Педагогическая технология кейс-стади как фактор стимулирования развития коммуникативных и творческих навыков обучающихся в урочной деятельности.
методическая разработка по английскому языку

Данная методическая разработка представляет собой отчёт о проведённой работе по аппробации педагогической технологии кейс- стади на уроках английского языка. Предметная область: иностранные языки. Методическая разработка содержит научно-теоретическое обоснование и практическое определение предлагаемого материала. Данная методическая разработка создана на основе практического опыта учителя и может быть использована учителями общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.tehnologiya_keys-stadi.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология кейс-стади как фактор стимулирования развития коммуникативных и творческих навыков обучающихся в урочной деятельности.

Отчёт о проведённой работе по апробации педагогической

технологии на уроках английского языка.

Учитель: Седых Елена Викторовна

  1. Условия возникновения опыта.

   Расширение международных связей и контактов ставит перед российскими педагогами цель – воспитание поколения, осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. Это повышает требования к языковой культуре учащихся, коммуникативной компетенции, созданию условий для самоопределения и самореализации.

   Действие социально-экономических и политических факторов проявляется в первую очередь в отношении общества к иностранным языкам, а также в тех требованиях, которые общество предъявляет к уровню образования по иностранному языку своих граждан. Эти факторы определяют приоритеты в выборе иностранного языка и потребности в его практическом использовании как средства повседневного общения.

   Знание иностранного языка становится в современном обществе необходимо в личной и профессиональной жизни человека. Все это вызывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими иностранными языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в материальном смысле положение. Отсюда ясно, что социальный заказ общества по отношению к иностранному языку, выражается не просто в практическом знании языка, а в умении использовать этот язык в реальной коммуникации.

   В законе «Об образовании» выделены приоритетные направления: формирование общей культуры учащихся, подготовка личности к самостоятельной жизни, развитие чувства ответственности, моральной и социальной полезности. Методы обучения детей школьников должны способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению кругозора, формированию общеучебных навыков, развитию самостоятельной, поисковой деятельности, формированию эстетических взглядов, повышению уровня компетентности, интереса к предмету, исследовательскому материалу.

2. Актуальность.

   Преподавание иностранного языка в нашей школе ориентировано на осуществление новых подходов в его изучении, в рамках которых язык рассматривается прежде всего как инструмент приобщения к миру специальных знаний. Однако при положительной реализации программы изучения английского языка я как учитель столкнулась со следующими проблемами:

- недостаточный уровень самостоятельности обучающихся в процессе учебной деятельности;

- неумение переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

- недостаточный уровень развития коммуникативных навыков;

- недостаточно высокая мотивация к изучению английского языка.

Наблюдение за учащимися и оценка качества знаний школьников показали недостаточную сформированность умений и навыков в решении практических задач, основанных на реальных явлениях жизни.

   Выявленные проблемы определили актуальность выбора педагогической технологии, которая потребует от обучающихся умения самостоятельно думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, применять свои знания на практике, и которая способствовала бы погружению в атмосферу.

   Кейс-технология была выбрана мною как наиболее соответствующая вышеперечисленным условиям. Требования нового образовательного стандарта включают умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи. работник. собственник, потребитель и т.д.). Считаю, что такие умения можно развивать, практически реализуя кейс технологию при обучении иностранным языкам. Существует несколько методов кейс технологии:

- метод инцидентов;

- метод разбора деловой корреспонденции;

- игровое проектирование;

- ситуативно-ролевая игра;

- метод дискуссии;

- кейс-стади.

Как педагог знакома со всеми из них, но в педагогической практике применяю в основном метод ситуативно-ролевой игры, игровое проектирование и кейс- стадии.

   Далее теоретически обосную и практически определю, является ли кейс – стади фактором стимулирования развития коммуникативных и творческих навыков  обучающихся в урочной деятельности.

3.Формат презентации технологии.

   В переводе с английского языка case — случай, ситуация, а также доказательства, сумма доводов, аргументация, следовательно, case study — это процесс исследования с использованием аргументации на основе реальных ситуаций.

   Case study – специфический метод обучения, который применяю для решения образовательных задач. Сущность этого способа обучения заключается в том, что предлагаю обучающимся конкретную ситуацию (case), которая обсуждается на занятиях и служит основой для дальнейшего обсуждения и принятия обоснованного решения. Процесс обучения с использованием кейс–метода на моих уроках английского языка представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие временные затраты и вариативность обучения.

  Трудоёмкой  задачей для меня, как для преподавателя, является разработка кейса, т.е. подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми обучающимся нужно овладеть, поскольку разработка кейса требует эрудиции, педагогического мастерства и времени.

   Как правило,  предлагаю школьникам подготовленный в письменной форме кейс, который ими читается и изучается. Кейс является базой для дальнейшего обсуждения под моим руководством. Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему, так как обучающиеся принимают на себя определенные роли в предстоящем обсуждении проблемы, выступая оппонентами в процессе полемики. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они предложены в качестве способа разрешения проблемы. Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. При этом обучающимся даётся установка, что возможно не одно решение, а различные решения проблемы. Поэтому,  как учитель, стараюсь помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что ответственность за принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия решений.

Кейс-метод на уроках иностранного языка  применяю на следующих этапах работы:

- при подготовке к выполнению заданий с развёрнутым ответом для ЕГЭ;

- при проведении заключительных уроков по отдельным темам;

- при работе над проектом;

- при составлении диалогов;

- при проведении дискуссии;

- при анализе конкретной ситуации.

4. Цели и задачи.

  Используя на уроках кейс технологию определила основную цель ее применения - научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, тесно связанную с реальностью, и находить ее решение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать информацию, предложенную в них, учиться анализировать эту информацию.

Считаю, применяемая мной технология направлена на решение следующих образовательных задач:

  • приобретение новых знаний и развитие общих представлений;
  • развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления;
  • приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;
  • развитие умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
  • приобретение навыков разработки действий и их поэтапного осуществления;
  • возможность работать в команде;
  • возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

5. Обязательные условия реализации технологии.

  Анализируя опыт работы с применением кейс технологии для успешной реализации   кейс- стадии на уроках английского языка,  считаю необходимым создание и наличие следующих обязательных условий:

  • владение обучающимися необходимым определённым запасом знаний, достаточно высокий общий уровень владения английским языком;
  • высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков;
  • возрастная и психологическая готовность обучающихся работать с кейсами, воспринимать представленную информацию адекватно;
  • соответствие предметного содержания УМК и уровня языковой и речевой подготовки обучающихся;
  • правильно организованная учителем учебная деятельность и серьёзная подготовка учителя для разработки кейса в соответствии с особенностями и возможностями обучающихся, а также предметным содержанием УМК.

  В качестве дополнительных и желаемых условий  реализации рассматриваю другие методы обучения английскому языку, поскольку будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс - стади не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения.

   Проанализировав психологические и возрастные особенности школьников, считаю возможным использование кейс технологии на уроках английского языка, начиная  с 6 класса. Сформированность словесно-логического мышления, становление теоретического рефлексивного мышления, интеллектуализация познавательных процессов, стремление и интерес к процессу обучения являются признаками психологической готовности учащихся работать с кейсами.

6. Материалы УМК.

   Одним из обязательных условий реализации кейс технологии считаю правильно организованную учителем учебную деятельность и серьёзную подготовку учителя для разработки кейса в соответствии с особенностями и возможностями обучающихся, а также предметным содержанием УМК.

   В своей работе я использую УМК  «Spotlight» (Английский в фокусе) по английскому языку авторов Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.

   Предметное содержание УМК  подобрано в соответствии с принципом коммуникативной направленности.  Данный УМК обеспечивает создание иноязычной коммуникативной атмосферы на уроках, что мотивирует учащихся на изучение английского языка. Материал учебника ориентирован на личность учащихся, их интересы, склонности и способности (дифференцированный подход). Логический порядок упражнений в учебнике обеспечивает поэтапность в овладении этими видами речевой деятельности, концентрированную подачу материала, ситуативную обусловленность упражнений, а также создаёт условия для самостоятельной работы обучающихся и способствует развитию общеучебных умений.

    Предметное содержание структурировано и представлено модулями, имеющими различную тематику. После каждого модуля проводится тест на проверку изученного материала. Упражнения, представленные в учебнике ситуативны, что облегчает общение школьников на английском языке в реальной жизни. Учебник также формирует самостоятельность и творческий потенциал обучающихся, так как большое внимание авторами учебника уделяется написанию творческих работ (письма, сочинения, рассказа, эссе).

   Содержание учебника направлено на повышение уровня языковой подготовки, формирование навыков и умений грамотной письменной и устной речи.

   Анализируя данный учебник, могу сделать вывод, что при высокой содержательной ценности, разнообразии тем и заданий в данном УМК встречаются проблемные вопросы и ситуации. Проекты исследовательского типа, как и готовые кейсы, в данном УМК не разработаны. Но, считаю, в учебнике есть условия для создания кейсов учителем в рамках заданной тематики. Ситуативность предлагаемых упражнений, а также проблемные вопросы, требующие аргументированного выражения мнения, могут служить основой для разработки кейсов.

   Таким образом, несмотря на отсутствие в содержании УМК готовых кейсов, разнообразие тем и разделов представляет широкие возможности для создания и внедрения кейсов в процесс обучения.

7. Ресурсы технологии.

   Для эффективного решения задач технологии считаю недостаточным  использование только УМК. Применение кейс-стади  на уроках английского языка требует применение дополнительных ресурсов:

  • художественная и публицистическая литература;
  • статистический материал (таблицы, анкеты, схемы и т.д.);
  • аудиозаписи;
  • интернет ресурсы;
  • личные ситуации школьников и учителя.

8. Соотношение индивидуальной, групповой и парной работы.

  Поскольку кейс-стади выступает как технология коллективного обучения, то важнейшими ее сотавляющими выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучающихся. Соотношение индивидуальной, групповой и парной работы считаю как 45% : 45% : 10%.

9.Характеристика этапов применения кейс-метода.

  Обучающимся озвучивается тема кейса. Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. (Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой.) Учитывая то, что уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, лучше давать  изучение  материалов кейса индивидуально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки работа обучающихся в группе, участие в обсуждении будут более плодотворными.

Метод представляет собой поэтапную работу над проблемной ситуацией. Подготовительный этап - это сбор и формирование информационного и раздаточного материала. Данный этап осуществляется непосредственно учителем, иногда с привлечением наиболее подготовленных обучающихся для помощи при выборе источников информации (отбор определенных Интернет-ресурсов, сайтов, блогов) и оказания технической поддержки (перенос информации на электронные носители, создание мультимедийных презентаций, запись видеоматериалов и т.п.). Продуктами данного этапа являются:

1. Пояснительная записка для учителя с описанием особенностей задания и специфики работы с ним.

2. Собственно, сам кейс. Описание какой – либо конкретной проблемной ситуации, т. е. заранее оформленный учителем материал, подготовленный, как правило, на основе фактически существовавших случаев, без упоминания реальных имён и названий, или с их заменой.

3. Схема анализа ситуации. Перечень вопросов и/или заданий, необходимых для выявления пути (путей) разрешения существующей проблемы.

4. Сопутствующий материал, необходимый для выполнения задания (дополнительные сведения, уточнения, таблицы, анкеты, схемы и т. д.).

Рабочий этап. Это собственно знакомство обучающихся с содержанием кейса, его анализ, диагностика проблемы, поиск путей её решения самостоятельно или в процессе дискуссии с другими обучающимися, с учителем.

   Рабочий этап над проблемной ситуацией представляет собой коллективный поиск путей её решения. Обучающиеся высказывают свои мнения, спорят, выбирают верные решения. Важно обращать внимание группы на необходимость комплексного подхода к проблеме: т. е. определить ошибки, предложить несколько вариантов исправления ошибок или их предотвращения.

Заключительный этап. Принятие решений по проблеме в ходе заключительного обсуждения на занятии.

   По мере усвоения обучающимися данной методики, задания могут усложняются, дополняются разнообразными дополнительными условиями. Эффективным оказывается задание обучающимся разработать кейс по предложенной учителем  или выбранной самостоятельно теме. Это позволяет задействовать опыт, полученный обучающимися на основе практических занятий, оценить правильность принятых решений.

Действия учителя и ученика на этапах организации кейса

Фаза работы

Действия учителя

Действия ученика

До занятия:

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов.
3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время

занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит группу на подгруппы.

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

После занятия:

1. Оценивает работу студентов.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

Таким образом, кейс технология может быть реализована на серии уроков, краткосрочный кейс может быть реализован на одном уроке,  в качестве домашнего задания, как подготовка к работе с кейсом, в рамках внеурочной деятельности.

10. Организационные правила работы над кейсом в группе.

  Анализируя опыт работы с применением метода кейс-стади, могу отметить, что активность работы каждого обучающегося зависит от многих факторов, основными из которых являются: число и качественный состав участников, организационная структура подгруппы, ее размещение, общая организация работы с кейсом, организация обсуждения результатов, подведение итогов.

Формирование подгрупп

В работе по кейс технологии использовала следующие группы:

  1. однородная группа – обучающиеся в группе были одного уровня владения языком, или одного пола, одного уровня интересов и т.д. Выявила преимущества работы такого состава: высокая степень доверия и общие интересы. Но есть и недостатки: сходство взглядов на проблему, которое не позволяет выработать варианты решений.
  2.  Разнородная группа – обучающиеся в группе были разного уровня подготовки, пола и т.д. Для себя определила следующие преимущества: креативность из-за разных точек зрения. Но есть и недостатки: сложность принятия общего решения за короткий отрезок времени, невысокая активность более слабых учеников.

Вывод: очень важно, чтобы работа каждой группы (подгруппы) была организована правильно. Поэтому формированию групп нужно уделять большое внимание. При этом предпочтение лучше отдать четному числу участников.

Дисциплина

Работать над кейсом в жестких рамках, в условиях строгой дисциплины нельзя, так как во многом это процесс творческий. Учитель должен дать ученикам некоторую  свободу действий, за дисциплиной они должны следить сами – обучающиеся  имеют право на то, чтобы посмеяться, даже поговорить на другие темы, но это не должно идти в ущерб работе в целом. Время на такой отдых не должно превышать 30% от времени, отведенного на всю работу подгруппы. Учитель  должен координировать работу учеников. В каждой подгруппе нужно создавать условия самодисциплины и самоорганизации. Одна из задач учителя при использовании кейс технологии заключается в обучении учеников культуре общения и ведения дискуссии. Работа над кейсом учит их работать в коллективе, принимать коллективные решения. Приобщаясь к такой работе, люди часто меняются по характеру. Кто-то становится более доверчивым, кто-то более уверенным в себе, кто-то, напротив, менее категоричным и начинает прислушиваться к мнению других и т. д. Все это помогает им в дальнейшей работе и учёбе.

Размещение группы

Немаловажное значение, по моему мнению, имеет правильное размещение учеников в подгруппе. Оно должно быть таким, чтобы у каждого обучающегося был потенциальный собеседник. Поэтому учеников  лучше всего усаживать попарно друг против друга (в идеале – за круглым столом). Подгруппы не должны мешать друг другу, поэтому должны располагаться по возможности на каком-то расстоянии.

Считаю, правильное размещение облегчает совместную работу и позволяет руководителю подгруппы лучше координировать ее действия.

11.Развитие коммуникативных навыков.

   Считаю, применение кейс-стади на занятиях по английскому языку преследует следующие взаимодополняющие цели:

  • совершенствование коммуникативной компетенции;
  • лингвистической компетенции;
  • социокультурной компетенции.

   Знакомство с кейсом, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на иностранном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная) – всё это примеры коммуникативных задач.

   Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил иноязычного общения.

   Иноязычная речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности:

  • обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;
  • выделение наиболее важной информации;
  • обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
  • работа над проблемой (дискуссия);
  • выработка решения проблемы;
  • дискуссия для принятия окончательного решения;
  • подготовка доклада;
  • аргументированный краткий доклад.

12. Организация учебного материала.

  Занятие английского языка на основе кейс-технологии может строится с использованием следующих групп упражнений:

  • Первая группа упражнений – вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имеют дискуссионный характер. Целью упражнений этого типа является обучение лексике, а также навыкам говорения.
  • Далее «Аудирование» (Listening). Упражнения этого раздела направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также на освоение новой лексики.
  •  «Чтение» (Reading). Этот раздел занятия, кроме развития навыков чтения и понимания текста на английском языке, может быть  нацелен на освоение новых лексических единиц по теме занятия.
  • Повторение грамматики (Language Review). Этот блок упражнений может быть  посвящен грамматической теме урока.

При работе над кейсом задействованы все четыре вида речевой деятельности: чтение и письмо на подготовительных этапах, а аудирование и говорение – на итоговом. Работая над кейсом, ученики получают реальную возможность общения на иностранном языке  в процессе взаимодействия с участниками группы и со мной, т.е. с учителем.

   

13. Преимущества и недостатки технологии.

Преимущества:

Несомненно, применение кейс-технологии имеет некоторые преимущества. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.

Недостатки:

Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Непростой момент для учителя — это оценивание, ибо требуется оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить его знания. Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов не позволяет оценивать активность обучающихся. Конечно, как и другие технологии и методы, кейс-стади имеет свои плюсы и минусы. Но бесспорно следующее: данный метод  не просто стимулирует деятельность учителя и обучающихся на уроке, но и позволяет увидеть реальные результаты своего труда всем участникам урока. Так как в обсуждение вовлечены все, даже обучающиеся, имеющие низкие коммуникативные способности, двоек при использовании кейс-метода ставить не приходится.

14.Вывод.

  Будучи интерактивным методом обучения, кейс –стади вызывает позитивное отношение со стороны учеников, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учеников, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учёбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность

Интернационализм в дополнительном и обязательном образовании....

Из опыта работы "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"

Презентация на тему: "Развитие коммуникативных и творческих способностей обучающихся на уроках английского языка"...

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...

Технология кейс –стади как средство формирования компетенций обучающихся

Описание использования технология кейс –стади (2013 год)...

Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений

Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами я...