Описание работы в ТРКМ
статья по английскому языку

Никогло Надежда Сергеевна

В данной статье представлена информация о технологии развития критического мышления и применения технологии на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_raboty_v_trkm.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.

 Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением»

(А.Ф. Дистервег).  

         Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.  Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», Комплексный проект модернизации образования ставят перед современным образованием также задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию, и в основу разработки новых стандартов положен системно- деятельностный подход.

Поэтому моя цель как учителя - реализация системно - деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе посредством английского языка.

Ситемно-деятельностный подход – взаимодействие системы и деятельности, понятие данного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

      Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения предполагает управление учителем познавательной деятельностью школьников.  Таким образом, меняется роль учителя.

Учитель- организатор деятельности детей. Я даю детям возможность учиться самостоятельно, исходя из их способностей, являясь руководителем этого самостоятельного процесса, предоставляя материал. Для того, чтобы реализовать современный процесс обучения детей, требуется применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из наиболее эффективных технологий, способствующих успешному достижению поставленных Стандартами задач, на мой взгляд, является технология развития критического мышления.

    Проводя экскурс в историю, мы знаем, что о технологии развития критического мышления в нашей стране было известно еще с 90-х годов прошлого столетия. Предложенная американскими учёными К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил как особая методика обучения, она развивалась при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и Письмо для Развития Критического мышления». С 2000 года проект в России развивается самостоятельно.

Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, искать во всем смысл, проявлять творчество, и др.).

Другими словами, критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения, это и есть способность давать всему критическую оценку, рефлексировать по поводу выполненного.

В технологии развития критического мышления, как и в любой другой технологии, есть свои закономерности, логичность, стадии. Напомню, рассматривая учебное занятие с позиции данной технологии педагоги- ученые выделяют три основные стадии урока. Это своего рода структура, без которой основа технологии не будет иметь устойчивости. Первая стадия- стадия «вызов», на этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний учащихся, как следствие, их мотивация на дальнейшую работу.

Вторая стадия- стадия «осмысление», задача этой стадии сохранить интерес к теме, это возможно за счет работы с новой информацией (через активное чтение, прослушивание текстов), которая помогает учащимся продвигаться от имеющихся знаний к открытию новых.

Третья, финальная стадия- «рефлексия» (размышление), дает возможность учащимся проанализировать, интерпретировать, творчески переработать изученную информацию, соотнести имевшиеся знания с полученными на занятии на стадии осмысления.

Основные методические приемы данной технологии: заполнение кластеров, чтение текста с маркировкой по методу инсерт, интерактивная стратегия «знаем – хотим узнать – узнали», синквейн, фишбон, корзина идей, стратегия уголки и многие другие.

В своей педагогической деятельности, я активно использую кластер, концептуальную (сводную) таблицу, фишбон, верные или неверные утверждения и другие приемы.

Перечисленные приемы эффективны при работе с текстами лингвострановедческого характера, а также при изучении грамматического материала английского языка. Если приводить примеры работы с текстами, то рассмотрим, сначала сводную таблицу. Суть данного приема состоит в сравнении трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Учащиеся получают следующий алгоритм работы по тексту (алгоритм может быть составлен, исходя из особенностей материала, или даже особенностей класса, на усмотрение учителя). Например: 

  1. Прочитайте текст №1.
  2. Внесите название объекта в таблицу.
  3. Найдите в тексте №1 пункты, указанные в таблице.
  4. Внесите информацию по каждому пункту в таблицу с названием объекта.
  5. Затем прочитайте текст№2 и выполните шаги 2-4.

Если речь идет о сравнении англоговорящих стран, то алгоритм работы с текстом (текстами) имеет конкретные характеристики:

  1. Прочитайте текст №1.
  2. Внесите название страны в таблицу.
  3. Найдите в тексте №1 пункты, указанные в таблице. (это могут быть: континент, официальные языки, погода и др.)
  4. Внесите информацию по каждому пункту в таблицу с названием страны.
  5.  Затем прочитайте текст№2 и выполните шаги 2-4.

Немаловажным при работе с текстами на основе приемов технологии развития критического мышления, является рубрикация или критериальное оценивание, с которым необходимо познакомить детей перед началом работы. Примером критериев оценивания т работы с текстами лингвострановедческого характера может быть: отметка «5», при условии заполнения пяти и более пунктов таблицы (из семи максимальных) по двум странам; отметка «4», при заполнении четырех пунктов, отметка «3», при трех, но не менее пунктов таблицы по двум странам. Так оценивается работа в паре или группе на основе написанного. Однако, в конечном результате необходимо запоминание информации на английском языке для устного воспроизведения. Составленная сводная таблица по итогу помогает детям рассказать в сравнении о странах изучаемого языка, но для этого этапа также простраивается свой алгоритм работы. Например:

-Перед вами таблица с названиями стран и пунктами, информацию по которым вы должны заполнить.

-В постоянных группах проработайте по два текста и заполните сравнительную таблицу по двум странам, пользуясь планом работы.

-По окончании работы найдите напарника из другой группы и проработайте свои тексты с ним, а также познакомьтесь с его таблицей.

-Внесите вновь полученную информацию в сводную таблицу.

-Повторите все шаги с другим напарником.

-Вы получите готовую сводную таблицу о 5 странах.

-Выучите информацию наизусть, подготовьтесь к выступлению.

Критерии оценивания данной работы также могут быть составлены на основе количества.

 Другая стратегия фишбон (рыбная кость) – это также способ эффективно запомнить содержание текста, любого объема. Если рассматривать эту стратегию графически, то перед нами выступает картинка скелета рыбы. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив, верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться. Этот прием очень удобен, когда тесты посвящены загрязнению окружающей среды, поведению подростков и др. Дети очень быстро определяют проблему по содержанию текста и «разбирают» его по косточкам, что в следствие приводит к сжатию объема текста, при этом без потери смыслового контента. Также не стоит забывать про рубрикацию. По фишбону это может быть, например: отметка «5», при условии, что ученик определяет проблему, факты и причины, вывод самостоятельно; отметка «4», когда ученик не может найти факт или причину самостоятельно. Пользуется помощью учителя. Либо, другой вариант, ученик не может сформулировать проблему или составить вывод самостоятельно. Пользуется помощью учителя; отметка «3», при условии, что ученик не может определить более чем один аспект стратегии (проблему и вывод, факт и причину и т.д.). Данный пример рубрикации был составлен мной, как практическое задание, при теоретическом изучении технологии развития критического мышления на курсах повышения квалификации, под руководством Загашева И.О. и была признана руководителем приемлемой. Для изучения грамматического материала, я пользуюсь приемом инсерт, маркировка текста со значками, «v», «+», «-», «?», где продемонстрированные маркировки имеют обозначения: «знаю», «новое», «думал иначе», и «не понятно» соответственно. Так как грамматика английского языка преподается на родном языке, с таким приемом работать очень удобно, как детям, так и учителю. Например, при изучении местоимений в английском языке, личных и притяжательных, многие нюансы можно уяснить при помощи маркировки, а затем, при помощи кластера подытожить знания по теме, но уже на английском языке. Учащиеся самостоятельно преобразуют имеющийся материал на родном языке в иноязычный, без особых усилий.

     Практические наработки по различным темам английского языка в технологии развития критического мышления существенно облегчают работу мне как педагогу, так как происходит обучение не только языковым навыкам, но и развивается критический подход к обучению у детей, повышается их стремление к получению новых знаний. А перечисленные приемы, используемые на учебных занятиях, учат ребенка видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению, таким образом он готов к самореализации и самовыражению, что является главным условием в реализации ФГОС.

     Подводя итог, могу сказать, что приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют мне сделать работу более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Я не зря указала на «приемы», а не на «технологию», так как в чистом виде технологию применяю циклично (по блоку, теме), что ни в коем случае не ущемляет достоинств данной технологии и не говорит о неиспользовании стадийности, просто хочется пробовать разные приемы, различных технологий, искать наиболее эффективные подходы при изучении английского языка. И иногда всевозможные «миксы» приносят достойные плоды.

      Хочется, однако, отметить, что приемы из технологии развития критического мышления позволяют сделать процесс обучения личностно-ориентированным, позволяют учащимся ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи, помогают формированию и развитию исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развивают их мышление и креативные способности, формируют модельное представление. А учитель, как было сказано выше, становится своего рода организатором, модератором этого «волшебного действа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание работы к районному конкурсу "Моя краеведческая находка"

Описание работы к районному конкурсу "Моя краеведческая находка"...

Описание работы с готовыми чертежами на уроках геометрии в 7-9 классах

Данную статью можно использовать как рекомендации к работе....

Описание работы классного руководителя Кожухарь Н.В.

Данная статья описывает работу классного руководителя за три года. Ставятся цели и задачи воспитательной работы в классе и способы их достижения....

Описание работы школьной столовой

Материал о работе школьной столовой...

несостоятельность IT-метафоры для описания работы мозга

Наивная метафора уподобления человеческого мозга компьютеру довольно распространена, например, даже в подростковой среде: дети прибегают к ней, когда нужно описать быструю скорость решения задачи или ...

Описание работы учителя английского языка

Здесь вы можете прочитать мой опыт работы учителем английского языка...

Краткое описание работ, представленных на Всероссийский педагогический конкурс в номинации: "Лучшее из опыта работы"

В данном файле представлено описание творческих работ детей, выполненных в ходе реализации практико-ориентированных проектов "Мастерская Самоделкина", "Фантазеры",  "Сдел...