Статья"Какого ребенка можно считать трудным".
статья по психологии

Турсунова Рано Мирзоалиевна

03.04.2022

"Какого дошкольника можно считать трудным?"
Воспитатель ЦССВ 14
Турсунова Рано Мирзоалиевна
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны, многие нежелательные проявления оказываются преходящими, временными и постепенно, по мере взросления ребенок теряет их, а с другой — именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей.
Тема:

Какого дошкольника можно считать «трудным»?

Введение.

Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны, многие нежелательные проявления оказываются преходящими, временными и постепенно, по мере взросления ребенок теряет их, а с другой — именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, «многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным».

Наиболее многочисленную группу посетителей консультации составляют дети, у которых, как показывает обследование, отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности, связанные с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями. Родители жалуются на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), плохую память, невнимательность, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», лживость (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т. е. детское фантазирование), слабоволие (а точнее, непроизвольность поведения) и др.

В то же время дети с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем, как правило, особенно трудны в плане воспитания. Значительной степени выраженности у них часто достигают такие неблагоприятные черты характера и особенности поведения, как повышенная двигательная активность, неорганизованность, беспокойность, агрессивность или, напротив, заторможенность, робость, эмоциональная ранимость и др.

Специалисты, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 год, 3 и 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на его очевидную трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.

Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается неправильным (так, пощечина хотя и способна быстро восстановить спокойствие и «порядок», но влечет за собой далеко идущие последствия), должно учитываться также в работе с гиперактивными детьми, потому что и в данном случае не существует простых путей и готовых решений. 

Действительно ли это «плохие дети», «маленькие тираны», «белые вороны», подброшенные бедным родителям зловредной судьбой? Или, может быть, они просто антиподы спокойных, тихих, приспособляемых и покладистых детей? Дети с неуемной жаждой движения. Дети, которые двигаются больше других. Может быть, их беспокойность всего лишь признак живости? Именно эти вопросы заинтересовали нас при выборе темы. Проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме, мы можем говорить о недостаточности исследования проблемы в нашей стране, а так же недостаточность применения на практике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С каким трудом можно сравнить труд учителя?

Материал  об учителе русского языка и литературы «Ключевской средней школы №1» Ключевского района, Алтайского края , заслуженном учителе РСФСР Ксении Яковлевне Наймушиной...

Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным

Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему...

буклет для классного руководителя "кого можно считать трудным подростком"

советы и рекомендации классному руководителю по работе с детьми требующими особого педагогического внимания...

"Какой размер фирмы считать оптимальным" (экономика, 10 класс, профильный уровень)

Презентация "Какой размер фирмы считать оптимальным" предназначена для проведения урока экономики в 10 классе (профильный уровень) в качестве сопровождения при объяснении учителя. Учебник. Э...

Каким образом можно уберечь ребенка от вредных привычек?

Как можно уберечь ребенка от вредных привычек...

Презентация: «Трудное» поведение ребенка. Приемы управления «трудным» поведением ребенка.

Психологи выделяют четыре основные причины нарушений поведения детей....