Современный урок ставит перед собой и решает определенные задачи. Оценивая урок, мы рассматриваем следующие вопросы: как решается образовательная задача, как решается воспитательная задача, как происходит формирование мышления, речи, внимания, памяти, воображения; как учитываются особенности учащихся, уровень их подготовленности и развития; насколько рациональны общая структура, дозировка времени, темп, этапы урока – их логичность и взаимосвязь. Формы работы на уроке, методы, применяемые учителем.
Модель урока – это два яруса. Нижний ярус – средства и приемы – составляет педагогическую технику, и, будучи дополнен личностными особенностями учителя, является педагогическим мастерством. Верхний ярус – методы, технологии и формы – относится к педагогической науке.
Личное обаяние, ораторское мастерство, другие личностные факторы иногда выводят учителя на такой уровень искусства, что каждая его находка, каждый прием становятся достоянием многих (опыт В.Ф.Шаталова, например). К сожалению, у последователей таких мастеров редко получается столь же успешно красиво.
Учитель, профессиональное совершенствование которого остановилось на накоплении средств обучения и собирании приемов и методик без их применения, так и будет всю жизнь «раскрашивать свою табуретку». При известном трудолюбии можно довести ее до уровня «хохломы», но она от этого не перестанет быть табуреткой. Более того, такая «хохлома» утрачивает свое первоначальное назначение. Изучив прием, метод, методику, их надо применять, если они целесообразны, а не складировать их.
Более существенный уровень обобщения – освоение новых форм и методов. Многие учителя, идущие по этому пути, не дают красивых, эффектных уроков. Их кропотливый труд отражается только на качестве выпускников, а это трудно предъявить наблюдателю. Такие учителя – технологи рано или поздно выходят на очень высокий уровень, создают авторские методики.
Поощряя и поддерживая учителей-искусников, администрация права. Но она еще более права, поддерживая и поощряя также учителей-технологов (при условии, что это действительно технологи, а не собиратели). Тогда в школе будет то, на что любоваться, и будет то, на чем сидеть.
Существует ряд современных форм урока, методов и методик, связанных, прежде всего, с коммуникативной деятельностью: это и проектная методика, и метод сотрудничества, и разные формы брейнсторминга (т.е. мозговой атаки), и методика бэк-рипота, т.е. обязательного получения конечного обобщенного результата.
Закончить хотелось бы следующим: современных методов и методик много. Задача учителя – выбрать те методы, которые близки ему. Не собирать, а применять их в своей работе. Делиться своими находками. И не следует забывать, что учебный процесс дискретен. Ученик не все время находится под воздействием школы. Поэтому наша задача сделать урок воспитывающим, обучающим, запоминающимся; по возможности – красивым и ярким, не забывая все хорошее «старое», и применяя все хорошее «новое». Такой урок и можно считать современным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какое слово я считаю самым добрым и нежным
Сочинение Авериной Ксении...
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...
Разработка интегрированного урока "Считаем вместе с английским"
Данный материал предназначен для проведения интегрированного урока на тему "Считаем вместе с английским", объединяющий математику и английский, позволяющий ученикам пятого класса закрепить свои знания...
"Какой размер фирмы считать оптимальным" (экономика, 10 класс, профильный уровень)
Презентация "Какой размер фирмы считать оптимальным" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя. Учебник. Э...
Статья"Какого ребенка можно считать трудным".
03.04.2022"Какого дошкольника можно считать трудным?"Воспитатель ЦССВ 14Турсунова Рано МирзоалиевнаК важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие небл...