Описание работы учителя английского языка
статья по английскому языку на тему
Здесь вы можете прочитать мой опыт работы учителем английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_vasileva.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы учителя английского языка
МБОУ «СОШ № 167с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани
Васильевой Ольги Васильевны
«Один язык приводит вас в коридор жизни.
Два языка открывают все двери на этом пути»
(Фрэнк Смит)
Современное школьное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Особое значение приобретают вопросы обучения, развития и воспитания детей. Сегодня проблема обучения детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира.
Формы и приемы моей работы подчинены единой цели - развитию способности школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур. На самом деле, работа с детьми диктует определенные требования к личности педагога: желание работать нестандартно, творчески, развивать в детях поисковую активность, любознательность. И здесь- необходимо знание детской психологии, а также круга их интересов.
В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никандров считают, что для учителя, желающего овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную лабораторию, необходимо осознание педагогической деятельности как творчества, постоянное профессионально-личностное самовоспитание.
Ни для кого не секрет, что английский язык является международным языком. Именно на нем говорит большая часть нашей планеты. Всем людям хочется, чтобы их понимали, но для этого недостаточно только хотеть. Английский язык становится реально востребованным в наши дни как способ общения и самореализации во внешнем мире и средство интеграции в иноязычную культуру.
Проработав учителем иностранных языков два года, я думаю, будет уместным описать те выводы, к которым я пришла, работая в сотрудничестве с опытными педагогами, наставником, своими коллегами.
Во-первых, продуктивность и успешность работы учеников напрямую зависит от эффективности работы учителя. Отсюда следует, что требования, предъявляемые учителем должны быть соизмеримы с тем, сколько он сам вложил профессиональных качеств, знаний и умений, чтобы неизвестное для учеников стало известным и полезным на пути формирования компетенций.
Специфика преподавания иностранных языков не позволяет оставлять ученика один на один с языком другой страны, в котором как в зеркале отражены особенности культуры другого народа. Хотя на определенном этапе необходимо приучить ученика самостоятельно поддерживать языковую форму, например, через индивидуальное чтение аутентичных книг. Таким образом, требовательным учитель начинает быть, прежде всего, по отношению к себе. Это двоякое явление: с одной стороны, анализ и работа над собой – путь саморазвития. С другой стороны, непросто, а временами и весьма некомфортно быть для себя и критиком и судьей, находить и признавать свои ошибки.
Следующее качество педагога, необходимость которого я обнаружила, - это гибкость. Причем, гибкость педагога может проявляться по-разному. В одном случае – это его толерантность, широта взглядов, умение слушать и слышать. В другом – это способность к импровизации, умение сохранить стратегию урока при изменившихся условиях. Благодаря этому у ученика есть возможность свободно высказать свое мнение, не боясь, что его тут же исправят или как-то не поймут. Со временем такая уверенность превращается в осознанное право выражать свою точку зрения, делать свой выбор.
Гибкость как способность быстро отреагировать на изменившиеся условия урока также необходима педагогу. Фактором, который может свернуть работу учителя с намеченного плана, может стать что угодно: общий настрой класса и поведение отдельного ученика. И вот здесь нужно постараться не стать заложником собственного плана, который уже не актуален в данных условиях, а проявить, возможно, и актерские качества, почувствовать настроение класса, обыграть урок так, чтобы и цели учителя были выполнены и ребята получили удовлетворение от проделанной работы.
Конечно, такую гибкость нужно развивать. Как педагогу с небольшим опытом мне не всегда удается в условиях урока менять его структуру. Но мне помогают мои наблюдения за тем, какую реакцию вызывают предложенные мной виды работы: ученики улыбаются, быстро реагируют на мою инициативу, поднимают руки; или медленно листают книгу в поисках нужного задания, отвлекаются еще на что-то, отвечают только по просьбе учителя. Во втором случае урок не будет потерянным, если активировать работу учеников одним из приемов, которым учитель владеет.
Еще один аспект педагогической деятельности тесно связан с принципом свободного мышления на уроке. Это развитие умений учеников применять полученные знания и навыки в интересующей деятельности, причем не столько в учебной, сколько в другой (работа, наука, общественные отношения). Задача учителя: вести учеников от частного к общему, показать, как и где могут быть применены знания, полученные на уроке, установить междисциплинарные связи изучаемого предмета с другими, объяснить, что приемы и задания, используемые на данном уроке, формируют универсальные способности человека, например, способность к анализу и синтезу, индукции и дедукции. Другими словами, целью каждого урока должно стать формирование и развитие компетенций.
Итак, только практическая деятельность педагога в купе с рефлексией и желанием к саморазвитию могут превратить данные аспекты в надежный механизм эффективной работы учителя и продуктивной работы учеников.
Целью моего опыта является исследование и применение наиболее успешных технологий, способствующих поддержанию исследовательской и творческой деятельности учащихся на иностранном языке и формированию культуры сотрудничества.
Задачи:
- преодоление барьера в общении
- осуществление общения с носителями иностранных языков
- умение работать с различными источниками информации для решения поставленной задачи
- планирование собственной деятельности
- воспитание культуры мышления и культуры работы в команде
В своей практике, наряду с традиционными, я использую технологии, наиболее успешно зарекомендовавшие себя для обучения английскому языку. Это, прежде всего, технология проблемно-ориентированного обучения и технология обучения в сотрудничестве.
Проблемно-ориентированное обучение
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Достоинства заключаются в следующем: усиление роли самостоятельного образования; повышение уровня усвоения практических навыков; акцент не на факте, а на смысле; межличностные отношения и работа в коллективе; мотивация к обучению.
Недостатки: в наименьшей степени применим при формировании практических умений и навыков, чем при традиционном обучении; требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем при традиционном подходе. И это является одной из основных причин доминирования традиционного метода обучения над проблемным обучением.
Проблемная ситуация, как правило, имеет две стороны:
а) предметно-содержательную, связанную с вычленением противоречия опорных знаний, нехваткой какой-то существенной информации;
б) мотивационную, направленную на осознание противоречия и пробуждение желания его устранить при условии приобретения студентами каких-то новых знаний.
PBL (проблемное обучение) широко представлено в Сингапурской методике преподавания. В данной методике предлагается ставить менее структурированные проблемы, связанные с реальной жизнью, более глобальные. Решение такой проблемы подразумевает самостоятельную работу детей, межпредметные связи, связь с жизнью и возможность применить полученные знания. Учитель является только гидом на уроке, он направляет детей на получение знаний. При необходимости, корректирует их действия. Каждый ребенок имеет возможность быть равноправным участником процесса решения проблемы, а при правильной постановке сценария, быть заинтересованным в поиске знаний. Позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, одновременное взаимодействие и равное участие (PIES) являются базовыми принципами проблемного обучения.
Технологии кооперативного обучения
Кооперативное обучение - это технология обучения в малых группах. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, другие учащиеся группы ее не получат).
Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих учащихся построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны учащимся. При этом, учащиеся должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности "свое лицо", сохраняет свою индивидуальность.
Урок в 6 классе на тему «Здоровье»
Забота о физическом и психологическом состоянии учащихся приобретает особую значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все больше людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.
Создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей- главная цель школы. Наша школа является «Школой, содействующей здоровью «золотого» уровня», поэтому мы активно внедряем эффективные здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в учебно-воспитательный процесс. Распространяем опыт работы и реализуем программы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Урок с элементами Сингапурского обучения
Командный дух, который царил на уроке, позволил сплотиться ученикам из разных команд. Все, без исключения, были охвачены положительными эмоциями и восторгами. То, что предлагает Сингапурская методика преподавания учитывает природную потребность ребенка двигаться. Структуры, формы проведения урока, позволяют более свободно двигаться, перемещаться не в ущерб образовательному процессу. Кроме того, структуры учитывают еще одну очень важную потребность ребенка-потребность в общении. Потребность в том, чтобы его выслушали, оценили, похвалили. И в каждой, предложенной структуре, общение заканчивается взаимной похвалой. Это очень важно. Ребенок чувствует себя комфортно, он понимает, что его окружают люди, которые готовы выслушать, которые понимают и ценят его.
Я лично никогда не задумывалась о том, как важно правильно рассадить учащихся в группах, как организовать работу в группе таким образом, чтобы работал каждый ученик в группе. Я считаю, что Сингапурская система преподавания соответствует современным потребностям общества, отвечает потребностям учащихся и бережет их здоровье.
Урок ФГОС
Сегодня в современном обществе изменяются цели и задачи образования. И педагога, я вижу, не как человека, который несет знания, а человека, который дает ученику в руки инструмент для получения этих знаний.
Веселые игры на 5 минут, шуточные «кричалки» “Ok!”, “ All right!”, “Great job, buddy”
Клуб “English Speakers”
Как учитель английского языка, работающий с детьми, проявляющими способности к изучению английского языка, стараюсь поддерживать их. Конечно, за 45 минут урока сделать это практически невозможно, ведь в классе много учеников, а вот помочь во внеурочное время всегда можно.
С такими ребятами мы организовали клуб “English Speakers” для тренировки практики устной речи. Занятия проходят исключительно на английском языке. Каждый раз обсуждаются какие-то вопросы. Все упражнения основаны на реальных жизненных ситуациях, что делает процесс обучения интересным и увлекательным. Совсем недавно мы ввели практику тематических вечеров. Например, недавно был день кинематографии. Мы смотрели трейлеры из новинок кино, обсуждали игру актеров, съемки. У детей появилось желание самим стать режиссерами и смонтировать фильм.
Также мы не забываем смотреть уже полюбившиеся видео «Ted’s talk», где известные люди обсуждают наболевшие темы на английском языке. Ну и апофеоз наших занятий, это общение с иностранцами по Skype. Как у них загораются глаза, какое удовольствие они получают от осознания того, что их понимают. Эти занятия ребята ждут с нетерпением. Вот где стираются все барьеры! Ребята заранее готовят свои вопросы. Здесь и история, и страноведение, и грамматика. Ничто не может ускользнуть от их пристального взгляда.
Такие занятия помогают ребятам раскрепоститься. Они начинают свободнее выражать свое мнение, не боясь быть непонятыми. Умение понять и объясниться на английском языке, наверное, один из самых важных моментов. Поэтому на занятиях ребята много общаются, разыгрывают разные ситуации - в кафе, в отеле, аэропорту. Каждый раз задача усложняется, ведь ребята должны быть готовы к любым неожиданным ситуациям. Ребята общаются между собой, учатся быть коммуникабельными, пунктуальными, целенаправленными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...
Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны
В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...
Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...
Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...
Краткое описание системы работы учителя английского языка
Краткое описание системы работы учителя английского языка...
Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»
Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....
Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.
Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...
- Мне нравится (1)